Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 
 
[ танки | бронемашины | артиллерия | стрелковое оружие ]
 

Система С-400 «Триумф»

После завершения разработки системы С-200 неоднократно рассматривалась возможность и целесообразность создания системы с еще большей досягаемостью. Несмотря на то, что к этому времени основой тактики применения авиации стал прорыв к цели на малых высотах, по-прежнему актуальной оставалась задача поражения самолетов типа AWACS, постановщиков помех, а также носителей управляемых ракет, выполняющих свои задачи за пределами зоны поражения состоящих на вооружении ЗРК. Для ряда тактических ситуаций характерной являлась дальность 400...450 км, соответствующая удалению радиогоризонта от околозвукового самолета, летящего на высоте, близкой к своему практическому потолку.

В результате неоднократных модернизаций системы С-200 максимальная дальность ракет увеличилась почти вдвое по сравнению с исходным вариантом. При использовании освоенных к восьмидесятым годам достижений в области электроники, боевого оснащения и двигателей возможно было создание новой ракеты в развитие В-880 с дальностью 400 км и более. Однако принципиальные технические решения по В-880 (применение жидкого топлива, значительные вес и габариты, наклонный старт с одно-балочной ПУ) к тому времени уже морально устарели.

В связи с этим уже в ходе выполнения начатой в восьмидесятые годы разработки нового комплекса С-400 было принято решение взять за основу не С-200, а С-300. При этом учли успешный экспериментальный пуск ракеты комплекса С-300 на дальность ~400 км по траектории, близкой к баллистической с максимальной высотой ~70 км. В 1988 г. ВПК и Заказчик рассмотрели проект создания зенитно-ракетной системы С-400 с дальней границей зоны поражения около 400 км. Новая единая система ПВО и нестратегической ПРО большой и средней дальности получила условное наименование «Триумф». Головным разработчиком С-400 стало ЦКБ «Алмаз», возглавил работы генеральный конструктор А.А. Леманский.

По типажу и боевому составу средств новая система подобна системам семейства С-300П. Высокая степень автоматизации позволила сократить численность личного состава.

Система «четвертого с плюсом» поколения предназначена для поражения на дальности до 300-400 км самолетов тактической и стратегической авиации, стратегических крылатых ракет и других ракетных средств, самолетов типа AWACS, самолетов, изготовленных с применением технологии «Стелс», баллистических ракет с дальностью пуска до 3500 км.

Испытания С-400 начались на полигоне Сары-Шаган, но в связи с высокой стоимостью его аренды у Казахстана перенесены на российский полигон Капустин Яр. 12 февраля 1999 г. на этом полигоне в присутствии высшего руководства МО России был проведен первый пуск заимствованной от ЗРК С-300П ракеты 48Н6Е в замкнутом контуре управления. С 2000 г. работы вышли на этап Государственных испытаний и находятся на завершающей стадии полигонных испытаний и готовности к поставкам в войска. В 2001г. испытания ЗРС С-400 "Триумф" в основном завершены в части, не связанной с новой ракетой большой дальности.

Система «Триумф» обладает рядом преимуществ по сравнению с С-300ПМ:

  • обеспечивается поражение всех средств воздушного нападения, включая баллистические ракеты со скоростями полета до 5 000 м/сек;
  • увеличивается вдвое по дальности и в 1,5 раза по высоте протяженность зоны поражения, обеспечивается поражение самолетов-постановщиков высокопотенциальных помех прикрытия, радиолокационного дозора и наведения, разведывательно-ударных комплексов непосредственно при их выходе из-за радиогоризонта;
  • увеличивается в 4...5 раз по суммарной плотности помех прикрытия помехозащищенность;
  • огневая производительность ЗРК повышается вдвое, системы в целом - в 2,5 раза и более;
  • возрастает в 2...2,5 раза боевая эффективность ЗРС при сокращении личного состава вдвое;
  • обеспечивается применение парка ракет из боевого запаса систем ряда С-300П (С-300Ф).
  • обеспечивается обстрел цели ракетами соседних зенитных ракетных комплексов.

В составе системы возможно использование нескольких типов зенитных ракет - как 48Н6Е и 48Н6Е2, заимствуемых от системы С-300П, так и новой ракеты большой дальности, а также ЗУР средней дальности 9М96Е и 9М96Е2.

Ракеты 9М96Е и 9М96Е2 максимально унифицированы, но комплектуются разными двигателями, отличаются длиной, массой, максимальной дальностью полета и досягаемостью по высоте. Отработка ракет началась раньше, чем французских ракет "Aster", однако за счет реализации новых идей, прежде всего - применения двигательной установки поперечной коррекции, отечественные ЗУР превосходят зарубежные.

Ракеты используют "холодный" старт - перед запуском маршевого двигателя они выбрасываются из контейнера на высоту более 30 метров. В процессе подъема на эту высоту ракета с неработающим маршевым двигателем склоняется в сторону цели с помощью газодинамической системы. Запуск маршевого двигателя по завершении склонения позволяет увеличить досягаемость и уменьшить ближнюю границу зоны поражения. На начальном и среднем участках траектории используется инерциальное управление с радиокоррекцией, на завершающем - самонаведение. Применение активной радиолокационной ГСН независимо от дальности стрельбы обеспечивает высокую точность наведения, уменьшает зависимость ракеты от наземных средств, что способствует расширению канальности как по целям, так и по ракетам.

Применение управляемого боевого снаряжения обеспечивает повышение вероятности поражения боевого снаряжения беспилотных целей в 1,5-2 раза и позволяет значительно увеличить плотность и скорость разлета осколков в направлении цели и за счет этого повысить эффективность поражения различных целей. Высокоэффективное поражение целей достигается благодаря оптимальному сочетанию использования инерциально-командного наведения и самонаведения с высокой маневренностью ракет в зоне встречи с целью. Технология высокоманевренного управления ракет с помощью двигателей поперечного управления полностью отработана МКБ фирмой "Факел" в составе экспериментальной зенитной ракеты малой дальности в период с 1988 по 1993 годы.

Использование легкой боевой части (24 кг) и малогабаритной аппаратуры обеспечили достижение в относительно небольшой ракете 9М96Е2 основных характеристик, практически не уступающих показателям вчетверо более тяжелой ракеты 48Н6. Вместо ТПК с одной ракетой на ПУ размещается кассета (пакет из 4 ТПК) с ЗУР 9М96Е или 9М96Е2.

По словам Генерального конструктора МКБ "Факел" В.Г.Светлова, разработка двух ЗУР различной дальности первоначально велась в интересах флота для новых кораблей. Когда кораблестроение в России замерло, ракетами заинтересовались BBC-ПВО применительно к перспективному комплексу С-400 "Триумф". Прорабатывается применение новых ракет "Факела" также в перспективном корабельном комплексе, в комплексе ПВО Сухопутных Войск. Предполагается, что ракеты из состава С-400 могут стать и основным оружием дальнего действия боевых самолетов ВВС России в качестве ракеты "воздух-воздух".

Кассета с 4 ЗУР 9М96Е демонстрировалась на МАКС-99 на пусковой установке типа 5П85СЕ2 комплекса "Фаворит". Использование ракет 9М96Е и 9М96Е2 в составе комплексов С-300П позволяет расширить его боевые возможности и увеличить боезапас без увеличения числа единиц техники пусковых установок.



 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001