Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 
 
[ танки | бронемашины | артиллерия | стрелковое оружие ]
 

Система С-75

Среди отечественного управляемого оружия зенитный ракетный комплекс С-75 (первоначальное обозначение - «Система-75») занимает особое, исключительное место. Именно С-75 стал не только первым перевозимым комплексом, но и первым в мире зенитным ракетным комплексом, принявшим участие в реальных боевых действиях. На его боевом счету первые сбитые самолеты противника, он первым стал экспортироваться за рубеж. Более того, в сознании миллионов советских граждан, отслуживших «срочную» в рядах Войск ПВО страны, С-75 вообще представлялся первенцем советского зенитного ракетного оружия. Популярность С-75 вполне объяснима. Если «Система-25» была развернута в крайне ограниченном районе в обстановке строжайшей тайны, то комплексы С-75 размещались по всей стране, а входившие в их состав ракеты впервые провезли по Красной площади 7 ноября 1957 г., еще до принятия на вооружение. Решение о создании перевозимого зенитного ракетного комплекса было принято на завершающей стадии разработки зенитно-ракетной системы ПВО Москвы с использованием стационарных комплексов С-25, после ее выхода на этап летных испытаний по реальным целям. При этом необходимость и целесообразность срочного создания такого комплекса не была самоочевидной. Как известно, основными объектами обороны для Войск ПВО страны являются сугубо стационарные города и промышленные районы. Тем не менее в пользу разработки перевозимого комплекса свидетельствовал ряд стратегических, тактических и технико-экономических соображений. Во-первых, с появлением ядерного оружия, исход стратегических операций стал напрямую зависеть от надежной защиты важнейших военных и транспортных объектов от ударов авиации, действующей на всех, в том числе на больших высотах. Наиболее же эффективным средством борьбы с высотными целями уже проявили себя ракеты. В то же время для ожидаемого конфликта прежде всего предполагался маневренный характер боевых действий, свойственный периоду Второй мировой войны. Стационарные зенитные ракетные комплексы прикрытие Сухопутных войск в быстроменяющейся боевой обстановке обеспечить не могли. Более того, при наличии только стационарных комплексов была крайне затруднена даже защита объектов на территории СССР в случае возникновения угрозы с нового стратегического направления, в ситуации, аналогичной той, которая возникла при ухудшении советско-китайских отношений. Во-вторых, применение перевозимых зенитных ракетных комплексов позволяло решать ряд новых тактических задач, например, осуществлять выход из-под удара противника путем смены позиции, действовать из засад, выдвигать резервные комплексы взамен выведенных из строя. В-третьих, существенно снижались затраты на строительство, даже с учетом необходимости соответствующего обустройства пунктов постоянной дислокации частей, эксплуатирующих перевозимые комплексы. В ряде случаев могла быть использована возможность размещения личного состава зенитных ракетных частей и семей военнослужащих в военных городках, освобождаемых при ликвидации частей активно сокращаемых в то время родов войск - ствольной артиллерии, авиации. В-четвертых, при изготовлении и комплектации техники в заводских условиях заметно возрастала ее надежность, поскольку окончательную отладку аппаратуры и других технических средств можно было осуществлять централизовано на специальной базе, без многократного выезда множества гражданских специалистов непосредственно в части, эксплуатирующие комплексы, как это имело место при вводе в строй «Системы-25». По оценкам специалистов, создание передвижного комплекса позволяло организовать оборону объектов с меньшими затратами, чем использование для этих целей стационарных комплексов системы С-25. При принятии решения о создании перевозимого комплекса учитывалось и то, что даже в условиях характерного для тех лет бурного прогресса радиоэлектроники необходимое радикальное сокращение массо-габаритных показателей аппаратуры не может быть достигнуто без некоторого снижения боевых возможностей оружия по сравнению с достигнутыми в С-25. Поэтому было принято решение разрабатывать комплекс как одноканальный по цели, но для повышения вероятности выполнения боевой задачи новый комплекс задавался как трехканальный по ракете, то есть обеспечивающий возможность одновременного наведения на одну цель трех ракет. Постановлением Совета Министров СССР от 20 ноября 1953 г № 2838-1201 «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника» задавалось создание комплекса, предназначенного для поражения целей, летящих со скоростью до 1500 км/час на высотах от 3 до 20 км. Масса ракеты не должна была превышать две тонны. Дальность стрельбы Постановлением не указывалась. Как показали проведенные расчеты, стоимость обороны типовой цели при существовавших тогда ограничениях получалась минимальной при дальности стрельбы ракеты 30 км. Головным разработчиком системы было определено КБ-1 Министерства среднего машиностроения, главным конструктором А.А. Расплетин. Для организации работ над новой системой в КБ-1 была организована тематическая лаборатория, которую возглавил Б.В. Бункин. Одновременно из КБ-1 был выделен коллектив конструкторов, которому поручалось во вновь организованном ОКБ-2 разработать ракету для нового комплекса. Новое КБ возглавил П.Д. Грушин. Успешному ходу работ способствовало широкое использование технических решений, отработанных в системе С-25. Еще до принятия Постановления 1953 г в инициативном порядке была начата разработка экспериментального макетного образца перевозимого комплекса. При разработке «Системы-75» были еще раз проанализированы возможные варианты построения комплекса и радиолокационных средств станции наведения ракет. Применительно к однока-нальному комплексу преимущества реализованной схемы радиолокаторов с линейным сканированием пространства были не столь очевидны. Использование узколучевых радиолокаторов, аналогичных принятым в американском комплексе «Найк-Аякс», позволило бы более полно использовать энергетический потенциал РЛС. Однако специалисты КБ-1 сохранили схему с линейным сканированием, уменьшив сектор сканирования пространства до ±10° относительно направления на обстреливаемую цель, обеспечив достаточную точность определения координат цели и ракет в зонах нахождения целей и их поражения, возможность обстрела плотных групп целей. Этим была достигнута большая защищенность станции при работе в сложной помеховой обстановке по сравнению с применением узколучевого радиолокатора, что и подтвердилось в дальнейшем в ходе боевых действий во Вьетнаме. При разработке СНР были использованы наработки, полученные на заключительной стадии работ по С-25, но не реализованные в этой системе. Для перевозимого комплекса были бы абсолютно неприемлемы применявшиеся в С-25 грандиозные вращающиеся антенны -«мельницы». Антенны новой СНР в процессе сканирования оставались неподвижными. Общая ориентация блока антенн в направлении на цель по азимуту и углу места обеспечивалось механическим приводом. Приемлемые габариты антенн достигались применением металловоздушной линзы, рупорного облучателя с механическим сканированием. Переход на 6-сантиметровый диапазон позволил при уменьшении габаритов антенн сохранить точность определения координат. Трехканальное исполнение контура наведения ракет обеспечивалось передачей команд на все ЗУР одной станцией наведения с использованием импульсно-временного кодирования через антенну с относительно узкой диаграммой направленности, смонтированной на блоке основных антенн. Для применения в С-75 был разработан новый метод наведения ракет на цель - так называемый метод половинного спрямления. Траектория полета ракеты направлялась к промежуточной расчетной точке, расположенной между текущим положением цели и расчетной точкой встречи. Это позволяло существенно снизить потребные перегрузки ракеты при стрельбе по маневрирующей цели, сузить необходимый сектор обзора пространства станцией наведения ракет при одновременном сопровождении как цели, так и ЗУР. Выбор основных технических решений по ракете, получившей обозначение В-750 изделие «1Д») во многом определялся обликом радиоэлектронной части комплекса. Применение узконаправленной антенны передачи команд на ракету, жестко связанной с блоком ориентируемых на цель основных антенн, определило применение наклонного старта ЗУР с разворачиваемых в сторону цели ПУ. Для осуществления такого старта требовалась высокая начальная тягово-оруженность - отношение тяги к стартовой массе ракеты, что мог обеспечить только твердотопливный (по терминологии тех лет - пороховой) двигатель. При относительно длительном последующем полете к цели требовалось в десятки раз меньшее значение тяги и высокая экономичность двигателя по расходу топлива, что в те годы достигалось только в жидкостных ракетных двигателях. Двухступенчатая схема ракеты с твердотопливным стартовым ускорителем и жидкостным двигателем на маршевой ступени, напрашивалась сама собой. Данная схема уже была реализована в американской ЗУР «Найк-Аякс» и в отечественной ракете «ШБ-32», разрабатывавшейся в КБ-1 в начале пятидесятых годов. В отличие от этих ракет, впервые в нашей стране для маршевой ступени ЗУР В-750 была использована нормальная аэродинамическая схема - рули располагались за крыльями. Использование нормальной схемы позволило реализовать более высокое аэродинамическое качество по сравнению со схемой «утка». Для этой схемы также не требовалось применять элероны - управление ракетой по крену достигалось дифференциальным отклонением рулей. Во избежание неприемлемого ухода осей бортовых гироприборов на стартовом участке потребовалось обеспечить стабилизацию по крену, для чего в одной из плоскостей пара консолей стабилизаторов оснащались элеронами. В передней части ракеты были установлены дестабилизаторы, увеличившие маневренность ЗУР и позволившие регулировать запас ее статической устойчивости в процессе доводки. Для внесения «гармонии» в процесс управления ракетой при различных скоростях и высотах ее полета на ЗУР был установлен механизм изменения передаточного числа - МИПЧ, регулировавший угол отклонения рулей в зависимости от скоростного напора. Правда, представлявший собой многозвенную конструкцию со сложной кинематикой, МИПЧ требовал точной привязки к остальным элементам ракеты и комплектации ее приемником воздушного давления, ставшим в дальнейшим причиной ряда аварий ракеты. В целом, ракета В-750 при практически одинаковой досягаемости по дальности и высоте была почти вдвое легче, чем ЗУР комплекса С-25, что определялось как комплектацией ее менее мощной боевой частью, так и использованием более совершенных технических решений. Для маршевой ступени ракеты В-750 в ОКБ-2 A.M. Исаева и ОКБ-3 Д.Д. Севрука на конкурсной основе разрабатывались, соответственно, двигатели С2.711 с тягой 2,6 т и С3.20 с тягой 3,1 т. Для начальной раскрутки турбонасосного агрегата в работавшем на двух компонентах топлива двигателе Севрука использовался пороховой стартер, а у Иса-евского двигателя ТНА работал на горячем газе, выделявшемся при разложении изопропилнитрата (ОТ-155, инициирующая жидкость «И»). По воспоминаниям разработчиков, несмотря на ряд преимуществ С3.20, для ракеты был выбран двигатель честно отвечавшего за свои «грехи» Исаева, в серийном производстве получивший обозначение - С5.711/6, хотя использование этого двигателя потребовало размещения на ракете трех топливных баков: «Г» - для горючего ТГ-02, «О» - для окислителя АК-20Ф и «И» - для инициирующей жидкости ОТ-155. Время работы маршевого двигателя составляло около 25 секунд. Первоначально для стартовой ступени в КБ-2 завода №81 под руководством И.И. Картукова разрабатывался двигатель ПРД-10, но для обеспечения его работоспособности в заданном температурном диапазоне требовалось использование четырех сменных сезонных вкладышей, изменявших критическое сечение сопла, что усложняло эксплуатацию. Поэтому в дальнейшем был создан и принят на вооружение ускоритель ПРД-18 с критическим сечением сопла, регулируемым продольным смещением центрального тела - так называемой «груши». Твердотопливный заряд из рецептуры НМФ-2 разрабатывался в расположенном поблизости от подмосковных Люберец НИИ-125 коллективом во главе с Б.П. Жуковым. Для обеспечения малого времени работы (-3 с) требовалась большая поверхность горения, что определило исполнение заряда из 14 шашек. Большая часть элементов бортовой аппаратуры ракеты, включая автопилот АП-75, аппаратуру радиоуправления и радиовизирования ФР-15Ю, разрабатывалась в КБ-1. Радиовзрыватель «Шмель» создавался в НИИ-504, боевая часть В-88 - в НИИ-6. Опытная пусковая установка СМ-63 с переменным углом старта ракеты была спроектирована в ленинградском ЦКБ-34 под руководством Главного конструктора Б.С. Коробова. Пусковая установка оснащалась разработанным в ЦНИИ-173 (в дальнейшем - ЦНИИАГ) электрическим синхронно-следящим приводом наведения. В устройстве наведения по углу места использовался секторный механизм. При отработке на полигоне Ржевка под Ленинградом и на подмосковном полигоне Фаустово было испытано несколько типов газоотбойных устройств, предотвращающих эрозию грунта при пусках ракет и повышавших устойчивость пусковой установки. В московском Государственном специальном конструкторском бюро (ГСКБ) для С-75 было разработано 9 агрегатов - транспортно-заряжающих машин ПР-11 различных модификаций, предназначенных для транспортировки и хранения ЗУР в промежуточной и окончательной готовностях, заправки их окислителем и заряжания пусковых установок. Изготовление антенн СНР было поручено подольскому заводу № 710, но из-за недостаточного качества изготовления их производство было передано на артиллерийский завод № 92 («Горьковский машиностроительный завод») и завод №23 в подмосковных Филях. К маю 1954 г. был разработан эскизный (технический) проект системы С-75. Но вскоре возникли сомнения в его своевременной реализации. Электровакуумные приборы для 6-см диапазона еще только разрабатывались и осваивались промышленностью. Задерживалось и создание аппаратуры селекции движущихся целей. Для своевременного создания станции наведения ракет (СНР) Постановлением от 1 октября 1954 г. № 2070-964 было задано создание ее опытного образца с использованием магнетрона 10-сантиметрового диапазона (т.н. диапазона «В»). Заодно были уточнены требования по максимальной дальности - до 29 км и диапазону высот - от 3 до 22 км. Опытный вариант подвижной СНР 10-см диапазона, изготовленный в КБ-1 без средств селекции движущихся целей и аппаратуры «электронного выстрела», в конце 1955 г. смонтировали на радиотехническом полигоне у подмосковного поселка Кратово, где с января по апрель 1956 г. велись отладочные работы по самолетам Ил-28 и МиГ-17. В мае 1956 г. было решено отправить СНР на площадку № 32 полигона Капустин Яр для проведения автономных испытаний ракеты, отработки замкнутого контура наведения на цель и предварительной оценки эффективности поражения цели. Постановлением Правительства от 19 марта 1956 г. №336-255 устанавливался срок представления батареи (зенитно-ракетно-го дивизиона) С-75 на Государственные испытания - 1 июля 1957 г.. Сверх плана пятилетки 1956... 1960 г.г. задавался выпуск 265 батарей С-75 и 7220 ракет В-750. Первый бросковый пуск ракеты В-750 (1Д) с натурным ускорителем и баками маршевой ступени, заполненными модельной жидкостью, был удачно проведен 26 апреля 1955 г. с нештатной ненаводи-мой пусковой установки. К концу 1956 г. пусками телеметрических ракет 1Д были завершены комплексные заводские испытания, в ходе которых использовались парашютные мишени с уголковыми отражателями. После нескольких полетов над СССР высотных самолетов-разведчиков U-2 в августе 1956 г. под руководством министра оборонной промышленности Д.Ф. -Устинова были рассмотрены возможные экстренные меры по усилению ПВО. Форсирование работ по созданию СНР 6-сантиметрового диапазона сочли нереальным из-за задержек с освоением соответствующих электровакуумных приборов. Работавший тогда в ракетостроении известный авиаконструктор П.В. Цы-бин предложил разместить средства С-25 на железнодорожных платформах, но это означало создание с нуля уже третьего комплекса, отличного как от С-25, так и от С-75. В итоге приняли предложение А.А. Расплетина о внедрении в серию упрощенного варианта С-75 с использованием освоенных приборов 10-сан-тиметрвого диапазона без аппаратуры селекции движущихся целей и электронного выстрела, который в дальнейшем получил обозначение СА-75 «Двина». КБ-1 продолжало работу и по варианту комплекса с аппаратурой 6-сантиметрового (диапазона Н), который позднее приняли на вооружение как С-75 «Десна». Отметим, что обозначение С-75 применяется и ко всему семейству комплексов СА-75, С-75, С-75М и др., созданных в несколько этапов и многие десятилетия одновременно находившихся в эксплуатации. Официально принятое решение было утверждено Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г. Опытный образец СНР СА-75 должен был быть поставлен на совместные испытания в апреле 1957 г., а для обеспечения ускоренного оснащения войск зенитно-ракетной техникой в 1957 г. предстояло выпустить средства для комплектования 40 батарей (зенитно-ракетных комплексов - в современной терминологии) и 1200 ракет В-750. Полигонные испытания опытного образца начались в августе 1957 г, хотя первый пуск по реальной цели провели даже несколько раньше, в январе того же года, «по оказии» сбив Ил-28, участвовавший в «генеральной репетиции» испытаний оснащенной специальным зарядом ЗУР комплекса С-25. Совмещение конструкторских (заводских) испытаний серийного комплекса с совместными (Государственными) позволило завершить весь объем испытаний 28 ноября, через 5 месяцев после поставки на полигон опытного образца ЗРК. Комплекс СА-75 «Двина» с ракетой 1Д (В-750) был принят на вооружение ПВО страны и ПВО Сухопутных войск Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 декабря 1957 г. №1382-638 и Приказом МО СССР №00102 1957 года. Несмотря на затянувшиеся почти до конца года испытания на полигоне, производственное задание 1957 г. было в значительной мере выполнено - удалось изготовить 30 из 40 заданных ЗРК и 621 из заказанных 1200 ракет. В январе 1957 г. на площадке № 60 полигона Капустин Яр началось создание стыковочной базы, где поступавшие с заводов поэлементно ЗРК комплектовались, настраивались в условиях реальной работы и окончательно сдавались военным - с августа там же комплектовались дивизионы строевых войсковых частей. Несмотря на принятие комплекса СА-75 на вооружение, при испытаниях выявились его существенные недостатки. В частности, при полете цели на малой высоте на угломестном экране возникала вторая (паразитная) отметка, затруднявшая наведение ЗУР, в особенности в автоматическом режиме. При переключении масштаба дальности на экранах индикаторов происходил спад напряжения, что часто приводило к потере сопровождения. Сильный шум в кабинах быстро утомлял операторов. Большая зона падения стартовых ускорителей, расположенная на удалении от 2 до 5,4 км от пусковой установки, ограничивала выбор позиций. При регламентных работах требовалось вскрытие всех лючков на ракете. Радиовзрыватель «Шмель» имел малую помехозащищенность. Но в целом, выявленные недостатки не носили решающего значения, и с 1958 г. комплексы СА-75 в массовом количестве поставлялись Заказчику и вскоре стали основным оружием Войск ПВО страны. За создание С-75 Б.В. Бункину и П.Д. Грушину было присвоено звание Героя Социалистического Труда, многие разработчики были удостоены Ленинской премии, а ОКБ-2 было награждено орденом Ленина. ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС СА-75 «ДВИНА» В первые годы эксплуатации ЗРК СА-75 поступали на вооружение полков, состоящих из штаба, трех зенитных ракетных (огневых) и одного технического дивизиона системы. В составе средств станции наведения ракет РСНА-75 (или боевых средств радиотехнической батареи комплекса СА-75) входили следующие средства: - приемо-передающая (высоковольтная) кабина ПА (антенный пост) - контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры, станцией передачи команд, с размещением на его крыше антенной системы; - кабина управления У (командный пункт дивизиона, КП); - индикаторная кабина И; - кабина управления стартом КЗ; - АСД-75 - кабина К5; - кабина стабилизаторов тока и управления дизель-электростанцией Кб; - средства транспортировки кабины ПА с РЛС. В комплексах семейства С-75 использовалось несколько режимов сопровождения цели: ручное либо автоматическое по всем координатам, а также автоматическое по угловым координатам в сочетании с ручным по каналу дальности, в котором достигалось наилучшее определение координат и разрешение целей. Для ручного и полуавтоматического сопровождения были выделены особые рабочие места с индикаторами, на которых область сопровождаемой цели «вырезалась» по дальности и отображалась в более крупном масштабе. Двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) выполнена по нормальной компоновочной схеме с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей. В переднем отсеке размещался радиовзрыватель, передающие антенны которого находились под радиопрозрачными участками носового обтекателя, за которым располагался предохранительно-исполнительный механизм. Следующий отсек образовывала боевая часть. Далее следовал топливный отсек с несущими баками горючего и окислителя, разделенными совмещенным двухстеночным днищем, что позволило сократить длину ракеты. В расположенном за баком окислителя приборном отсеке последовательно размещались шар-баллон -воздушный аккумулятор давления, блок управления автопилота, радиоаппаратура и источник питания - ампульная батарея. В хвостовом отсеке маршевой ступени ракеты находились рулевые машинки, вкладной бак «И» с пусковым горючим ОТ-155 и жидкостный ракетный двигатель. Снаружи отсека располагались цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену. Жидкостный ракетный двигатель с турбонасос-ной системой подачи компонентов в наземных условиях развивал тягу 2,65 т, в пустоте - 3 т. Стартовый двигатель состоял из стального корпуса со съемным днищем, многошашечного вкладного заряда из нитро-целлюлозного топлива и сопла с «грушей» для регулирования критического сечения в соответствии с температурой заряда. На наружной поверхности стартового двигателя крепились стабилизаторы с элеронами, размещенными в одной плоскости. Механическая связь между ступенями обеспечивалась коническим переходным отсеком, сбрасываемым вместе со стартовиком. На нижней поверхности первой и второй ступени размещались роликовые опоры и бугель, а на верхней - такелажные узлы. Двигатель второй ступени запускался перед разделением ступеней и работал до окончания наведения ракеты. Подрыв боевой части производился по команде, формируемой радиовзрывателем или поступающей от СНР. В случае промаха подавалась команда на самоликвидацию и ракета уводилась вверх с последующим подрывом боевой части. Для обучения и проведения тренировок личного состава промышленностью выпускались габаритно-массовые макеты ракет и учебные ракеты в нескольких вариантах, также разрезные макеты ракет и различные тренажерные средства. В составе наземных средств стартовой батареи РБ-75 использовалось до шести пусковых установок СМ-63-1, расположенных на удалении от 50 до 75м от станции наведения ракет и 6... 12 транспортно-заряжающих машин ПР-11 и средства их буксировки. Пусковая установка синхронизировалась с СНР для предстартового наведения ЗУР. Максимальный угол пуска составлял 75°. Пусковые установки буксировались гусеничными тягачами АТС-59 со скоростью до 35 км/ч по шоссе и до 10 км/ч по грунтовым дорогам. Ракета 1Д 1. Передающая антенна РВ 2. Радиовзрыватель (РВ) 3. Боевая часть 4. Приемная антенна РВ 5. Бак оксилителя 6. Бак горючего 7. Воздушный баллон 8. Блок автопилота 9. Блок радиоуправления 10. Ампульная батарея 11. Преобразователь тока 12. Рулевой привод 13 Бак «И» 14. Маршевый двигатель 15. Переходный отсек 16. Стартовый двигатель Транспортно-заряжающая машина ПР-11А на базе специального полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151В обеспечивали работу с ракетой 1Д и ее усовершенствованной модификацией 11Д и оснащалась баком емкостью 346 л для окислителя. В дальнейшем в войска поставлялись машины ПР-11Б на базе автомобиля-тягача ЗИЛ-157КВ. В «северном» исполнении и для районов песчаных пустынь взамен автомобилей поставлялись гусеничные тягачи АТС-59. Заряжание пусковой установки производилось при повороте балки с ЗУР на 90° относительно продольной оси прицепа, с ориентацией ракеты хвостовой частью в сторону ПУ. Сопряжение направляющих транспортно-заряжающей машины и ПУ обеспечивалось установкой на грунте подъездных мостков и другими специальными приспособлениями. Ракета переводилась с транспортно-заряжающей машины на ПУ за 1 минуту. Общее время перезаряжания составляло 2...4 мин, но при работе слаженного расчета значительно уменьшалось. На позиции дивизиона 6 ракет могли находиться на пусковых установках в состоянии окончательной готовности и до 18 ЗУР на транспортно-заряжающих машинах в состоянии промежуточной готовности, без заправки окислителем, в хранилище ракет - сооружении, рассчитанном на 18 боевых и 2 учебных ракеты. На боевой позиции сооружались взводные укрытия, рассчитанные на две транспортно-заряжающие машины. Технический дивизион полка (бригады) производил сборку ракет, пристыковку крыльев, стабилизаторов, рулей; установку боевых частей, предохранительно-исполнительного механизма, пиропатронов; проверку бортового оборудования ракет; заправку сжатым воздухом, горючим и транспортировку ракет на стартовые позиции. При работе зенитного ракетного комплекса в составе полка или бригады для поиска воздушных целей использовались целеуказания от командного пункта части. Кроме того, ЗРК (дивизион) СА-75 мог вести боевые действия самостоятельно с использованием придаваемых ему РЛС П-12 «Енисей» и радиовысотомера ПРВ-10. В дальнейшем использовались модернизированные варианты этих средств - станции П-12МП, П-18 («Терек», 1РЛ131) Нормативное время развертывания (свертывания) ЗРК в составе антенного поста, кабины станции наведения ракет с настройкой аппаратуры, дизель-электростанций, РПУ, шести ПУ определялось временем, потребным на развертывание и свертывание антенного поста и ПУ, и составило 6 часов. Позднее его сократили до 4 часов, а затем довели до 2 часов 20 мин. На соревнованиях ракетчикам удавалось развернуться за 30...40 мин. Средняя скорость на марше колонны дивизиона по дорогам составляла 20 км/ч и ограничивалась скоростью буксировки опять-таки пусковых установок и антенного поста. СА-75М «ДВИНА» С РАКЕТОЙ В-750В Ракета 1Д (В-750) обеспечивала поражение целей на высотах до 20...22 км, что было признано недостаточным после ряда безнаказанных полетов U-2. Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г было предписано повысить высотность С-75 до 25 км. Для выполнения этого требования тягу ЖРД повысили с 2,65 до 3,1 т за счет форсирования двигателя по давлению в камере сгорания. «Высотный» вариант ракеты 10-см диапазона получил обозначение 11Д (В-750В), двигателя - С2.711 В. Из-за концентрации всех сил на доводке и испытаниях ракеты 1Д, намеченное на конец 1957г начало пусков ракеты В-750В задержалось до апреля 1958 г. После окончания испытаний комплекс СА-75 с ракетой 11Д был принят на вооружение без оформления Правительственного постановления, Приказом МО СССР №00102 1957г. Ракеты 11Д выпускались в нескольких вариантах: 11Д (В-750В); 11Д (В-750ВК), 11ДА, 11ДУ, 11ДМ (В-750ВМ - вариант ракеты, доработанный для обеспечения стрельбы по самолетам-постановщикам помех), которые быстро заменили ракету 1Д (В-750). С началом серийного производства и поставок в Войска ПВО страны комплекса С-75 «Десна» производство комплексов СА-75 для МО СССР было постепенно свернуто, хотя ряд его элементов еще много лет выпускался специально для экспортных поставок. СА-75М «ДВИНА-А» В ОКБ завода №304 был разработан и в 1957 году изготовлен, но не передавался в серию опытный образец трех-кабинного варианта комплекса - СА-75М «Двина-А» с включением в его состав станции П-12 с выносным индикатором кругового обзора в кабине управления ЗРК. СА-75М «ДВИНА» И СА-75МК «ДВИНА» Для сокрытия характеристик состоявших на вооружении советских войск ЗРК С-75 6-сантиметрового диапазона до середины 1960-х годов производились экспортные варианты комплекса СА-75 10-сантиметрового диапазона с ракетой 11Д. Специально были созданы варианты ЗРК с СНР РСН-75МА в трехкабин-ном варианте - СА-75М для поставок в социалистические страны и СА-75МК для прочих стран, незначительно отличавшиеся составом оборудования, комплектацией и исполнением в соответствии с климатическими условиями заказчика. Серийно выпускалась и новая распределительная кабина «РМ». Комплексы оснащались ракетами 11Д (В-750В) и 11ДА, при этом во Вьетнам и ряд других стран поставлялись также ЗУР 11ДУ и 11ДМ. Комплексам СА-75М (СА-75МК) придавалась РЛС П-12МН с выносным индикатором кругового обзора. С-75 «ДЕСНА» Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г., определившим ускоренную разработку упрощенного варианта комплекса 10-см диапазона СА-75, предусматривалось и продолжение работ по комплексу 6-сантиметрового диапазона с выходом его на испытания в октябре 1957 года. В мае 1957 года опытный образец ЗРК 6-сантиметрового диапазона (диапазона «Н») с размещенными на шасси автомобилей ЗиЛ кабинами был отправлен на площадку №32 полигона Капустин Яр. Хотя Постановлением Правительства от 31 мая 1957 г. испытания этого ЗРК предписывалось закончить в 1957 году, из-за задержек в освоении новых изделий и загруженности испытателей доводкой СА-75 к концу года завершились только заводские и были начаты полигонные испытания ЗРК диапазона «Н». Решением правительственной Комиссии по военно-промышленным вопросам (ВПК) № 20 от 3 апреля 1958 г. была поставлена задача сокращения транспортных средств комплекса. В первоначальном варианте комплекс проектировался в пятикабинном варианте, но в ходе работ по созданию серийного образца был принят и реализован трехкабинный вариант с размещением аппаратуры индикаторной и аппаратной кабин не в кузовах автомобилей, а на шасси прицепов. Отказ разработчиков комплекса от размещения аппаратуры станции наведения ракет в КУНГах на шасси автомобилей носил вполне оправданный характер. Опыт эксплуатации комплекса СА-75 показал, что время развертывания и свертывания дивизиона намного превышало возможную продолжительность пристыковки прицепа к тягачу и определялось длительностью демонтажа или монтажа антенн на антенном посту, а также установки (демонтажа) подкатных ходов на пусковых установках. Кроме того, размещение аппаратуры в пяти кабинах и на антенном посту удлиняло стыковку - отстыковку большого числа кабельных соединений. При использовании комплексов СА-75 для обороны стационарных объектов смена их позиций производилась во время учений, не чаще раза - двух в год. Размещение аппаратурной части комплекса в фургонах на автомобильном шасси требовало постоянного обслуживания и содержания в готовности к возможному перебазированию базовых автомашин с КУНГами, постоянно находившихся под открытым небом и подверженных неблагоприятным воздействиям всех атмосферных факторов. А в варианте размещения аппаратуры на прицепах автомобили - тягачи могли содержаться в сооружениях автопарков. Кабины на прицепах были просторнее тесных КУНГов на автомобильных шасси, что и позволило сократить число кабин. Соответственно, снижалось и число потребных автомобилей в комплексе - тягачей требовалось меньше, чем шасси КУНГов. Комплексы С-75 комплектовались пусковыми установками СМ-63-1 и CM-63-II, транспортно-заряжающими машинами ПР-11БМ (на базе специального полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151 KB), которые обеспечивали возможность работы с новым вариантом ракеты - 13Д, а в дальнейшем - и с более поздними их модификациями. Первоначально в качестве основной ракеты комплекса С-75 должна была использоваться ракета В-750Н, отличавшаяся от В-750 бортовой радиоаппаратурой 6-сантиметрового диапазона. Еще до завершения испытаний ее сменила ракета 13Д (В-750ВН) с «высотным» двигателем С2.711В1, которая и поставлялась в войска. Общая длина ракеты с приемником воздушного давления составляла 10841 мм, длина второй ступени -8139 мм. Масса неснаряженной второй ступени - 629 кг, масса заправленной второй ступени - 1251 кг. Постановлением СМ СССР № 561-290 от 22 мая 1959 г. и Приказом МО СССР № 0056 комплекс С-75 «Десна» (С-75Н) с ракетой В-750ВН (13Д) был принят на вооружение. Однако трудности создания и эксплуатации новой техники еще не были полностью преодолены. С октября 1958 г. по май 1959 г. при контрольных пусках ракет В-750В и В-750ВН комплексами СА-75 и С-75 было отмечено 25 неудачных, в том числе: 6 из-за неисправности двигательной установки, 5 - из-за недостаточной протяженности активного участка траектории, 8 - из-за неисправностей аппаратуры радиоуправления и радиовизирования, 6 - из-за неисправностей радиовзрывателя. Отмечалось низкое качество двигателей, поставлявшихся заводом №66. При выпуске серийной продукции военная приемка по различным причинам не приняла более тысячи ракет 11Д (В-750В) и 1ЗД (В-750ВН). Для подтверждения работоспособности техники при эксплуатации в заполярных условиях в 1960 г. были проведены «холодные» испытания комплекса С-75 «Десна» на полигоне Те-лемба под Читой. В ходе эксплуатации и проведения ремонтных работ аппаратура комплексов С-75 постоянно дорабатывалась. В 1960 г. были проведены работы по обеспечению снижения нижней границы зоны поражения комплекса С-75. Проведенные работы и введение нового режима стрельбы позволили успешно применять ЗРК во Вьетнаме. В 1964 г. для ракеты приняты новый импульсный радиовзрыватель и новая боевая часть массой 191 кг. Ракеты 13Д выпускались в нескольких модификациях. ЗРК С-75М «ВОЛХОВ» Работы по новому варианту комплекса были начаты в 1957 г, когда по результатам проработок определилась возможность и целесообразность модернизации СНР С-75 для обеспечения характеристик, сопоставимых с характеристиками радиолокационных средств разрабатывавшейся в то время перспективной системы С-175. Работы по системе С-175 прекратили, а основные усилия КБ-1 сосредоточили на системе с более высокими характеристиками - С-200. Для разгрузки КБ-1 А.А. Расплетин предложил провести модернизацию СНР комплекса С-75 силами возглавляемого Л.И-. Горшковым ОКБ серийного завода № 304. Наряду с этим наметились также перспективы применения в модернизируемой С-75 усовершенствованных ракет с расширенными боевыми возможностями и улучшенными эксплуатационными свойствами при сохранении массово-габаритных показателей В-750. Модернизация комплекса С-75 - создание ЗРК С-75М была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 июня 1958 года №608-293 и последующим Постановлением СМ от 16 сентября 1959 года №1048-499. Предусматривалось расширение зоны поражения, повышение помехозащищенности и точности наведения комплекса с новыми ракетами двух типов. Предписывалось представить на совместные испытания в III квартале 1959 г. ракету В-755 (20Д), оснащенную твердотопливным стартовым ускорителем и ЖРД на маршевой ступени, а во II квартале 1960 г - твердотопливную двухступенчатую ракету В-757 (17Д). Новый вариант станции наведения ракет разработки СКБ-304 получил обозначение - РСН-75МВ. Главным конструктором системы С-75М был назначен А.А. Расплетин, СНР - Л.И. Горшков. Ракеты задавались ОКБ-2 главного конструктора П.Д. Грушина. Наряду с другими решениями по совершенствованию аппаратуры СНР для повышения помехозащищенности станции наведения ракет и увеличения дальности обнаружения целей без увеличения мощности передатчика в ОКБ-304 было предложено использовать две дополнительные тарельчатые антенны зондирующего цель «узкого луча», расположенные над основными антеннами. Разработка ракеты В-755 задумывалась как основательная модернизация В-750ВН с заменой практически всех основных систем и агрегатов. Предусматривалось применение помехоустойчивого радиовзрывателя, приспособленных к новой станции наведения ракет блоков бортовой аппаратуры радиоуправления и радиовизирования, нового автопилота, усовершенствованного двухкомпонентно-го ЖРД с регулируемой тягой и более мощного стартового ускорителя. Последнее определило необходимость создания также и новой пусковой установки, способной выдержать более мощное воздействие струи продуктов сгорания нового стартовика. Разработка ракеты В-757 по существу являлась созданием принципиально нового изделия и ставила своей целью исключение из ракеты довольно опасного, как показал первый опыт эксплуатации, жидкого топлива. Уровень развития твердотопливной техники, освоенной отечественной промышленностью к концу пятидесятых годов, практически исключал возможность создания ракеты с требуемыми характеристиками на базе традиционных конструктивно-схемных решений. Поэтому ОКБ-2 приняло схему с использованием на маршевой ступени ракеты В-757 прямоточного двигателя на твердом топливе. Как показал последующий ход работ по этой ракете, а также по создававшимся в эти же годы зенитным ракетам для комплексов Сухопутных войск «Круг» и «Куб», создание работоспособного прямоточного двигателя являлось сложнейшей задачей, требующей многолетней отработки и доводки ракеты в процессе летных испытаний. В результате, работы по В-757 безнадежно отстали от процесса создания ракеты В-755 и, в итоге, В-757 превратилась в экспериментальную ракету, уступив с начала следующего десятилетия место принципиально другой конструкции - ракете В-758, также не доведенной до принятия на вооружение. Однако и разработка комплекса с ракетой В-755, создававшейся на базе уже отработанных технических решений, проходила далеко не гладко. К плановому сроку передачи средств комплекса на совместные испытания, в III квартале 1959 г., еще не было закончено изготовления ни одной кабины ПВ, в стадии изготовления находились станция наведения ракет и ее элементы. Для бортовой аппаратуры ракеты не были отработаны новые электровакуумные изделия. Не были своевременно начаты автономные испытания ракеты В-755. Вместо 20 запланированных в ОКБ-2 было изготовлено всего 12 ракет В-755, на заводе №41 - 5 ЗУР вместо 40. В какой-то мере задержки с разработкой С-75М определялись передачей работ по совершенствованию средств системы С-75 от головного разработчика КБ-1 к менее опытному ОКБ-304, созданному на серийном заводе. Фактически только в декабре 1959 г. на полигон были поставлены опытные образцы станции наведения ракет. Заводские испытания продолжались до середины 1960 г. Летные испытания ракеты 20Д начались на полигоне «С» в Капустином Яре а завершались в Казахстане на полигоне под Сары-Шаганом. В конце 1960 г. сохранялось отставание в отработке боевой части В-88М, автопилота АП-755, аппаратуры радиоуправления ФР-15М. Ход работ сдерживался и несвоевременной поставкой ракет - для завершения совместных испытаний комплекса С-75М не было поставлено вовремя 18 ракет В-755. Несмотря на встретившиеся трудности, совместные испытания были успешно завершены, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 апреля 1961 г. №356-130 и Приказом МО СССР №0054 комплекс С-75М с ракетой В-755 был принят на вооружение Войск ПВО страны, а в 1962 году поступил также и в части ПВО Сухопутных войск. Комплекс обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью до 2300 км/ час в диапазоне высот от 3 до 30 км на дальности от 12 до 40 км. Дальность стрельбы по дрейфующим аэростатам была доведена до 43 км. Разработка ракеты В-755 (20Д) велась филиалом ОКБ-2 (МКБ «Факел») на заводе № 41 под руководством Главного конструктора В.В. Коляскина на базе ракеты 13Д (В750ВН), по сравнению с которой были применены новые аппаратура радиоуправления и радиовизирования ФР-15М, автопилот АП-755, радиовзрыватель 5Е11 «Овод», боевая часть В-88М, жидкостный ракетный двигатель С2.720 и стартовый ускоритель. Трубопровод для подачи окислителя из бака к турбонасосу был перенесен на левый борт ракеты. Турбонасосный агрегат системы подачи компонентов топлива работал на основных компонентах АК-20К и ТГ-02. Примененный на ракетах семейства В-750 маленький топливный бак для однокомпонентного топлива из соображений сохранения центровки маршевой ступени ракеты и исключения «лишних» конструкторских работ сохранили и использовали для размещения части горючего. Регулирование тяги двигателя позволило уменьшить расход на маршевом участке полета и за счет этого увеличить дальность. Максимальная тяга двухрежимного двигателя составляла 3500 кг, минимальная - 2075 кг. Масса двигателя составила 47,5 кг. Ракеты типа 20Д и ее ранние модификации оснащались боевой частью с «готовыми» шарообразными осколками, масса БЧ 5Б88-196кг. Однобалочная пусковая установка СМ-90, созданная в ЦКБ-34 под руководством главного конструктора Б.С. Коробова, при смене позиции буксировалась автомобилями КрАЗ-214 по шоссе со скоростью до 40 км/ч, а по грунтовым дорогам до 10 км/ч. Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое - 2 часа 20 минут. В составе комплекса С-75М использовались транс-портно-заряжающие машины ПР-11БМ. Комплексу С-75М включал модернизированные кабины (ПВ, УВ, АВ). Ему придавалась РЛС П-12М «Десерт» (позднее РЛС П-18) и радиовысотомер, наземные радиозапросчики «Кремний-2М», «Пароль-1», а с середины 1980-х годов - «Пароль-3» (75Е6), «Пароль-4» (1Л22), кабина сопряжения и связи 5Ф20 (позднее 5Ф24,5X56), приема целеуказаний от автоматизированных систем управления. Дополнительно дивизиону могла придаваться аппаратура радиорелейной связи 5Я61 «Циклоида» (5Я62, 5Я63), смонтированная в полуприцепе ОдАЗ-828. При создании комплекса и в ходе его эксплуатации были проведены аппаратурные доработки станции наведения ракет, которые позволили уменьшить минимальную высоту зоны поражения до 1 км. В 1961 г. были проведены опытные работы по определению возможности сопровождения баллистических ракет средствами системы С-75. В ходе последующей эксплуатации комплексов С-75М для них были разработаны модернизированные варианты ракеты 20Д: - 20ДА - ракеты, отслужившие гарантийный срок, при ремонтах переоборудовались на заводах в ракеты модификации 20ДС; - 20ДП - вариант ракеты В-755, доработанный для наведения на цель на пассивном участке траектории. Предусматривалось увеличить в полтора раза максимальную дальность пуска ракет по дозвуковой цели с ЭПР 6-8 м2 и обеспечить дальнюю границу зоны поражения 55-60 км. Для обеспечения более продолжительного полета ракеты с работающим ЖРД была разработана модификация двигателя, получившая обозначение С2.720.А2, обеспечено более длительное энергообеспечение бортовой аппаратуры и привода рулевых машинок, увеличено время задержки срабатывания самоликвидатора ракеты. За счет использования ракеты на пассивном участке траектории дальняя граница зоны поражения доработанных комплексов была увеличена до 56 км; - 20ДУ - (В-755У) - модификация ракеты 20Д; - 20ДС - модификация ракеты с селектирующим блоком для обеспечения стрельбы по целям с высотой полета менее 200 м; - 20ДСУ - модификация ракеты с уменьшенным временем предстартовой подготовки, оснащенная селектирующим блоком; - В-755 ОВ (20 ДО) - модификация ракеты В-755, предназначенная для отбора проб воздуха при проведении ядерных испытаний, созданная конструкторами завода №41. Для своевременного отделения блока отбора проб воздуха, в том числе и при работающем двигателе второй ступени, ракета оснащалась дополнительной третьей ступенью с твердотопливным двигателем. ЗРК С-75М «ВОЛХОВ» С РАКЕТОЙ В-760 Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 декабря 1960 г. №1234-528 применительно к системе С-75М была задана разработка зенитной управляемой ракеты 15Д (В-760) со специальной боевой частью, предназначенной для поражения групповых воздушных целей. Разработка велась филиалом ОКБ-2 (МКБ «Факел») на заводе №41 под руководством Главного конструктора В.В.Коляскина. Для повышения надежности ракета 15Д оснащалась двумя комплектами бортовой аппаратуры радиоуправления и радиовизирования ФР-15Н, блоком управления - автопилотом АС-1Н. Внешним отличием ракет 15Д стало отсутствие дестабилизаторов, связанное как с компоновочными особенностями, так и с тем, что при большом радиусе поражения цели не требовалась отработка резких маневров. По проведенным на полигоне двум первым пускам выявились недостатки, обусловленные изменением аэродинамики второй ступени ракеты, что потребовало срочного проведения доработок. После успешного завершения испытаний ракета В-760 (15Д) принята на вооружение Постановлением от 15 мая 1964 г. № 421-166 и Приказом МО СССР №0066 1964 г. По своим характеристикам она практически соответствовала В-755, отличаясь от нее большей минимальной высотой зоны поражения, принятой исходя из условий обеспечения безопасности прикрываемых объектов. Для обеспечения более надежного наведения ракеты 15Д на самолеты -постановщики помех и на групповые цели в ОКБ-304 был создан радиодальномер РД-75 «Амазонка», дополнительно введенный в состав комплекса. Наведение антенн радиодальномера по азимуту и углу места в направление на цель осуществлялось с использованием синхронной связи с антенным постом СНР. С-75Д Находившиеся в войсках комплексы С-75 «Десна» постоянно дорабатывались как на местах дислокации, так и при проведении плановых ремонтов на заводах Министерства обороны, что позволило поддерживать боевые возможности комплексов С-75 «Десна» практически на уровне созданных позднее комплексов С-75М «Волхов». Разработка системы с расширенными боевыми возможностями на базе систем «Десна» была начата в соответствии с Постановлением СМ СССР от 4 июня 1963 г. № 621-207. Постановлением предусматривалось обеспечение возможностей обстрела целей со скоростями до 2000 км/час, снижение минимальной высоты поражения с 3000 до 300м, расширение курсовых углов зоны поражения целей, летящих со скоростью 1500 км/час до 90 градусов и до круговой зоны при обстреле дозвуковых целей. Проведенные в середине шестидесятых годов работы позволили ввести в боекомплект комплексов С-75 «Десна» ракеты типа В-755, в том числе В-755У с ускоренным циклом предстартовой подготовки. Использование усовершенствованных пусковых установок СМ-63-ПА позволило эксплуатировать ракеты типов 1ЗД и 20Д всех модификаций. Комплекс под обозначением С-75Д с ракетами В-755, В-755У (и их модификациями) был принят на вооружение в 1969 г. Приказом Министра обороны. С-75М «ДЕСНА» В середине шестидесятых годов было принято решение о начале экспортных поставок комплексов с аппаратурой 6-сантиметровго диапазона. Комплекс С-75 «Десна» в 1965 году был доработан для поставок в зарубежные страны, а с конца 1960-х годов в его состав была введена ракета 20Д (В-755). С-75М1 «ВОЛХОВ» Разработка системы С-75М1 была начата в соответствии с Постановлением СМ СССР от 4 июня 1963 года № 621-207. Предусматривалось увеличение максимальной дальности по дозвуковым целям с эффективной поверхностью рассеяния типа Ил-28 с 40 до 55 км, снижение минимальной высоты поражения с 3000 до 300м, расширение курсовых углов зоны поражения целей, летящих со скоростью 1500 км/час до 90° и до круговой зоны при обстреле дозвуковых целей. Для С-75М1 были созданы станция наведения РСН-75В1, антенный пост П1В, усовершенствованная пусковая установка СМ-90 с электросиловым приводом ЭСП-90, транспортно-заряжа-ющие машины ПР-11 Б и ПР-11Д. Комплекс работ по совершенствованию систем С-25 и С-75 в 1965 гаду был удостоен Ленинской премии. ЗРК С-75М2 «ВОЛХОВ» Для комплекса С-75М2 были разработана ракета 5Я23 и выполнены доработки аппаратурной части комплекса для использования ракет 20ДП (и более поздних модификаций: 20ДС; 20ДУ; 20ДСУ) с наведением на пассивном участке траектории, что позволило увеличить максимальную дальность стрельбы по одиночной цели, летящей со скоростью до 500 м/с в беспомеховой обстановке до 56 км. Ракета 5Я23 (В-759) создана в ОКБ ММЗ «Авангард» по Постановлению от 22 сентября 1967г. Длина ракеты составила 10,91 (10,806) м; масса полностью снаряженной и заправленной ракеты - 2406кг; масса БЧ 5Ж98 с готовыми осколками в виде усеченной пирамиды - 201 кг (по другим данным - 197 кг); масса взрывчатого вещества - 90 кг, число готовых осколков - 29 000. Другая предназначенная для ракеты 5Я23 боевая часть с готовыми шарообразными осколками имеет массу 197 кг, в том числе масса взрывчатого вещества - 90 кг. С введением ракет данной модификации была обеспечена зона поражения: по дальности 6 (7) - 56 (76) км, по высоте - 0,1 (0,05) - 30 км, максимальная скорость поражаемой цели - 3700 км/ч. Система зенитного ракетного оружия С-75М2 с ракетой 5Я23 (В-759) была принята на вооружение в 1971 году Приказом МО СССР №0023. С-75МЗ «ВОЛХОВ» Комплекс С-75МЗ представляет собой развитие комплекса С-75М2 с введением в боекомплект ракет 5В29 (В-760В) со специальной боевой частью и соответствующим дооборудованием системы управления и наведения ракеты. Разработка ракеты 5В29 (В-760В) велась в ОКБ ММЗ «Авангард». На ракете 5В29, как и на ракетах 15Д, использовался измененный и частично дублированный комплект бортового оборудования. В связи с расширением номенклатуры ракет в модифицированных вариантах комплексов С-75М «Волхов» был разработан усовершенствованный вариант транспортно-заряжающей машины ПР-11ДА Система зенитного ракетного оружия С-75МЗ с ракетой 5В29 (В-760В) была принята на вооружение в 1975 году Приказом МО СССР №0067. С-75М4 «ВОЛХОВ» В середине семидесятых годов началось оснащение комплексов телевизион-но-оптическим визиром 9ШЗЗА с введением канала оптического сопровождения цели, что позволило в условиях визуального наблюдения воздушной цели вести ее сопровождение и обстрел без использования радиолокационных средств ЗРК в режиме излучения. На станциях позднего выпуска также применена новая конструкция антенн «узкого» луча. Минимальная высота зоны поражения была снижена до 200 (100) м. Скорость полета поражаемых целей была доведена до 3600 км/ч. Введен режим стрельбы по наземной цели. Совместные испытания нового варианта системы были завершены в ноябре 1978 года. В ходе проведения планового капитального ремонта комплексы С-75М «Волхов» ранних образцов доводились до уровня поставляемых в войска последних модификаций. С-75 «ВОЛГА» Комплексы С-75М «Волхов» некоторых модификаций с несколько измененным составом оборудования с ракетами 20Д с начала семидесятых годов под обозначением С-75 «Волга» поставлялись на экспорт, в частности в Сирию и Ливию. С-75 «ВОЛГА-М» Информация о возможном проведении модификации комплексов С-75М «Волга» представлялась на выставке «МАКС-95». По сравнению с исходной системой, усовершенствованный ЗРК характеризовался расширенной областью поражения воздушных целей, повышенной эффективностью, более высокой стойкостью к воздействию радиоэлектронных помех и улучшенными эксплуатационными характеристиками. Предлагалось аналоговое оборудование частично заменить на цифровое, автоматизировать процесс пуска ракеты, ввести индикацию гарантированной зоны поражения ЗРК воздушных целей. При потере слежения за целью в результате применения противником средств РЭБ вводился режим автоматической экстраполяции ее расчетной траектории. Минимальная высота поражения цели должна была составить 100 метров, максимальная - 30 000 метров, дальнюю границу зоны поражения предусматривалось довести до 67 км. ВАРИАНТЫ РАКЕТ ДЛЯ КОМПЛЕКСОВ ТИПА С-75 Свидетельством огромного объема работ, выполненных ОКБ-2 (МКБ «Факел») по совершенствованию ракет комплексов семейства С-75, может служить далеко не полный список некоторых как реализованных, так и нереализованных модификаций ракет для этих ЗРК. - В-750 (1Д) - первая поступившая на вооружение ракета диапазона В (10 см); - В-750П - экспериментальная ракета с поворотным крылом; - В-750ИР - вариант с импульсным радиовзрывателем; - В-750В (11Д) - ракета диапазона В с увеличенной высотностью; - В-750Н - ракета диапазона Н (6см); - В-750ВН (13Д) - ракета диапазона Н с увеличенной высотностью; - В-751 - экспериментальная ракета КМ с прямоточным двигателем на основе «025» М.М. Бондарюка; - В-752 - вариант ракеты по пакетной схеме (с боковым расположением ускорителей); - В-753 - вариант ракеты для корабельного комплекса М-2; - В-754 - вариант ракеты с разработанной в НИИ-648 полуактивной радиолокационной ГСН ПАРГ-6-ЗВ; - В-755 (20Д )- глубокая модернизация ракеты В-750ВН; - В-755С - вариант ракеты, предназначавшийся для применения в составе макета системы «Сатурн-М»; - В-756 - вариант ракеты для корабельного комплекса М-2бис; - В-757 (17Д) - двухступенчатая ракета с ПВРД на маршевой ступени; - В-757КР (ЗМ10) - вариант ракеты В-757 для комплекса Сухопутных войск «Круг»; - В-758 (22Д) - трехступенчатая ракета с ПВРД на второй ступени; - В-759 (5Я23) - модернизация ракеты В-755; - В-760 (15Д) - вариант ракеты В-755 со спецзарядом. Комплексы семейства С-75 уступили свое место как станового хребта отечественной ПВО более совершенному оружию. Тем не менее распространенность этого «старого, но грозного оружия» в различных частях света, его продолжающееся производство в самой населенной стране мира предопределяют то, что его история не закончена и, скорее всего, будет пополнена новыми интересными страницами. О боевом применении ЗРК С-75 в СССР и КНР уже было рассказано в предыдущих выпусках журнала «Авиация и Космонавтика». Более подробные сведения о создании, эксплуатации и боевом применении ЗРК С-75 во Вьетнаме и других районах, а также материалы по экспериментальным ракетам с прямоточными двигателями публикуются в журнале «Техника и вооружение».


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001