Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 
 
[ танки | бронемашины | артиллерия | стрелковое оружие ]
 

Многоцелевой легкий бронированный тягач (МТ-ЛБ)

Модернизация военной техники

Тягач

Вот уже более 30 лет на вооружении наших войск находится незаменимый труженик - многоцелевой легкий бронированный тягач (МТ-ЛБ). Конструкторы Харьковского тракторного завода под руководством опытного ученого Анатолия Белоусова заложили в него большие возможности. Впоследствии на базе тягача были размещены 122-мм гаубица «Гвоздика», радиолокационная станция «Леопард» (CHAP -10), ракетный зенитный комплекс «Стрела-10В», транспортно-заряжающая машина системы РСЗО «Град-1». Всего более 80 образцов вооружения и специальной техники. По существу, в классе легких бронированных машин МТ-ЛБ - самая массовая в Вооруженных Силах.

- Но при всех этих достоинствах был у тягача один серьезный недостаток, - говорит генерал-майор запаса академик Академии транспорта РФ заместитель генерального директора НАТИ Владимир Платонов, - на большой скорости тягачи плохо вписывались в повороты и, случалось, слетали с дороги на обочину. Чтобы этого не допустить, механики-водители МТ-ЛБ вынуждены были на крутых поворотах переходить на пониженную передачу, из-за чего замедлялось движение колонн техники.

Специалисты из НАТИ, изучив причины «неповоротливости» тягача, предложили создать принципиально новую машину со значительно большими возможностями для размещения вооружения, установить трансмиссию с гидрообъемными поворотными механизмами, обеспечивающую плавность переключения передачи практически на любой скорости. Вскоре на извилистых трассах полигона НАТИ состоялись специальные сравнительные испытания нескольких типов машин - серийного харьковского МТ-ЛБ, опытного тягача из НАТИ, БМП-1, экспериментальной машины Челябинского тракторного завода, Тягач из московского тракторного института с новым механизмом поворота пришел к финишу значительно быстрее других машин.

Модифицированная МТ-ЛБ получилась более скоростной, более мощной. На перспективной машине предполагалось даже монтировать 152-мм гаубицу и 125-мм противотанковую пушку. Требовалось совсем немного времени и средств для начала их серийного производства. Но с распадом единого государства все работы были свернуты. Дело в том, что производились эти тягачи на Украине на Харьковском тракторном заводе. Из-за финансовых проблем закупать машины у харьковчан мы не можем.

В настоящее время на вооружении Российской армии оказалась масса устаревших, выработавших ресурс МТ-ЛБ. Словом, ситуация сложилась критическая. И вот тут на помощь пришли специалисты из НАТИ. Они предложили оригинальную идею - организовать на Муромском тепловозостроительном заводе капитальный ремонт и модернизацию всего парка МТ-ЛБ. Суть самой модернизации, автором которой является кандидат технических наук Владимир Кожевников, сводится главным образом к установке гидрообъемных механизмов поворота. Этот ученый и его коллеги на основании точных расчетов, результатов стендовых исследований пришли к выводу, что для максимального удешевления проекта войсковой модернизации в целом в трансмиссии следует заменить всего два агрегата - редуктор и амортизатор. Благодаря такой модернизации новый тягач вписывается практически в любой крутой поворот дороги. Улучшилась при этом и плавность хода машины. Если прежний МТ-ЛБ мог с трудом двигаться по танковым колеям и трассам, то модернизированному тягачу они не помеха.

Александр БАБАКИН,
 
«Красная звезда», 12 августа 1995 г.
 

 

Тактико-технические характеристики тягача МТ-ЛБ
Серийный МТ-ЛБ Модернизированный МТ-ЛБ
Максимальная скорость, км/ч 61,5 70
Средняя скорость по грунтовым дорогам, км/ч 30 45
Диапазон бесступенчатого изменения скорости движения на передаче, км/ч 0 9,8
Минимальная скорость движения переднего хода, км/ч 4 от нуля
Минимальная скорость движения заднего хода, км/ч 6,3 от нуля
Периодичность технического обслуживания, тыс. км 1,0 4,0
Количество образцов вооружения и техники, монтируемых на базовой машине, ед. 80 свыше 80


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001