Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Перспективный тактический истребитель F-22A

Несмотря на позитивные изменения политической обстановки в мире, за рубежом продолжаются активные работы по созданию суперсовременной военной техники, в частности тактических истребителей F-22A, «Еврофайтер 2000», «Рафаль», «Гриппен» и др. Но основным законодателем в области разработки новых летательных аппаратов являются все же Соединенные Штаты Америки, где в 1986 году две группы фирм во главе с «Локхид» и «Нортроп» начали разработку на конкурсной основе тактического истребителя нового поколения. Каждая из групп создала по прототипу машины, которые получили обозначения YF-22 и YF-23 соответственно, и построила по два демонстрационных образца каждого прототипа. В апреле 1991 года после завершения оценочных летных испытаний победителем конкурса был объявлен YF-22 (позже он получил обозначение F-22A) разработки фирм «Локхид», «Боинг» и «Дженерал дайнемикс». Данный летательный аппарат, по мнению американских специалистов, в наибольшей степени отвечал требованиям, предъявляемым ВВС США к перспективному тактическому истребителю. Новой машиной предполагается заменить состоящий на вооружении самолет F-15.

F-22A предназначен для завоевания превосходства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям, в том числе в сложных метеоусловиях и ночью. Его основными особенностями должны стать: сверхзвуковая крейсерская скорость полета на нефорсированном режиме работы двигателей, высоки маневренность, малая заметность в радиолокационном и ИК диапазонах, хорошие взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка, сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным ромбовидным крылом и разнесенным хвостовым оперением. Важными конструктивными элементами истребителя являются: несущий фюзеляж с внутренними отсеками вооружения, развитая механизация крыла (предкрылки, элероны и флапероны) и двумерное сопло с постоянной площадью критического сечения и устройством отклонения вектора тяги по тангажу.

В конструкции фюзеляжа самолета F-22A планируется широко применять композиционные материалы (КМ), доля которых составит около 25 процентов общей массы самолета, что, кроме всего прочего, позволит существенно уменьшить эффективную площадь рассеяния.Силовая установка состоит из двух разрабатываемых в настоящее время турбореактивных двигателей с форсажной камерой F119 фирмы «Пратт Уитни» с максимальной тягой на форсированном режиме по 155 кН. Особенностями двигателя является его модульная конструкция, обеспечивающая возможность обслуживания по состоянию и низкую стоимость жизненного цикла. Он оснащается электронно-цифровой системой автоматического управления, предназначенной для оптимизации параметров двигателей на всех режимах работы, осуществления автоматического запуска и управления тягой. Плоское сопло позволяет отклонять вектор тяги по тангажу до 20°.

В настоящее время основные усилия разработчиков при проведении стендовых испытаний двигателей направлены на снижение удельного расхода топлива при сверхзвуковом полете и уровня вибраций турбины высокого давления. Программой разработки F119 предусматривается построить 27 опытных образцов двигателей для проведения наземных и летных испытаний. В состав бортового радиоэлектронного оборудования самолета планируется включить: многофункциональную РЛС фирмы «Вестингауз» AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой; объединенную систему связи, навигации и опознавания; бортовую комплексную систему радиоэлектронной борьбы и ИК систему обнаружения и сопровождения целей.

На самолете F-22A впервые планируется применить комплексную систему управления полетом, двигателями, а также бортовой электроники, основу которой составит экспертная система обработки, анализа параметров функционирования основных агрегатов летательного аппарата и выдачи рекомендаций летчику по ведению воздушного боя и атак наземных целей. Предусмотренный в ней режим обмена данными о воздушной обстановке с другими самолетами будет способствовать применению новых тактических приемов в боевых действиях авиации, в частности осуществлению пусков ракет с одних, а их наведению с других самолетов группы. Кроме того, в кабине намечается установить многофункциональные цветные индикаторы, аппаратуру отображения данных на лобовом стекле и на шлеме летчика, что позволит, по мнению разработчиков, облегчить восприятие летчиком необходимой информации при ведении воздушного боя и полетах в сложных метеоусловиях и ночью. Вооружение истребителя будет включать усовершенствованную шестиствольную 20-мм пушку М61А1 с удлиненными стволами, управляемые ракеты «Сайдвиндер» или AIM-120 AMRAAM класса «воздух - воздух» или две авиационные бомбы калибра 1000 фун. Для размещения оружия на истребителе предполагается использовать три внутрифюзеляжных отсека вооружения.

В период 1992-1994 годов были проведены летные испытания прототипа самолета F-22A, целью которых являлись проверка маневренных характеристик и управляемости самолета, определение удельной тяги силовой установки, в том числе на нефорсированных режимах при полете со сверхзвуковой скоростью. Кроме того, было осуществлено несколько пусков управляемых ракет класса «воздух - воздух» AIM-120 и AIM-9 «Сайдвиндер» на больших углах атаки (до 60°) и проведена проверка радиолокационной заметности новой машины, которая оказалась в 1,5 раза меньше, чем у серийного истребителя F-16. Значительная часть испытательных полетов была посвящена оценке устойчивости и управляемости самолета при полетах на больших углах атаки и с малыми скоростями.

В настоящее время начаты работы по изготовлению первого предсерийного образца самолета, полет которого намечается осуществить в середине 1997 года. Всего на этапе полномасштабной разработки планируется построить 9 самолетов, два из которых намечается использовать для проведения наземных статических испытаний. Начало серийного производства F-22A запланировано на 1998 год. Потребности ВВС США в новых истребителях составляют более 400 машин. Стоимость одного образца оценивается в 70 млн. долларов. Необходимо отметить, что создаваемые в России тактические истребители, по оценке западной прессы, не уступают по своим летно-техническим и боевым характеристикам лучшим западным аналогам, в том числе и F-22A.

Антон КОСТИН.
 
«Красная звезда», 9 сентября 1995 г.
 
Тактико-технические характеристики F-22A (проектные)
Экипаж, чел.1
Масса, кг:
- максимальная взлетная 27.200
- боевой нагрузки 4.500
-топлива11.350
Скорость полета, км/ч:
- максимальная на больших высотах2.650
- максимальная крейсерская1.600
Боевой радиус действия, км более 2.000
Длина разбега/пробега, м600/900
Геометрические размеры, м:
- длина 18,9
- высота5,0
- размах крыла13,6


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001