Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Стратегический военно-транстпортый самолет АН-124 Руслан

В конце 1960-х - начале 1970-х годов в нашей стране развернулись комплексные работы по созданию для ВВС авиационной техники нового, четвертого поколения. В перспективных машинах предполагалось внедрить результаты фундаментальных исследований в области аэродинамики, проводимых в 1960-х в отраслевых научных центрах, новые конструкционные материалы, новейшие системы управления с использованием цифровых вычислителей, а также более мощные, экономичные и компактные силовые установки.

Проведенные ОКБ О.К.Антонова совместно с ЦАГИ исследования по определению облика перспективных военно-транспортных самолетов дали возможность разработать рекомендации для проектирования новых машин. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Президиума СМ СССР от 24 августа 1966 г., на Киевском механическом заводе в Святошино начались работы по созданию стратегического военно-транспортного самолета с грузоподъемностью 100-120 т.

Работы по программе несколько сдерживались недостаточным уровнем отечественной опытно-экспериментальной базы. Так, в ОКБ О.К.Антонова отсутствовал цех для прочностных испытаний, а транспортировка гигантского самолета в Москву или в Новосибирск, в СибНИА, где существовали мощные испытательные стенды, была технически невозможна. В результате первый вылет Ан-124 пришлось проводить до начала статиспытаний (цех в Киеве все же был построен, но с большим опозданием).

Однако при прочностных испытаниях Ан-124 было реализовано совмещение на одном экземпляре самолета испытаний на статическую прочность, выносливость и живучесть. Это позволило сократить на два года цикл прочностных испытаний и на 3-5 лет - сроки корректировки конструкторской документации в серийном производстве.

В ходе постройки опытной машины была проведена уникальная транспортная операция - из Ташкента в Киев на "горбу" специально переоборудованного самолета Ан-22ПЗ ("перевозчик") были доставлены части крыла Ан-124. Первый полет со столь необычным грузом из Ташкента в Киев состоялся 15 июля 1981 г. Перелет сопровождало более 100 специалистов из ОКБ О.К.Антонова, в том числе П.Балабуев, В.Шаталов (начальник ЛИиДБ) и О.Котляр (начальник производства). В дальнейшем, после проведения ряда доработок, "Антеи" - перевозчики стали составной частью технологического процесса по производству самолетов Ан-124 и Ан-225.

24 ноября 1982 года на авиационном заводе в Киеве состоялась торжественная выкатка первого опытного Ан-124, получившего имя "Руслан". Машина поднялась в воздух с ВПП аэродрома Святошино ровно через месяц -24 декабря 1982 г. Ее пилотировали летчики-испытатели В.И.Терский и А.В.Галуненко. В состав экипажа входили также штурман А.В.Поддубный, бортинженеры В.М.Воротников и А.М.Шулещенко, а также радист М.А.Тупчиенко. После часового полета самолет выполнил посадку на аэродроме в Гостомеле, где имелась более крупная ВПП.

Государственные совместные испытания самолета Ан-124 были начаты в октябре 1983 г. (их проводили летчики ОКБ и НИИ ВВС). В конце того же года было принято решение о запуске "Руслана" в серийное производство на двух заводах - в Киеве и на новом авиастроительном предприятии, возведенном в Ульяновске и оснащенном самым современным для своего времени оборудованием. В конце 1983 г. в Ульяновске началась постройка первого "Руслана" (еще две машины достраивались в Киеве).

В процессе летных испытаний "Руслан" неоднократно привлекался для перевозок крупногабаритных грузов. Так, в декабре 1985 г. Ан-124 доставил из Владивостока в Полярный 152-тонные самосвалы "Юклид". Из Харькова в Ташкент для строящейся ГЭС были перевезены две 90-тонные гидравлические турбины. Внесли свой вклад "Русланы" и в оказание помощи Армении, пострадавшей в результате землетрясения. В частности, Ан-124 доставили в эту республику подъемные краны фирм Либхерр, Като и Мицубиси массой от 27 до 75 т.

В декабре 1986 г. был подписан Акт по государственным испытаниям самолета, а в январе 1987 г. Ан-124 был принят на вооружение ВТА.

Эксплуатирующийся с аэродромов 1-го и 2-го классов и способный осуществлять погрузку и разгрузку посредством штатных бортовых средств, "Руслан" предназначен для транспортировки грузов в интересах Министерства обороны, а также может привлекаться для десантирования личного состава и боевой техники посадочным способом. За один рейс "Руслан" способен перевезти до четырех вертолетов Ми-8, Ка-27 или Ка-32, до трех истребителей МиГ-29 или штурмовиков Су-25.

На основной, дополнительной (монтируемой) и верхней палубах самолета возможна перевозка до 880 солдат с полным вооружением или до 440 парашютистов-десантников. Однако отработка техники парашютного десантирования на "Руслане" затянулась, что было вполне естественно: требовалось решить сложнейшие задачи отделения людей и грузов от огромного самолета, формирующего мощные воздушные завихрения. Начавшиеся в 1989 г. опыты по сбросу с самолета манекенов парашютистов привели к неутешительным результатам: "Иван Иванычей" жестоко вертело в воздухе, запутывало стропы вытяжных парашютов, било о фюзеляж. О сбросе людей через кормовой люк нечего было и думать. В результате было принято решение оснастить Ан-124 двумя бортовыми дверьми, имеющими специальные выдвижные "мостики" со специальными защитными щитками (это позволяло парашютистам перед прыжком удаляться на некоторое расстояние от фюзеляжа, выходя из зоны турбулентного пограничного слоя, омывающего поверхность самолета). Однако боковыми дверьми был оборудован лишь один "Руслан". Следует отметить, что в ВВС США самолеты "Гэллакси" тоже не привлекаются для парашютного десантирования, эти задачи, как и в России, решаются более легкими ВТС.

В 1990-1992 гг. Ан-124 был сертифицирован на соответствие гражданским Нормам летной годности. Это позволило более широко привлекать "Руслан" для перевозки народнохозяйственных и коммерческих грузов.

Уникальные возможности "Руслана" подтверждены многими мировыми рекордами. В июле 1985 г. лишь в одном полете был установлен 21 мировой рекорд грузоподъемности на различных высотах, в том числе абсолютное мировое достижение - 171,2 т на высоту 10750 м. Высокая топливная эффективность Ан-124 позволила 6-7 мая 1987 г. преодолеть без посадки расстояние 20150 км за 25 часов 30 минут.

ВВС России было поставлено 24 самолета Ан-124. В настоящее время усилия ВВС России направлены на поддержание в строю, существующего парка самолетов. Закупки новых "Русланов", а также сколько-нибудь масштабная модернизация этих машин не предусматриваются.

На базе Ан-124 создан и самый тяжелый и грузоподъемный в мире летательный аппарат -Ан-225 "Мрия", предназначенный для перевозки тяжелых и негабаритных грузов, а также для использования в качестве первой ступени многоразовой авиационно-космической системы (НПО "Молния"). Построен один самолет Ан-225 (в настоящее время переоборудываемый на заводе "Авиант" в транспортный самолет для коммерческих перевозок), постройка второй машины этого типа законсервирована.

С 1996 г. АНТК "Антонов" изучается и проект Ан-124-130 с ТРДД Дженерал Электрик CF6-80 (предполагается, что эти двигатели будут установлены на 36-м самолете ульяновской постройки). Имеется и ряд других перспективных проектов модификаций "Руслана" гражданского назначения:

Ан-124-200 - проект с ТРДД Дженерал Электрик CF6-80C2 (4x27000 кгс);

AH-124FFR - проект самолета для пожаротушения - "водяной бомбардировщик", способный принимать на борт до 200 т воды или специальной огнегасящей жидкости;

Ан-124ТВД - проект переоснащения самолетов Ан-124-100 авиакомпании "Волга-Днепр" двигателями НК-93.

Проект Ан-124 "Воздушный старт" предусматривает переоборудование Ан-124-100 для запуска ракет-носителей легкого класса, способных выводить на орбиту искусственный спутник Земли массой до 3000 кг. Стоимость одного запуска должна составить 19 млн. долл., что меньше, чем при использовании ракет-носителей, стартующих с наземных космодромов.

В 1998 г. российской авиакомпании "Полет" для использования в рамках программы "Воздушный старт" было передано из состава ВТА четыре самолета Ан-124.

Самолет имеет нормальную аэродинамическую схему с высокорасположенным стреловидным крылом большого удлинения, однокилевым вертикальным оперением и фиксированным горизонтальным оперением, размещенным на фюзеляже. Планер выполнен с широким использованием крупногабаритных монолитных конструкций. Широкое использование в конструкции Ан-124 углекомпозита позволило снизить массу планера на 800 кг. Из КМ выполнены не только отдельные изделия сложной формы, но и целые конструктивные узлы (обтекатели шасси, створки шасси, зализы крыла с фюзеляжем, мотогондолы и т.п.). Количество металлических деталей в тех конструкционных узлах, где используются углекомпозиты, уменьшилось в 12 раз.

Фюзеляж двухпалубной схемы разбит на ряд герметичных отсеков специализированного назначения - грузовую кабину, верхнюю переднюю палубу (где размещаются основной и сменный экипажи, а также оборудование), верхнюю и заднюю пассажирскую палубу.

Откидывающаяся вверх носовая часть и задний грузовой люк с рампой позволяют осуществлять оперативную погрузку и выгрузку нестандартных грузов и самоходной техники с обоих направлений.

Самолет обеспечивает перевозку грузов общей массой 120 т и парашютное десантирование грузов общей массой до 100 т на платформах, а также специально подготовленных грузов и техники без платформ. Пол грузовой кабины самолета допускает погрузку всех видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники с нагрузкой на ось до 12 т при размещении в один ряд и 10 т - в два ряда.

Для погрузки и выгрузки используются бортовые погрузочные краны общей грузоподъемностью 20 т и две передвижные напольные электрические лебедки с тяговым усилием 4,5 т каждая. Роликовое оборудование позволяет загружать и выгружать моногрузы массой до 50 т. В дальнейшем возможно создание дополнительного оборудования, позволяющего увеличить массу моногрузов до 100-120 т.

Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-18Т (4x23400 кгс) с большой степенью двухконтурности.

"Вестник авиации и космонавтики" ?? 2001 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001