Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Работы в США по созданию боевых БЛА

В США ведутся интенсивные работы, направленные на создание боевых БЛА. Как очередной шаг в этом направлении западные СМИ расценивают летные эксперименты в феврале 2001 года с БЛА RQ-1 "Предатор" (рис. 1), оснащенным оружием класса "воздух - земля", над полигонами авиабазы Неллис ВВС США (штат Невада), расположенной в пустыне. Это первый в американских ВВС летательный аппарат с дистанционным управлением, способный наносить удары по наземным целям. Хотя реализация планов создания боевых БЛА находится на начальном этапе, эти эксперименты показали, что созданию средств дистанционного ведения боевых действий в американских ВВС уделяется большое внимание.

Даже если "Предатор", оснащенный ракетами "Хеллфайр", не будет принят на вооружение, западные эксперты полагают, что результаты данных испытаний должны широко использоваться при создании последующих поколений БЛА, предназначенных для ведения боевых действий.

БЛА уже доказали свою эффективность в качестве средства ведения воздушной разведки. Так, в ходе операции "Решительная сила" информация, полученная с помощью разведывательного БЛА "Предатор", поступала на самолеты, в частности на воздушные командные пункты ЕС-1 ЗОЕ, и использовалась для наведения тактических истребителей при нанесении ударов по наземным целям на территории Югославии.

Рис. 1.

В настоящее время американские ВВС находятся на предварительной стадии освоения БЛА в качестве боевых машин. Конгресс США пытается стимулировать военное ведомство страны к более интенсивному использованию беспилотных средств, что соответствует намерению сократить число жертв среди американских военнослужащих, участвующих в различного рода вооруженных конфликтах, а также оснащать подразделения своих вооруженных сил современными образцами В и ВТ. Так, в 2000 году американские законодатели приняли документ, в соответствии с которым к 2010-му средства ВВС США, предназначенные для нанесения ударов по расположенным на большом удалении наземным целям, должны на 30 проц. состоять из беспилотных аппаратов. Эти дистанционно управляемые или автономные боевые БЛА, по замыслу американских стратегов, могли бы выполнять в глубоком тылу противника полетные задания, связанные с выявлением, а затем и уничтожением хорошо защищенных целей, что считается слишком рискованным для пилотируемых истребителей и бомбардировщиков.

Среди беспилотных средств летательный аппарат "Предатор" занимает одно из ведущих мест в арсенале американских ВВС. Он сравнительно дешев (3,36 млн. долларов), имеет высокий уровень надежности работы бортового оборудования и относительно небольшую скорость полета. Идея переоборудовать этот БЛА из разведывательного в боевой экспериментальный вариант появилась в 1999 году при проведении операции вооруженными силами НАТО против Югославии. Тогда на авиабазе Эгпин (штат Флорида) американские специалисты выполнили работы по установке на борт БЛА "Предатор" лазерного дальномера, способного обеспечивать подсветку целей. Однако война закончилась раньше, чем этот аппарат был подготовлен к боевому применению.

В 2000 году боевое авиационное командование ВВС США приступило к рассмотрению вариантов оснащения этого БЛА управляемыми бомбами или УР класса "воздух - земля". Американские специалисты пришли к выводу о возможности использования его в качестве носителя небольших легких боеприпасов. Масса самых легких управляемых бомб, состоящих на вооружении ВВС США, не менее 125 кг, в то время как максимальная полезная нагрузка БЛА "Предатор" не превышает 200 кг. Поэтому в качестве основного варианта были выбраны ПТУР AGM-114 "Хеллфайр", разработанные для оснащения боевых вертолетов сухопутных войск и морской пехоты США. Масса такой ракеты 45,4 кг, длина 1,6 м. Исследования конструкции крыла летательного аппарата "Предатор" показали, что оно имеет достаточный запас прочности, чтобы нести под каждой плоскостью один ПТУР "Хеллфайр". Кроме того, требовалось установить дополнительные пилоны и узлы подвески для этих боеприпасов.

Первые проверочные пуски ПТУР AGM-114 с полуактивным лазерным наведением, установленные на БЛА "Предатор", были проведены на земле в стендовых условиях полигона Чайна Лэйк ВМС США (штат Калифорния). После их успешного завершения работы продолжились на авиабазе, расположенной в штате Невада (примерно 90 км севернее авиабазы Неллис). Здесь американские специалисты закончили подготовку к проведению летных огневых испытаний, которые начались 16 февраля 2001 года. На время проверок они отказались от использования штатной аппаратуры спутниковой радиолинии, применяемой для управления БЛА этого типа. Вместо нее работала наземная станция, установленная на вершине горы, откуда обеспечивался обзор всего полигона. За полет летательного аппарата и функционирование его бортового оборудования отвечали два оператора. Примерно на удалении 8 км от цели осуществлялось наведение луча бортовой лазерной установки на наземный объект. Когда "Предатор" находился на расстоянии 5,5 км от цели и на высоте 600 м, производился пуск ПТУР.

Первоначально американских специалистов интересовало влияние пуска ПТУР на параметры полета БЛА "Предатор". Однако это существенно не повлияло на параметры полета летательного аппарата. Ракета с охолощенной боевой частью попала в танк в 13 см от орудийной башни, что позволило американским специалистам считать успешным первый пуск ПТУР "Хеллфайр". Экспериментальный вариант БЛА "Предатор" совершил еще два испытательных полета 21 февраля 2001 года. При проведении каждого из них было осуществлено по одному пуску ПТУР AGM-114, которые также признали успешными. Наиболее важным отличием этих проверок от первой заключалось в том, что они проводились при использовании штатной аппаратуры БЛА "Предатор" (рис. 2).

Рис. 2. Схема управления боевого БЛА «Предатор» при нанесении удара по наземному объекту

Рис. 2. Схема управления боевого БЛА "Предатор" при нанесении удара по наземному объекту:
1 - радиосигналы видеоинформации о наземной обстановке, передаваемые на наземный КП;
2 - сигналы управления аппаратурой БЛА;
3 - ПТУР AGM-114 "Хеллфайр"

После завершения первой фазы летных испытаний американские специалисты приступили к планированию второго этапа экспериментов. В ходе них перед БЛА "Предатор" ставится более сложная задача, которая предполагает уничтожение движущихся целей и пуск ПТУР при полете носителя на существенно большей высоте.

Кроме экспериментов с летательным аппаратом "Предатор" в США в настоящее время ведутся работы по двум программам создания специализированных ударных боевых БЛА, получивших обозначение UCAV (Unmanned Combat Aerial Vehicle). Первая из них осуществляется в интересах ВВС (в настоящее время находится на этапе подготовки к полномасштабной разработке и производству). UCAV пока не предполагается использовать для борьбы с воздушными целям. Руководство американского военного ведомства намерено оснастить этот аппарат только оружием класса "воздух - земля" и применять для уничтожения защищенных наземных объектов, в частности, ракетных пусковых установок (ПУ).

Рис. 3.

Вторая программа находится на ранней стадии своего развития и предполагает создание более габаритного и многоцелевого БЛА, который поступит на вооружение ВМС США. Оба проекта отражают согласие американского военного ведомства с тем, что аппараты UCAV предназначаются прежде всего для подавления системы ПВО противника посредством нанесения высокоточных ударов. В ходе разработки американские специалисты намерены создать летательные аппараты, показатели боевой эффективности которых будут достигаться с учетом стоимостных критериев. По оценке зарубежных экспертов, стоимость экспериментального образца UCAV, разрабатываемого фирмой "Боинг" по программе НАСА в интересах ВВС и получившего обозначение Х-45А (изготовлено два аппарата, рис. 3), существенно ниже, чем тактического истребителя, а по габаритам он сравним с учебно-тренировочным самолетом "Хок" компании "Бритиш аэроспейс". Аналогичные показатели боевых БЛА, создаваемых для ВМС, по их мнению, будут несколько выше.

Как отмечают западные СМИ, дальность их полета сравнится с соответствующим показателем тактического истребителя. Американские специалисты намерены установить на борту таких БЛА различную аппаратуру, которая обеспечит им возможность выполнять в автоматическом режиме отдельные элементы полетного задания. К числу преимуществ аппаратов UCAV обоих вариантов западные СМИ относят сравнительно небольшие геометрические размеры, что, по мнению конструкторов, позволяет достичь малых значений эффективной площади рассеяния (ЭПР) без использования дорогостоящих композиционных материалов.

В начале апреля 2001 года на прототипе специализированного ударного боевого БЛА Х-45А проводились наземные проверки силовой установки в условиях летного исследовательского центра НАСА "Друден" (штат Калифорния). К первому этапу летных испытаний американские специалисты намерены приступить в конце этого же года. В ходе их они планируют подтвердить аэродинамические характеристики предложенной ими конструкции специализированных ударных боевых БЛА, особенностью которой является отсутствие хвостового оперения, а также проверить функционирование аппаратуры линии передачи данных, созданной на основе радиостанции ARC-210.

На Х-45А установлены крыло и сопло с системой управления вектором тяги двигателя, которые разработаны с учетом конструктивно-схемных решений, полученных американскими специалистами при создании экспериментального БЛА Х-36. Однако, у прототипа специализированного ударного боевого БЛА значительно большие геометрические размеры и более высокий уровень автоматизации выполнения полетного задания, чем у Х-36.

Как ожидается, по внешнему виду серийные ударные боевые БЛА не будут существенно отличаться от своих прототипов. Как предполагается, изменения коснутся только бортового оборудования и материалов, используемых при постройке таких БЛА. В частности, конструкция фюзеляжа Х-45А на 45 проц. состоит из композиционных материалов (КМ), тогда как у серийных БЛА она может включать 90 проц. КМ.

В 2002 году американские специалисты намерены продолжить серию летных испытаний первого аппарата Х-45А, на основе анализа результатов которых они смогут сделать вывод о возможности эффективного боевого применения таких БЛА. В этом же году они планируют приступить ко второму этапу испытаний, в котором будут участвовать оба прототипа. В ходе его проведения предполагается отработать концепцию боевого применения аппаратов UCAV. С этой целью Х-45А намечается дополнительно оснастить аппаратурой радиотехнической разведки, разработанной фирмой "Нортроп - Грумман", а также станцией спутниковой линии передачи данных. Этот этап планируется завершить серией учений, в ходе которых два аппарата Х-45А будут совместно выполнять полетные задания по подавлению средств ПВО условного противника под управлением одного оператора.

Кроме того, в ходе летных экспериментов американские специалисты намерены проверить устойчивость работы аппаратуры связи и управления, а также возможности использования автоматических устройств и систем с искусственным интеллектом при выполнении полетных заданий, в том числе в условиях применения помех. Необходимость оснащения такими системами обосновывается тем, что боевые БЛА предполагается использовать в глубоком тылу противника, в частности для поиска и обнаружения мобильных ЗРК, где аппараты UCAV будут работать в сложной обстановке. Как полагают западные эксперты, в таких условиях высокая живучесть летательных аппаратов может быть достигнута при сочетании малой заметности БЛА и использования тактических приемов преодоления системы ПВО противника. В частности предполагается, что аппарат UCAV будет способен в автоматическом режиме осуществить выбор своего маршрута полета на основе данных, поступающих от его бортовой аппаратуры РТР, с целью обеспечения скрытности полета.

По мнению зарубежных СМИ, оснащение боевых БЛА качественно новой аппаратурой РТР является необходимым условием эффективного их применения для подавления средств ПВО. Находящиеся на вооружении ВС США станции, способные обеспечить в реальном масштабе времени достаточно точные идентификацию и определение координат облучающих РЛС, имеют большие значения массо-габаритных характеристик и высокую стоимость. В частности, масса такой станции ALD-11, разработанной специалистами американской фирмы "Литтон - Амеком", составляет 700 кг, а стоимость - несколько миллионов долларов. Имеющиеся в распоряжении военного ведомства подобные компактные обнаружительные приемники могут обеспечить лишь грубое измерение пеленга на источник излучения. Однако в последние годы американские конструкторы достигли определенных успехов в области создания средств РТР, что, по мнению западных экспертов, позволит им в ближайшем будущем решить проблему оснащения аппаратов UCAV таким оборудованием.

Командование ВВС США намерено применять тактику групповых действий боевых БЛА для обнаружения и уничтожения наземных целей. При этом принимается во внимание, что собственная аппаратура РТР обеспечит боевому БЛА возможность лишь с невысокой точностью определить местоположение источников излучения радиоэлектронных сигналов противника. Однако подобная задача, выполняемая хотя бы парой таких аппаратов, будет решена значительно быстрее и с более высокой точностью. Кроме того, аппараты UCAV планируется оснастить РЛС с синтезированием апертуры антенны, что позволит упростить процесс идентификации целей, а также уточнять данные о положении наземных целей. Это имеет большое значение при выполнении поставленной задачи одним UCAV.

В ходе второго этапа испытаний американские специалисты намерены проверить возможность уничтожения наземных объектов противника сначала без противодействия (нанесение внезапных ударов), а затем при противодействии со стороны средств ПВО. При проведении последних экспериментов этого этапа предполагается привлекать пилотируемые летательные аппараты с целью проверки возможности взаимодействия с ними боевых БЛА в ходе выполнения полетных заданий по уничтожению наземных объектов.

Во второй половине 2001 года специалисты фирмы "Боинг" и управления перспективных разработок министерства обороны США DARPA планируют приступить к НИОКР по созданию третьего прототипа аппарата UCAV, который получит обозначение Х-45В. Этот БЛА будет внешне похож на Х-45А, но в его конструкцию предполагается внести ряд существенных изменений. В частности намечается широко использовать композиционные материалы и сделать его достаточно близким по конструкции к серийному образцу. При его создании планируется полностью применить весь комплекс намеченных мероприятий по снижению ЭПР аппарата UCAV.

Как ожидается, БЛА Х-45В будет использоваться для реализации третьего этапа программы испытаний, начало которого запланировано на середину 2003 года. В ходе их, как отмечается в западных СМИ, основной упор должен быть сделан ни исследовании боевых возможностей аппаратов UCAV. По мнению зарубежных экспертов, успешное завершение данной программы испытаний позволит американским специалистам перейти к полномасштабной разработке боевых БЛА (по их расчетам в 2005 году). В соответствии с имеющимися планами к формированию первых эскадрилий, оснащенных боевыми БЛА UCAV, командование ВВС США намерено приступить ориентировочно в 2010 году.

В настоящее время в рамках программы DARPA ведутся работы над проектом создания боевого БЛА для ВМС США, получившим наименование UCAV-N. Первая стадия реализации проекта, которая продлится до конца 2001 года, включает концептуальную разработку систем летательного аппарата, его планера, а также вспомогательного оборудования и инфраструктуры, необходимой для обеспечения эксплуатации. Фирма "Боинг" и корпорация "Нортроп - Грумман" ведут конкурентную борьбу за право подписания контракта на продолжение работ по данной программе.

Ко второму этапу (рассчитан на 3,5 года) американские специалисты могут приступить в начале 2002 года. К концу 2004 - началу 2005 года они намерены разработать основные технологии, необходимые для создания UCAV-N, а также провести первые летные испытания прототипа такого БЛА. После 2005 года ответственность за ход реализации программы планируется возложить на командование ВМС США. При этом основные усилия сосредоточатся на создании оборудования, определяющего боевые возможности аппарата UCAV-N. К полномасштабной разработке и подготовке к производству таких БЛА американские специалисты намерены приступить в 2008 году.

Западные эксперты отмечают более высокий уровень сложности программы создания боевого БЛА для ВМС по сравнению с проектом американских ВВС. Прежде всего аппараты UCAV-N предполагается базировать на авианосцах, что приводит к необходимости преодоления ряда дополнительных технических проблем и ограничений. Кроме того, командование ВМС хотело бы иметь на вооружении своих подразделений летательный аппарат с более высокими показателями ТТД бортовой аппаратуры по разведке наземных целей по сравнению с БЛА UCAV, а также увеличенными тактическим радиусом действия до 1 100 км и массой боевой нагрузки до 1 800 кг (как и у большинства палубных тактических истребителей). Исходя из этих требований, иностранные специалисты предполагают, что массо-габаритные характеристики UCAV-N будут существенно выше, чем у UCAV.

В настоящее время специалисты американских фирм пытаются определить конкретные размеры аппарата UCAV-N. В тактико-техническом задании к проекту отсутствуют требования по обеспечению возможности переброски этого БЛА с помощью транспортных самолетов, но вместе с тем оговаривается необходимость создания специальных средств его доставки с берега на борт авианосца. Кроме того, он должен иметь возможность совершать посадку после выполнения полетного задания с неизрасходованным боекомплектом, при этом его посадочная скорость ограничивается 220 км/ч. Как полагают западные эксперты, стоимость аппарата UCAV-N составит примерно 30 проц. (приблизительно 12-15 млн. долларов) цены морского варианта тактического истребителя JSF, при этом расходы на его эксплуатацию будут в 2 раза ниже, чем у палубного истребителя-штурмовика F/A-18C "Хорнет".

Рис. 4.

Зарубежные эксперты отмечают существенные различия также в системе эксплуатации боевых БЛА, создаваемых для ВВС и ВМС США. Так, командование американских ВВС планирует хранить большинство своих аппаратов UCAV в контейнерах (рис. 4) до момента, когда возникнет необходимость в их боевом применении. Оставшуюся часть БЛА оно намерено использовать для подготовки личного состава и проведения учений. В ВМС боевые БЛА предполагается эксплуатировать в соответствии с установившейся практикой применения палубных самолетов, так как в этом виде вооруженных сил США они рассматриваются как средство боевого обеспечения авианосцев. Поэтому все машины UCAV-N планируется содержать постоянно боеготовыми.

Вопрос контроля со стороны человека приобретает еще большее значение, когда беспилотный летательный аппарат оснащается бомбами или управляемыми ракетами. Теоретически боевой БЛА может быть запрограммирован на самостоятельное ведение разведки объектов противника и их поражение без какого-либо контроля за действиями аппарата. Однако руководство военного ведомства США полагает, что окончательное решение о выполнении атаки целей должен принимать человек.

Рис. 5.

Применение боевых БЛА для ведения воздушного боя является еще большей технической проблемой. В ходе такого боя решения должны приниматься за доли секунд. Поэтому задержка сигналов, передаваемых по спутниковой или другим радиолиниям связи от дистанционно управляемого летательного аппарата до рабочего места оператора и обратно, по мнению западных экспертов, приведет к невозможности эффективного применения оружия класса "воздух - воздух". Для исследования данной проблемы американские специалисты намерены осуществить эксперимент, в ходе которого оператор самолета ДРЛО и управления Е-3 AWACS с помощью дистанционных средств попытается контролировать выполнение полетного задания истребителем (в качестве последнего предполагается привлечь самолет Т-33 "Шутинг Стар", рис.5, эксплуатировавшийся в ВВС США еще во время войны на Корейском п-ове). Результаты данного эксперимента они намечают использовать при создании боевых БЛА следующего поколения, которые не будут иметь ограничений, присущих пилотируемым летательным аппаратам и обусловленных обеспечением жизнедеятельности летчика. Такие БЛА, по мнению западных экспертов, смогут выполнять противоракетные маневры с большими перегрузками, а также совершать полеты над полем боя на малых высотах, что позволит им с высокой эффективностью уничтожать как наземные, так и воздушные цели.

полковник А. АЛЕКСЕЕВ
 
«Зарубежное военное обозрение», №7 2001 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001