Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Тактическая и оперативная беспилотная разведывательная авиация вооруженных сил США

Создание в США беспилотной разведывательной авиации тактического, оперативного и стратегического назначения происходит в рамках единого, детально разработанного концептуального замысла. В соответствии с ним предполагается, что тактические БЛА войдут в организационно-штатные структуры формирований видов вооруженных сил, тогда как оперативные и стратегические будут средствами объединенных командований группировок войск на ТВД (в том числе многонациональных).

Наиболее важной считается проблема создания нового тактического разведывательного беспилотного аппарата по программе «Единый тактический БЛА», общее руководство которой возложено на командование сухопутных войск. С начала 1996 года фирма «Эллайент тексистемз» разрабатывает систему «Аутрайдер» на базе одноименного БЛА (рис. 1). Работы (как и с БЛА семейства «Тайер») ведутся в новой организационно-процедурной форме — с созданием нескольких образцов прототипа по «продвинутой» (то есть новой, но уже достаточно отработанной) технологической концепции ACTD (Advanced Concept Technology Demonstrator) и передачей их на войсковые испытания.

«Аутрайдер» имеет следующие ТТХ: длина 3 м, размах крыла 3,4 м, крейсерская скорость 200 км/ч, потолок 4 570 м, максимальная масса полезной нагрузки 45 кг, время разведывательного полета 4 ч на удалении 200 км и 7 ч — 50 км. Он предназначен для наблюдения, поиска и целеуказания на поле боя в реальном масштабе времени и с точностью не менее 100 м в интересах дивизии, бригады, отдельного батальона сухопутных войск, частей морской пехоты и соединений надводных кораблей (взлет и посадка на палубы авианосцев и амфибийных судов классов LHA и LHD). Полет и ведение разведки осуществляются по заранее введенной программе, которая может изменятся по командам. БЛА снабжен аппаратурой передачи данных С-диапазона (3,9 — 6,2 ГГц), дальность радиосвязи составляет более 200 км.

По данным западной военной печати, базовой бортовой разведывательной нагрузкой БЛА «Аутрайдер» является инфракрасная станция переднего обзора ULTRA-3000, работающая в диапазоне 3 — 5 мкм. Она представляет собой съемный цилиндрический блок диаметром 26 см и массой 14 кг, который размещен на подфюзеляжной стабилизированной платформе и в полевых условиях заменяется за несколько минут. Блок сконструирован отделением «Тамам» израильской фирмы «Израэль эркрафт индастриз» совместно с «Эллайент тексистемз». Возможны и другие варианты оптоэлектронной нагрузки для дневной и ночной съемки. Так, «Эллайент тексистемз» при участии фирмы «Мишн текнолоджи», консорциума «Локхид — Мартин» и Юго-Западного исследовательского института создала для единого тактического БЛА тепловизор с неохлаждаемой фотоприемной силиконовой решеткой на микроболометрах с 80 000 элементами.

Командование авиационных систем ВМС США планирует встроить в бортовую нагрузку БЛА лазерный дальномер-целеуказатель для использования УАБ с лазерным наведением. К середине 90-х годов подобные устройства для БЛА с дальностью действия 10 км имели массу менее 4 кг. В конце 1996 года сухопутные войска объявили конкурс на создание для этого аппарата бортового средства видовой разведки, способного осуществлять съемку неподвижных целей в условиях облачности, дождя, запыленности и задымления поля боя. Таким средством, по мнению специалистов, может быть только РЛС с синтезированной апертурой антенны.

В качестве главного условия конкурса выдвинута цена РЛС — 850 тыс. долларов, что в настоящее время втрое меньше стоимости подобных радиолокационных нагрузок, создаваемых для БЛА более высоких классов. В соответствии с другими требованиями наклонная дальность действия станции должна находиться в пределах 3 — 7 км (при полете на высоте 3600 м) и иметь два режима: широкого поиска с разрешением 1,5 х 1,5 м и телескопирования участков местности с разрешением 0,6 х 0,6 м (размер кадра телескопирования независимо от дальности съемки будет составлять 500 х 500 м). Участникам конкурса рекомендуется также предусмотреть режим автоматической селекции наземных движущихся целей. Кроме того, в БЛА вместо обычной радиолинии передачи на землю данных (статических изображений) предполагается использовать видеоканал.

Проект «Аутрайдер» аккумулирует многие современные достижения в области миниатюризации беспилотной авиационной техники, включая аппаратуру управления полетом. Так, впервые применена цифровая кварцевая инерциальная система с навигационным процессором фирмы «Рокуэлл», обеспечивающим коррекцию инерциальных измерений по координатным замерам бортового приемника космической РНС NAVSTAR с реализацией фильтра Калмана (учета ошибок) на 28 состояний.

Новый подход к созданию БЛА сопряжен с определенными проблемами. Наиболее крупная из них — конструкция фюзеляжа. Первоначально планировалось изготовить его из композиционных материалов, однако затем пришлось перейти на алюминий. В результате взлетная масса аппарата увеличилась до 270 кг вместо планировавшихся 175 кг (по последним данным, с переделкой фюзеляжа ее планируется довести до 227 кг), что нарушает режим работы двигателя (возникающий перегрев требует увеличения сечения воздухозаборников). В этой связи встал вопрс о замене двигателя другим, с более энергоемким топливом (его мощность, по сообщениям печати, составляет 60 л. с.). Металлическая поверхность фюзеляжа привела к существенному увеличению ЭПР, а также нарушению электромагнитной совместимости бортовой аппаратуры. Подобные проблемы отодвигают сроки окончания двухгодичных НИОКР, в соответствии с которыми первый опытный образец БЛА намечалось предоставить для испытаний в апреле 1997 года.

Всего в вооруженных силах США предполагается иметь следующее количество систем «Аутрайдер» (по шесть разведывательных БЛА, а также наземные средства их сопровождения, управления и связи): сухопутные войска — 38, морская пехота —11, ВМС — восемь и министерство обороны — четыре (для боевой подготовки). Сообщалось, что в мае 1996 года командование авиационных систем ВМС выдало контракт головному разработчику на сумму 52 млн долларов для изготовления шести систем, восьми резервных БЛА и двух мобильных установок технического обслуживания с запасным имуществом. По оценкам американских специалистов, поставки могут начаться не ранее 1999 года.

Следует отметить, что «Аутрайдер» разрабатывается с учетом неудачного (начиная с предъявления ошибочных тактико-технических требований) опыта создания БЛА «Хантер» (рис. 2), практически аналогичного по решаемым заданам, за вычетом корректировки огня полевой артиллерии. Система «Хантер» разрабатывалась в начале 90-х годов для сухопутных войск США фирмой «Израэль эркрафт индастриз» при участии американской TRW. По завершении интенсивных летных испытаний и перехода к производству руководство министерства обороны США в конце 1996 года приняло решение о закрытии этой программы после осуществления в середине того же года запланированных поставок шестой и седьмой серийных систем «Хантер».

Однако директор по закупкам сухопутных войск США Г. Деккер уже через полгода заявил, что данную систему не следует сбрасывать со счетов хотя бы по следующим двум причинам. Во-первых, она представляет практическую ценность для проверки и отработки многих оперативно-технических проблем, связанных с новыми разведывательными БЛА и возлагаемыми на них задачами. Во-вторых, ее необходимо использовать по прямому назначению — боевое обеспечение войск до поступления на вооружение системы «Аутрайдер». «Хантер» — БЛА совершенно другого класса. Это значительно большая по размерам и массе машина, которая по своим оперативным характеристикам соответствует верхней границе возможностей БЛА «Аутрайдер» и нижней - «Предатор»: длина 6,9 м, размах крыла 8,9 м, взлетная масса 727 кг, масса полезной нагрузки 114 кг, крейсерская скорость 190 км/ч, скорость барражирования 110 км/ч, потолок 4500 м, имеются два двигателя мощностью по 64 л. с.

Как и «Аутрайдер», «Хантер» предполагалось использовать для ведения оптоэлектронной разведки в пределах 200 км за линией фронта с вдвое большим временем барражирования в воздушном пространстве противника. При этом из наземного пункта с ним может поддерживаться радиосвязь в радиусе 125 км: выдача радиокоманд управления и прием результатов разведки — по стандартному каналу и более широкополосному (видео). С увеличением расстояния для связи с БЛА необходим воздушный ретранслятор, например самолет U-2.

Исследования, проводимые с БЛА «Хантер», распространяются прежде всего на проверку новых принципов боевого использования БЛА типов «Аутрайдер», «Предатор» и других. Так, в августе 1996 года на авиабазе Эглин (штат Флорида) «Хантер» с встроенным лазерным целеуказателем испытывался в управлении запускаемыми с земли УР «Хеллфайр», наводившимися на точечные цели. Находясь на высоте 1170 м, он навел четыре из пяти ракет (один пуск оказался неудачным из-за неисправности ракеты). По заявлению командования сухопутных войск США, одна из приобретенных систем «Хантер» может быть развернута в составе 18-го воздушно-десантного корпуса.

Характерно, что процесс формирования разведывательной беспилотной авиации США затронул также состоящий на вооружении сухопутных войск, морской пехоты и ВМС США с 1986 года БЛА первого поколения «Пайонир» (рис. 3), активно применявшийся в ходе войны в зоне Персидского залива. Он имеет следующие ТТХ: длина 4,26 м, размах крыла 5,15 м, взлетная масса 204 кг, масса полезной нагрузки 45 кг, крейсерская скорость 170 км/ч, скорость барражирования 108 км/ч, потолок 4500 м. Может вести теле-и тепловизионную разведку на дальности 185 км. С 1996 года началась существенная модернизация многих элементов этого аппарата. В частности, на нем установлены новая интегрированная система управления полетом M1AG (Modular Integrated Avionics Group) с миниатюрными волоконно-оптическими гироскопами и навигационной ЭВМ небольшой массы, потребляющей относительно мало электроэнергии, а также новый двигатель AR741 мощностью 35 л. с. (вместо 26 л. с.). В результате время патрулирования аппарата возросло с 4 до 12 ч, а его боеготовность увеличилась с 70 до 85 проц.

Еще одно направление модернизации БЛА «Пайонир» охватывает специально разрабатывавшуюся корпусом морской пехоты в течение четырех лет бортовую нагрузку — аппаратуру поиска и идентификации наземных мин COBRA (Coastal Battlefield Reconnaissance and Analysis) стоимостью 0,5 млн долларов. Ее основу составляет камера многоспектральной съемки, обеспечивающая идентификацию мин с вероятностью 98 проц. В ней используется вращающий я перед объективом барабан фильтров пяти спектров — красного, синего, зеленого, ультрафиолетового и инфракрасного. Задача модернизации аппаратуры COBRA заключается в вводе в нее компьютерной обработки изображения для получения карт минных полей при проведении амфибийных операций, причем в реальном масштабе времени, а не через сутки, как это происходит в настоящее время. Всего в вооруженных силах США имеется 55 БЛА «Пайонир» (в состав системы входят пять БЛА, мобильный пункт управления и пункт программирования полетного задания).

Следует отметить еще одно перспективное направление использования тактических БЛА, которое интересует американское командование, — радиоэлектронное подавление связи противника. Оно имеет два важных преимущества: во-первых, исключается создание помех своей радиосвязи за счет дальнего выноса постановщика помех из расположения своих сил, а во-вторых, резко снижается (по сравнению с существующими мобильными и вертолетными средствами дистанционного РЭП) необходимая мощность помех, гак как БЛА может быть выведен непосредственно в зону действия подавляемой сети связи противника.

Многофункциональный средневысотный БЛА оперативного предназначения «Предатор» («Тайер-2», рис. 4), разработанный фирмой «Дженерал атомикс» в 1994 году на базе БЛА «Гнат-750» («Тайер-1»), обеспечивает группировке сил на ТВД принципиально иные по сравнению с тактической беспилотной авиацией возможности. «Предатор» (длина 8,53 м, размах крыла 14,63 м, взлетная масса 1040 кг, масса полезной нагрузки 209 кг, скорость барражирования 111 км/ч, потолок 7620 м, мощность двигателя 80 л. с.) выполняет разведывательные и другие задачи на удалении до 950 км от аэродрома базирования с нахождением в зоне наблюдения не менее 24 ч. При этом дальность полета может составлять свыше 5500 км. Его вариант - «Предатор-ХР» (с запасом топлива 300 кг) может находиться в воздухе 40 ч (в летных испытаниях максимальное полетное время достигало 60 ч).

В соответствии с предъявляемыми требованиями БЛА может снаряжаться различной аппаратурой — для оптоэлектронной, радиолокационной, видовой, радио- и радиотехнической разведки, лазерной подсветки целей, ретрансляции передач радиосвязи. Основной нагрузкой аппарата является комплекс «Скайболл» SA-144/18 диаметром 35,5 см, в который входят тепловизионная станция, две цветные телекамеры дневной съемки и лазерный дальномер. Тепловизионная станция японской фирмы «Мицубиси», работающая в среднем ИК диапазоне волн (3 — 5 мкм), выполнена на фокальной матрице, состоящей из 512 х 512 фоточувствительных силицид-платиновых элементов. Ее камера снабжена объективом с переменным фокусным расстоянием от 19 до 560 мм (на шесть фиксированных положений). Одна из цветных телекамер имеет объектив с дискретным изменением фокусного расстояния от 16 до 160 мм (на десять положений), а вторая, предназначенная для телескопической съемки, — с фокусным расстоянием 900 мм. Безопасный для глаз импульсный дальномер, имеющий дальность действия 10 км, выполнен на стекле, активированном ионами эрбия.

«Скайболл» смонтирован на гиростабилизированной поворотной платформе (точность стабилизации от +0,5 до —0,5°), при этом линия визирования удерживается с точностью 10 — 20 мкрад, а скорость поворота платформы может меняться от 0,03 до 6900 град/мин. Во время испытаний на авиабазе Эдварде (штат Калифорния) аппаратуры оптоэлектронной разведки с данного БЛА с помощью длиннофокусной камеры удалось на дальности 43 км обнаружить самолет С-130, находящийся на рулежной дорожке аэродрома, и на удалении 5 км при хорошей метеорологической видимости идентифицировать человека на открытой местности. Все средства комплекса «Скайболл» способны осуществлять съемку с высоты не более 4500 м с разрешением на местности 20 — 30 см (на максимальной дальности). В перспективе в него предполагается включить тепловизионную камеру с более высокой квантовой эффективностью. В частности, американская фирма «Эмбер» конструирует для БЛА камеру «Радиане» на базе высокочувствительного фотоприемника ИК диапазона с квантовыми ямами, разработанного лабораторией реактивного движения.

Возможности БЛА «Предатор» с комплексом «Скайболл» SA-144/18, стоимость которого составляет 400 тыс. долларов, проверялись в 1995 году на учении «Ровинг сэндз», в котором принимали участие также самолеты видовой разведки U-2 и «Грей Вулф». «Предатор» совершил 18 вылетов с суммарным временем патрулирования 173 ч. При этом на него пришлось 85 проц. объема видовых воздушных съемок на учениях и обнаружение 50 проц. скрываемых в тылу пусковых установок ОТР «противника» типа «Скад».

Вместо оптоэлектронной аппаратуры на БЛА «Предатор» может устанавливаться РЛС всепогодной видовой разведки TESAR (Tactical Endurance Synthetic Aperture Radar) с синтезированной апертурой консорциума «Нортроп — Грумман» (разработана на базе РЛС истребителя F-22). Эта станция имеет массу 75 кг и потребляет мощность 1 кВт. Она осуществляет съемку боковой полосы местности шириной 800 м на наклонной дальности от 4 до 11,2 км с любой стороны маршрута в почти реальном масштабе времени с разрешением 30 см (подтверждена в ходе предварительных летных испытаний при съемке с высоты 4750 м на наклонной дальности 12 км) и равномерным фокусированием апертуры по площади снимаемой полосы.

Вся обработка радиолокационного изображения производится на борту БЛА, после чего оно передается по радиоканалам. В дальнейшем предполагается ввести в станцию два новых режима: синтезирования с покадровым телескопированием в любом направлении и селекции движущихся целей. Съемка ведется с привязкой и компенсацией неравномерностей движения БЛА по космической РНС NAVSTAR. КВО при определении центра отснятой картографической полосы не превышает 25 м.

Для связи с БЛА предусмотрены три линии передачи данных. Одна (аналоговая) С-диапазона волн (3,9 — 6,2 ГГц) рассчитана на прямую передачу данных на землю с пропускной способностью 4 Мбит/с на дальность не менее 250 км. Вторая линия (спутниковая) работает в УКВ диапазоне. Ее канал шириной 25 кГц имеет пропускную способность 16,6 кбит/с, что позволяет передавать результаты покадровой съемки со сжатием за временные интервалы от 10 с (худшего качества) до 60 с (приемлемого). Для передачи изображения без потери качества требуется до 2 мин. Третья линия (также спутниковая) Ки-диапазона (15,2 — 17,2 ГГц) обеспечивает скорость передачи 1,54 Мбит/с, что позволяет транслировать непрерывную видеосъемку объектов противника со стандартной частотой кадров 30 Гц. Указанные линии передачи данных обеспечивают также дистанционное управление полетом аппарата и его разведывательным оборудованием. Питание связной аппаратуры БЛА осуществляется от сети постоянного тока напряжением 28 В и мощностью 0,15 — 3 кВт. Полный комплект системы включает три-четыре БЛА, наземную станцию прямой связи и управления ими (с двумя раздельными терминалами отображения оптоэлектронных и радиолокационных снимков, причем на первом осуществляется также обработка изображения и программирование полетных заданий), а также спаренный терминал спутниковой связи и распространения результатов разведки «Троян Спирит-2». Персонал системы насчитывает 38 человек: командир, шесть операторов управления БЛА, 12 операторов — аналитиков интерпретации изображений и подготовки их к распространению, шесть техников обслуживания станции управления, девять — «Троян Спирит-2», два оператора контроля за выполнением разведывательных заданий и взаимодействия с вышестоящими органами управления. Все оборудование перебрасывается за пять рейсов транспортного самолета С-130 (или двух С-141) и может быть развернуто на местности за 6 ч. Минимум оперативных возможностей беспилотной разведки в масштабе ТВД с помощью системы «Предатор» обеспечивается при использовании десяти БЛА, трех наземных станций управления и трех комплектов «Троян Спирит-2».

БЛА «Предатор» прошел всесторонние летные испытания, в том числе в 1995 году в ходе комплексных учений ПВО «Ровинг сэндз» (на континентальной части США) с отработкой задач по борьбе с мобильными пусковыми установками ОТР противника. После этих учений система в составе десяти БЛА с оптоэлектронным комплексом «Скайболл» была направлена в зону боснийского конфликта с базированием наземной станции управления в Албании, а командного пункта — в Италии (объединенный разведцентр в г. Неаполь).

БЛА интенсивно использовались в Боснии и Герцеговине, при этом два были потеряны — один сбит сербами (он недопустимо долго сопровождал транспортную колонну на небольшой высоте из-за низкой облачности), а на втором возникли неполадки в двигателе, и операторы ликвидировали его, наведя на гору. Примечательно, что через короткое время после переброски на Балканы аппараты были оборудованы РЛС TESAR, и с них вслед за наладкой УКВ спутниковой связи началось прямое вещание разведывательных снимков и видеопередач через арендуемый коммерческий телевизионный ИСЗ, обеспечивающий пропускную способность 0,512 — 8 Мбит/с (в зависимости от текущей загруженности спутникового ретранслятора). В 1996 году наземная станция управления БЛА «Предатор» была перебазирована в Венгрию, а КП — в Германию (c октября 1995 года по март 1996-го система «Предатор» в зоне конфликта не использовалась.). Характерно, что на этом этапе началось применение БЛА в комплексе с пилотируемыми разведчиками: Е-8С «Джистарс» и U-2. Общий налет БЛА превысил 3000 ч.

Подчеркивая достигнутый прогресс в области воздушной разведки, американские специалисты отмечают, что БЛА «Предатор» может обеспечить полевого командира необходимым снимком местности уже через 15 мин, тогда как десять лет назад при использовании самолета-разведчика SR-71 для этого требовалось 36 ч. Следует отметить, что и оптоэлектронная, и радиолокационная видовые съемки позволяют производить точную идентификацию почти всех стандартных целей и выполнять «описательную» классификацию 65 - 70 проц. из них, а технический анализ — 30 проц. (см. таблицу). Борьба за качество видовой съемки БЛА ведется не только на уровне бортовых средств ее ведения, но и в процессе передачи результатов съемки: применяются новейшие алгоритмы сжатия потоков цифровой информации и оптимальное использование полос пропускания радиосвязных каналов. В результате к 1996 году удалось на 15 — 20 проц. уменьшить потери качества изображений (при одних и тех же коэффициентах сжатия).

Уже на начальном этапе боевого использования системы «Предатор» центр электронных систем ВВС (авиабаза Хэнском, штат Массачусетс) обеспечил переход на прямую спутниковую трансляцию сначала статических кадров изображения, а вскоре и видеопередач с БЛА «Предатор» по арендуемому каналу, имеющему гарантированную пропускную способность 512 кбит/с, но при довольно высокой потере качества. В феврале 1996 года DARO (управление воздушной разведки министерства обороны США) потребовало засекречивания этих передач (включая речевые комментарии) и доведения качества изображения до близкого к реальному. Через две недели специалисты центра и корпорации «Митре» приступили к испытанию соответствующей аппаратуры, выполненной на процессорах «Пентиум» и занимающей специальный отсек в автомобильном фургоне.

Качество видовых изображений земной поверхности, необходимое для выделения и классификации целей

Вид целей Разрешение, необходимое для классификации цели, м
Обнаружение Идентификация Технический анализ
общая точная описательная
Автотранспорт 1,5 0,6 0,3 0,06 0,045
Самолеты 4,5 1,5 1 0,15 0,045
Ракетно-артиллерийские средства 1 0,6 0,15 0,05 0,045
РЛС 3 1 0,3 0,15 0,015
Позиции ОТР и ЗРК 3 1,5 0,6 0,3 0,045
Корабли 8-15 4,5 0,6 0,3 0,045
Мосты 6 4,5 1,5 1 0,3
Аэродромные сооружения 6 4,5 3 0,3 0,15
Воинские части 6 2 1,2 0,3 0,15
Железнодорожные узлы 15 - 30 15 6 1,5 0,15
Транспортные коммуникации 6-9 6 1,8 0,6 0,4
Городские постройки 60 30 3 3 0,75
Рельеф местности - 90 4,5 1,5 0,75

Примечание. В американской разведке приняты пять степеней классификации целей: обнаружение - локализация цели, представляющей интерес; общая идентификация - определение класса цели, точная - определение типа цели внутри класса; описательная — определение размеров, конфигурации, расположения элементов; технический анализ - анализ элементов цели.

Схема передачи и приема данных

Схема передачи и приема данных по космическому каналу связи: 1 - коммерческие ИСЗ связи; 2 - БЛА «Предатор»; 3 - наземная станция управления системы «Предатор»; 4 — антенны спутниковой связи; 5 — телевизионный приемник и видеомагнитофон

Основу этой аппаратуры (рис. 5) составляет система «Оптивижн», включающая преобразователь аналогового видеосигнала в цифровой модуль сжатия по стандарту MPEG-2 с коэффициентом 1:270, для чего применяются четыре процессора с RISC-структурой. Далее сжатый сигнал проходит через маршрутизатор 4000М, а затем шифратор KG-194 и поступает на стандартный модем для преобразования в радиочастоту. В аппаратуре используется спутниковая антенна малой апертуры VSAT (Very Small Aperture Terminal).

Система «Оптивижн» позволяет регулировать полосу пропускания (в зависимости от посторонней загрузки арендуемого ретранслятора ИСЗ) путем установки стрелки-маркера по вертикали на экране монитора. Аналогичная система, действующая в обратном порядке, устанавливается на пунктах приема передач с БЛА «Предатор», которые в начале 1996 года размещались в Боснии, Италии, Германии и Великобритании. ВВС США закупают около 25 комплектов такой аппаратуры.

Миротворческая операция в Боснии не может претендовать на какие-то особые военные достижения, за исключением одного - потока технологических прорывов, следовавших один за другим с интервалом несколько месяцев, причем не накопленных предварительно (как это было в зоне Персидского залива), а осуществленных в ходе конфликта. Вот известные примеры: первая половина 1995 года — развертывание системы «Предатор» и затем размещение на ее БЛА РЛС всепогодной разведки TESAR, чуть позже — космическое предупреждение авиации об угрозе со стороны ПВО противника, середина 1995-го — обеспечение прямого космического вещания результатов разведки с БЛА «Предатор» (сначала периодических кадров, а затем видеосъемок), начало 1996-го — повышение качества и закрытие этого вещаиия, середина 1996-го — испытание системы быстрого нацеливания (наведения) ударных самолетов «Голд Страйк».

«Голд Страйк» — совместный проект отделения авионики лаборатории им. братьев Райт (авиабаза Паттерсон, штат Огайо) и центра воздушных боевых действий ВМС (Чайна-Лейк, Калифорния). Эта наземная мобильная система предназначена для видового целеуказания самолетам F-15E, F/A-18 и А-6, находящимся в полете, путем передачи на них изображений районов цели, отснятых различными средствами видовой разведки. Она размещается в кузове-контейнере размером 2,4 х 2,4 х 7,8 м (расчет — два оператора-связиста). В ее состав входят автоматизированные рабочие места, индикаторы отображения снимков, сетевое оборудование, цифровые радиостанции URC-200 и ARC-210 с пропускной способностью 16 кбит/с, работающие в диапазоне 30 - 400 МГц.

В первых экспериментах исследовалась сложная глобальная схема доставки снимков, полученных от высотного разведчика U-2, на борт ударного самолета. Сначала результаты воздушных съемок для обработки и ретрансляции в цифровой форме передавались на наземную станцию, размещенную на авиабазе Ри-мини (Италия), откуда они после сложения нескольких последовательных кадров перебрасывались на континентальную часть США — на станцию дешифрирования (авиабаза Бил, штат Калифорния). С нее дешифрированные и аннотированные снимки поступали в объединенный центр воздушных операций в г. Виченца (Италия), где принималось решение о выборе кадров для передачи на ударный самолет.

Система «Голд Страйк», по сообщениям печати, смогла с помощью нового вида целеуказания обеспечить летному экипажу широкие возможности по поиску и захвату назначенных целей. Ближайшими планами ВВС США предусматривается подключение системы к БЛА «Предатор», а затем «Глоубал Хок» и «Дарк Стар». Таким образом, американцы, воспользовавшись возможностью, предоставленной соответствующими решениями ООН, провели испытания в реальных боевых условиях не только БЛА «Предатор», но и самой концепции использования как пилотируемой, так и беспилотной оперативной, тактической и стратегической разведывательной авиации (по трем программам семейства «Тайер»).

По результатам боснийского конфликта может быть сделан еще один принципиальный вывод: вооруженные силы США к 2000 году приобрели и продемонстрировали на практике исключительно высокую способность технической адаптации к конкретным боевым условиям вооруженного конфликта, обеспечивающую форсированное достижение оптимальных боевых возможностей.

Полковник В. Афинов
«Зарубежное военное обозрение» №6 1997


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001