Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Беспилотные летательные аппараты для ВМС США

В настоящее время Пентагон резко активизировал работы по созданию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для своих военно-морских сил. Такое повышенное внимание к беспилотным средствам западная пресса объясняет теми уроками, которые извлекло американское военнoe руководство из непосредственного участия вооруженных сил США в ливанской авантюре Тель-Авива 1982 года. Каковы же эти уроки?

Судя по сообщениям иностранной печати, это, во-первых, имевшие место потери самолетов палубной авиации из состава 6-го флота, совершавших варварские бомбардировки кварталов мирных жителей Бейрута (в частности, в декабре 1983 года два воздушных «стервятника» были сбиты огнем наземных средств ПВО), в то время как израильские ВВС относительно легко могли совершать налеты даже в светлое время суток. По мнению американских военных экспертов, последнему обстоятельству способствовала хорошо организованная предварительная разведка позиций ЗРК. и ЗА, располагавшихся в долине Бекаа, с широким привлечением беспилотных аппаратов, а также использованием ложных целей, запускаемых с ударных самолетов и дезорганизующих систему ПВО. Во-вторых, отсутствие корректировки и целеуказания привело якобы к недостаточно эффективной стрельбе из 16-дюймовых орудий главного калибра линкора «Нью-Джерси», в результате чего обстрел велся, по признанию журнала «Флайт интернэшнл», практически вслепую, вызвав многочисленные разрушения и жертвы в горных районах Ливана.

Проанализировав вышеперечисленные факты, специалисты ВМС США пришли к выводу о настоятельной необходимости иметь в военно-морских силах БПЛА двух основных типов (так называемого ближнего и среднего радиусов действия). В качестве временной меры было принято решение закупить в Израиле беспилотные аппараты «Мастиф-3» (рис. 1) и переобо-рудованньи в разведчики американские управляемые воздушные мишени BQM-74С «Чукар» (рис. 2). Первые были переданы 2-й дивизии морской пехоты (база Кэмп-Лэджен, штат Северная Каролина), вторые - 6-й смешанной эскадрилье авиации ВМС (авиастанция Норфолк, штат Вирджиния). Считается, что наличие в ВМС подобных средств позволит приобрести обслуживающему персоналу некоторый опыт практической эксплуатации БПЛА и одновременно отработать тактику их боевого применения.

Израильский разведывательный БПЛА «Мастиф-3» Разведывательный вариант американской управляемой воздушной мишени BQM-74C «Чукар»
Рис. 1. Израильский разведывательный БПЛА «Мастиф-3» (разработан фирмой «Тадиран»). Его максимальный взлетный вес 111 кг, крейсерская скорость полета 100-130 км/ч, практический потолок 3 600 м, максимальная дальность полета 200 км, продолжительность полета 7,5 ч. Длина аппарата 3,3 м, высота 0,89 м, размах крыла 4,25 м. Силовая установка — двухцилиндровый двухтактный поршневой двигатель мощностью 22 л. с. В состав разведывательного бортового оборудования входят телевизионная камера и АФА Рис. 2. Разведывательный вариант американской управляемой воздушной мишени BQM-74C «Чукар» (разработан фирмой «Нортроп»). Максимальный стартовый вес 204 кг, максимальная скорость на высоте 6 100 м 925 км/ч, практический потолок 9 100 м, максимальная дальность полета 830 км. Длина аппарата 3,94 м, высота 0,74 м, размах крыла 1,76 м. Силовая установка — турбореактивный двигатель статической тягой 82 кг. В состав разведывательного бортового оборудования входят АФА и телевизионная камера

В августе 1985 года командование ВМС объявило конкурс на разработку БПЛА ближнего радиуса действия для возможного использования как на боевых кораблях (корабельный вариант), так и в частях морской пехоты (наземный). Согласно общим требованиям командования ВМС и морской пехоты подобный аппарат должен быть дешевым, легким, малоразмерным, многоразового применения, способным взлетать и совершать посадку как на палубу корабля, так и на земную, поверхность и обеспечивать главным образом ведение разведки поля боя и целеуказание при стрельбе ствольной артиллерии. Кроме того, командование морской пехоты выдвинуло дополнительное требование, чтобы БПЛА можно, было использовать в качестве воздушного ретранслятора радиосигналов УКВ диапазона волн.

Беспилотный аппарат ближнего радиуса действия, согласно требованиям командования ВМС, должен иметь следующие тактико-технические характеристики: максимальный взлетный вес около 230 кг, скорость полета на высоте 3 000 м до 185 км/ч, радиус действия 50 км, продолжительность полета, с полезной нагрузкой около 35 кг 5 ч. Управление должно осуществляться по радиокомандам с пункта управления или по программе. Кроме того, был выдвинут ряд специальных требований, касающихся условий взлета и посадки, электрообеспечения, составных частей беспилотного комплекса и т. д. Так, корабельный БПЛА должен взлетать и совершать посадку на палубу корабля при бортовой качке 15-25° и килевой 5-7°. Для размещения стартовой позиции наземного БПЛА должен быть достаточным участок неподготовленной местности размером около 200х50 м с возможными препятствиями по его краям высотой примерно 17 м. Необходимо, чтобы взлет и посадка беспилотного аппаратта производились даже при скорости бокового ветра до 30 м/с, а полетное задание выполнялось в условиях атмосферных осадков интенсивностью не более 50 мм/ч. Пункт управления аппаратурой дистанционного управления БПЛА и его бортовым оборудованием, радиосвязи, приема и отображения разведывательной информации целесообразно размещать в стандартном контейнере, который будет перевозиться 5-т грузовым автомобилем или вертолетом типа СН-46. Расчет пункта не должен превышать пять человек. Время развертывания наземного оборудования беспилотного комплекса должно составлять менее 1 ч, а свертывания (при передислокации на новое место) — не более 30 мин.

Согласно сообщениям западной печати, в конкурсной разработке для ВМС беспилотного летательного аппарата ближнего радиуса действия изъявили желание участвовать две фирмы: американская «Пасифик аэросистемс» и израильская «Мазлат», которые предложили созданные ими БПЛА «Херон-26» и «Пионер-1» соответственно.

Аппарат «Херон-26» выполнен целиком из композиционных материалов, оснащен поршневым двигателем мощностью 26 л. с. с толкающим винтом (рис. 3). В состав бортового оборудования может входить телевизионная разведывательная камера, инфракрасная станция переднего обзора, панорамный аэрофотоаппарат, а также аппаратура радиотрансляционной связи. Вес полезной нагрузки БПЛА 35-55 кг, максимальная дальность полета 200 км, практический потолок 6 000 м, продолжительность полета с максимальной полезной нагрузкой около 5 ч.

Аппарат «Херон-26» выполнен целиком из композиционных материалов «Пионер-1» разработан на базе аппаратов «Мастиф» и «Скаут»

«Пионер-1» (рис. 4) разработан на базе аппаратов «Мастиф» и «Скаут», широко использовавшихся вооруженными силами Израиля в ливанской агрессии. Он оснащен поршневым двигателем мощностью 26 л. с.; полезная нагрузка (вес 45 кг) занимает объем 0,3 м3. Основные характеристики БПЛА: максимальный взлетный вес 180  кг, вес топлива 27 кг, практический потолок 4 600 м, продолжительность полета 7-8 ч, размах крыла 4,9 м, высота аппарата 0,8 м.

В иностранной прессе отмечается, что в отличие от командования ВМС, которое еще не вынесло решения относительно будущей организационной структуры подразделений БПЛА и потребного количества аппаратов, командование морской пехоты, используя приобретенный опыт эксплуатации БПЛА «Мастиф», считает необходимым в дальнейшем приобрести 108 БПЛА ближнего радиуса действия и 18 наземных мобильных пунктов управления. Основной организационной единицей станет взвод, состоящий из штабной секции и трех секций беспилотных аппаратов, в каждой из которых будет один пункт управления и четыре-шесть БПЛА. Поступление на вооружение беспилотных аппаратов ближнего, радиуса действия ожидается в конце 1986 года. Предложение участвовать в конкурсной программе создания БПЛА среднего радиуса действия, способного запускаться с корабля или самолета-носителя, командование ВМС намечает выдвинуть весной 1986 года, с тем чтобы уже в течение 1987-го такие аппараты смогли поступить на вооружение военно-морских сил США.

Полковник И. Чистяков
«Зарубежное военное обозрение» №2 1986 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001