Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Оперативно-тактический военно-транспортный самолет ИЛ-76

Работы по созданию ВТС нового поколения начались в 1967 г. на конкурсной основе. В конкурс включились киевское ОКБ О.К. Антонова, предлагавшее глубокую модернизацию Ан-12, и ОКБ С.В.Ильюшина.

Первоначально шансы киевлян казались предпочтительнее. Созданные ими турбовинтовые Ан-8, Ан-12 и Ан-22 составляли в то время основу самолетного парка ВТА. Опыт ильюшинцев был значительно скромнее: военно-транспортные варианты пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14 и Ил-18, а также тяжелый десантный планер Ил-32. Однако, по воспоминаниям генерального конструктора Г.В.Новожилова, к середине 60-х годов в ОКБ имени С.В.Ильюшина уже имелись концептуальные проработки, в частности, были сделаны расчеты семейства крыльев для перспективных реактивных ВТС. В 1967 г. ОКБ С.В.Ильюшина совместно с ЦАГИ разработано техническое предложение по транспортному самолету Ил-76 с турбовентиляторными двигателями Д-ЗОКП конструкции П.А.Соловьева. Были согласованы требования к новой машине - грузоподъемность не менее 20 т, дальность до 5000 км, возможность эксплуатации как с бетонированных, так и с грунтовых аэродромов. В дальнейшем расчетные характеристики грузоподъемности были увеличены до 33 т.

По итогам конкурса предпочтение отдали проекту ОКБ С.В.Ильюшина. По мнению его руководителей, победа, как это ни парадоксально, во многом была обусловлена меньшим, чем у соперников, опытом ОКБ в создании военно-транспортных машин: конструкторы смело шли на поиск нетрадиционных, новаторских решений. "Ил-семьдесятшестой" - первый из "Илов", созданием которого руководил не С.В.Ильюшин, а его заместитель - Г.В.Новожилов. Главным конструктором Ил-76 стал Радий Петрович Папковский.

Осенью 1969 г. был построен натурный макет самолета, вскоре получивший одобрение макетной комиссии во главе с генерал-лейтенантом авиации Г.Н.Пакилевым. Постройка первой опытной машины началась в цехе ОКБ Ильюшина (его ворота выходили на знаменитое Ходынское поле) в декабре 1969 г., а 25 марта 1971 г. Ил-76, пилотируемый экипажем, возглавляемым заслуженным летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Э.И.Кузнецовым, покинул Ходынский аэродром и, проведя более часа в воздухе, приземлился в Жуковском.

В декабре 1971 г. начались испытания новой машины в ее основном качестве - как военно-транспортного самолета: были проведены выброски парашютистов и сброс грузов. Прыжки совершали профессиональные парашютисты-испытатели, а также добровольцы - курсанты Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Во время одного из испытаний самолет покинули в воздухе 115 человек.

В 1974 г. завершились госиспытания, Ил-76 был принят на вооружение ВВС, и в Ташкенте развернулось его серийное производство. Выпускаемые машины, в отличие от самолетов, участвовавших в испытаниях, несли оборонительное вооружение, включающее кормовую спаренную установку из двух 23-мм двухствольных пушек ГШ-23Л с радиолокационным наведением (радиоприцел "Аргон"). Первые Ил-76 имели взлетную массу 157 т и перевозили 40 т груза при эксплуатации с бетонных ВВП и 33 т - при полетах с грунта. В дальнейшем взлетная масса была увеличена до 170т.

В начале 1980-х годов создан усовершенствованный ВТС Ил-76М с взлетной массой 190 т, способный брать на борт до 47 т груза и имеющий увеличенную практическую дальность. Увеличение взлетной массы потребовало усиления конструкции крыла, фюзеляжа и шасси.

В результате совершенствования конструкции была создана модификация Ил-76МД со взлетной массой, увеличенной до 190 т, а массой полезной нагрузки - до 50 т. Самолет получил усовершенствованные двигатели Д-30КП серии 2, был несколько увеличен запас топлива. На Ил-76МД появилась дополнительная аппаратура РЭБ, предназначенная для постановки активных и пассивных помех УР класса "воздух-воздух" и "земля-воздух" с радиолокационным и тепловым наведением.

Параллельно с совершенствованием военно-транспортных машин в ОКБ шла работа и по созданию их гражданских модификаций. На базе Ил-76М для "Аэрофлота" был разработан Ил-76Т, а вслед за Ил-76МД в 1982 г. - Ил-76ТД.

Транспортные "ил-семьдесятшестые" стали основой большого числа целевых модификаций. На базе Ил-76 созданы самолеты-заправщики Ил-78 и Ил-78М, а также самолет радиолокационного дозора и наведения А-50. К 2000 г. выпущено более 950 Ил-76 всех модификаций, более 120 из которых поставлено на экспорт.

"Идеология" и конструкция Ил-76 были самым внимательным образом изучены американскими специалистами и заметно повлияли на облик ВТС пятого поколения Макдоннелл-Дуглас С-17А Тлоубмастер III". При этом С-141 и С-17А построены или строятся в ограниченных количествах и имеются лишь в составе ВВС США, тогда как значительно более массовый Ил-76 с одинаковым изяществом "носит и военную форму, и цивильный фрак", оставаясь вне конкуренции при выполнении международных грузовых коммерческих перевозок.

Намечены направления дальнейшего совершенствования Ил-76. Так, на базе российского оборудования планируется оснастить самолет новым информационно-управляющим полем кабины летчиков, позволяющим сократить экипаж с четырех до трех человек. Кроме того, прорабатывается возможность оснащения самолета кабиной, аналогичной кабине Ил-96-300, что позволит уменьшить экипаж до двух человек. В связи с ужесточением международных экологических норм ОКБ предложило установить на находящиеся в эксплуатации самолеты Ил-76ТД двигатели ПС-90А-76.

Самолет Ил-76 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Крыло состоит из центропланной части, выполненной как единое целое с фюзеляжем, внутренних и внешних консолей. Мощная крыльевая механизация, обеспечивающая возможность эксплуатации самолета с ВПП ограниченной длины, включает двухсекционные трехщелевые закрылки Фаулера, занимающие практически всю переднюю кромку крыла. Поперечное управление самолетом обеспечивается элеронами. Фюзеляж самолета, выполненный по типу полумонокок, имеет круглое поперечное сечение (диаметр - 4,8 м). По бортам фюзеляжа расположены обтекатели, в которые убираются основные опоры шасси. Размеры грузовой кабины (длина с грузовой рампой 24,50 м, ширина 3,45 м, высота 3,40 м) обеспечивают возможность перевозки грузов и техники, вписывающихся в стандартный железнодорожный габарит 02-Т с обеспечением проходов для швартовки. В хвостовой части расположен грузовой люк, имеющий рампу и три створки. Две узкие боковые створки открываются наружу, а средняя - поднимается вверх, утапливаясь внутрь фюзеляжа. Фюзеляж полностью герметизирован. Благодаря этому, до высоты полета 6700 м в кабинах поддерживается нормальное атмосферное давление, а на высоте 11000 м оно соответствует высоте полета 2400 м. При необходимости грузовую кабину можно разгерметизировать, сохранив герметизацию лишь кабины экипажа. Имеется кислородное и аварийно-спасательное оборудование для десанта. Десантирование из Ил-76 может производиться в четыре потока. Диапазон высот десантирования для техники - от 3 м до 4000 м, для людей - до 8000 м. Максимальная масса моногруза, сбрасываемого парашютным способом - 21000 кг. Ил-76 способен перевозить до 140 пехотинцев с полной экипировкой или до 125 парашютистов-десантников. Самолеты Ил-76М и Ил-76МД могут оснащаться дополнительной съемной палубой, что позволяет им брать на борт 225 парашютистов-десантников. Самолеты способны перевозить средние танки, пусковые установки ракетных комплексов, часть самолетов фронтовой авиации, вертолеты, другую технику и вооружение.

Ил-76 оснащен четырьмя ТРДД Д-ЗОКП (4x12000 кгс) с системами реверса тяги створчатого (ковшового) типа. Имеется ВСУ ТА-6, служащая для запуска основных двигателей, электроснабжения и кондиционирования воздуха на стоянке.

Самолет оснащен радиолокационным прицельным комплексом "Купол-2", обеспечивающим аэронавигацию и точное сбрасывание грузов. Имеются активные и пассивные средства РЭБ, работающие в радиолокационном и ИК-диапазонах. Комплекс бортового транспортного оборудования обеспечивает возможность проведения погрузочно-разгрузочных операций без применения специального наземного оборудования. Кормовая гермокабина стрелка выполнена отделяемой от грузовой кабины. Под внешними консолями крыла могут располагаться два пилона для подвески авиабомб или контейнеров РЭБ. Имеются средства РЭБ, включающие станции постановки активных помех. По бокам фюзеляжа могут крепиться навесные 96-зарядные контейнеры ложных тепловых целей.

Одна из основных задач, возложенных на полки ВТА, оснащенные Ил-76, - выброска воздушных десантов. Появление на вооружении зарубежных ВВС истребителей нового поколения (F-15, F-16, F/A-18, "Мираж 2000", "Торнадо ADV"), а также новых и усовершенствованных ЗРК, превращение ПВО стран НАТО на европейском ТВД в трехэшелонную единую автоматизированную систему со сплошным радиолокационным полем потребовало от ВТС Ил-76 освоения малых и предельно малых высот полета. В процессе боевой подготовки этому уделялось максимальное внимание. С1986 г. имеющиеся в составе ВТА четыре дивизии на Ил-76 позволяли выполнять боевую задачу по десантированию дивизии ВДВ без привлечения самолетов других типов. Использование Ил-76 повысило возможности ВТА по преодолению ПВО противника, увеличило тактический радиус действия авиации, сократило до 45-60 минут глубину оперативно-тактического построения группировки ВТА и сроки десантирования.

В ходе крупного исследовательского учения, проведенного в 1986 г., оперативно-тактическое построение ВТА, включавшее только самолеты Ил-76 (125 машин) десантировало 5080 человек личного состава и 138 единиц боевой техники. При этом глубина боевого порядка "поток отрядов" составила 40 минут.

Ил-76 несли основную нагрузку в "воздушном мосте" в ходе войны в Афганистане, активно использовались во второй чеченской войне, перевозили российский миротворческий контингент в Косово и решали множество других транспортных задач.

"Вестник авиации и космонавтики" ?? 2001 г.
Фотогалерея : Оперативно-тактический военно-транспортный самолет ИЛ-76


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001