Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Истребитель-перехватчик МиГ-31 и МиГ-31М

По мнению специалистов, этот самолет — дальнейшее развитие истребителя МиГ-25П — сегодня самый эффективный истребитель-перехватчик в мире. Он превосходит при решении задач противовоздушной обороны такие машины, как F-14 «Томкэт», F-15 «Игл» и «Торнадо»F.З.

МИГ-31 способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу с различными аэродинамическими целями (в том числе с малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными скоростными самолетами) в любое время суток, в сложных погодных условиях, при интенсивном ведении радиоэлектронной борьбы.

Работы по программе глубокой модернизации МиГ-25 начались в 1972 г., а 16 сентября 1975 г. состоялся первый полет нового самолета (первоначальное название - МиГ-25МП). Его пилотировал А.Федотов, К серийному выпуску новых истребителей, сменивших МиГ-25, Нижегородский авиационный завод приступил в 1979 г. К концу 1995 г. построено более 500 самолетов МИГ-31 и МИГ-31 Б (последний имеет систему дозаправки топливом в воздухе).

МИГ-31 оснащен мощным радиолокационным комплексом «Заслон» с импульсно-доплеровской РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) диаметром 1,1 м, установленной в носовой части самолета неподвижно. Он обеспечивает одновременное сопровождение 10 целей и пуск ракет по четырем целям, причем на фоне земли, Следует отметить, что МиГ-31 является первым и до настоящего времени единственным в мире серийным истребителем с ФАР (антенны подобного типа разрабатываются для зарубежных машин пятого поколения — Локхид-Мартин F-22 и Дассо «Рафаль»). Бортовое радиоэлектронное оборудование позволяет использовать перехватчик МИГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве своеобразного воздушного командного пункта для управления действиями истребителей, имеющих менее мощное радиолокационное оборудование (например, самолетов МиГ-23, МИГ-29 или МиГ-21-93).

Самолет оснащен тележечным шасси, допускающим эксплуатацию с грунтовых ВПП. Его планер на 50% выполнен из нержавеющей стали, на 16 — из титана и на 33% — из алюминиевых сплавов.

Типовой комплект вооружения МИГ-31 включает четыре УР большой дальности Р-33 с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения,захватывающие цель после пуска и размещенные на полуутопленных катапультных пусковых установках под фюзеляжем. УР способны поражать цели на дальностях до 110 км. Две ракеты средней дальности Р-40ТД (Р-40ТД1) или четыре УР ближнего боя Р-60М подвешиваются на подкрыльевых узлах. Имеется шестиствольная пушка ГШ-23-6 (23 мм, 260 снарядов, скорострельность — 8000 выстр./мин).

Дальнейшим развитием МИГ-31 стал перехватчик МИГ-31М. Первый полет был совершен на нем в 1986 г.

МИГ-31М имеет крыло с корневыми наплывами увеличенной площади, большие размеры гаргрота, носовую часть фюзеляжа, отклоненную вниз на 7°, беспереплетный козырек фонаря кабины летчика.

Машина снабжена усовершенствованным БРЭО, в частности радиолокационным комплексом, способным одновременно наводить ракеты на шесть воздушных целей, более мощной и экономичной силовой установкой. Комплекс бортового вооружения включает усовершенствованный вариант ракеты Р-33, новые ракеты сверхбольшой дальности, не имеющие мировых аналогов, а также высокоманевренные ракеты средней дальности РВВ-АЕ на четырех подкрыльевых узлах внешней подвески.

Приборное и навигационное оборудование модернизировано. В частности, применены многофункциональные экранные индикаторы, в кабине летчика установлен индикатор тактической обстановки (на МИГ-31 он имеется лишь в задней кабине). У нового перехватчика увеличена емкость топливных баков; имеется система дозаправки в воздухе.

Подготовка серийного производства осуществляется на Нижегородском авиационном заводе. Принятие МИГ-31М на вооружение авиации ПВО придаст ей качественно новые возможности по борьбе с воздушными средствами нападения, в том числе с самолетами, выполненными с использованием технологии малой заметности.

Истребители-перехватчики МИГ-31 вместе с самолетами Су-27 составляют основу авиации ПВО России.

mig31_00.jpg 14 Kb mig31_01.jpg 14 Kb mig31_02.jpg 13 Kb mig31m_00.jpg 20 Kb
 
"Вестник воздушного флота" №3-4 1996 г.
Фото из журнала
ТТХ истребителя-перехватчика МиГ-31
Тип самопета МИГ-31
Год первого полета 1975
Размах крыла, м 13,46
Длина самолета, м 22,69
Площадь крыла, м2 61,60
Максимальная тяга двигателей, кгс 2х15500
Нормальная взлетная масса, кг 41000
Максимальная взлетная масса, кг 46200
Масса целевой нагрузки, кг -
Максимальная скорость, км/ч 3000
Практический потолок, м 20600
Максимальная скороподъемность, м/с -
Дальность, км 3000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 5,0


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001