Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Оперативно-тактический самолет АН-70

Потребность в замене ветерана АН-12 на ВТС нового поколения возникла еще в 1970-е годы. Тактико-техническое задание ВВС предполагало разработку машины, способной действовать с коротких, слабо подготовленных грунтовых полос, маневрировать на небольших полевых аэродромах, находящихся недалеко от переднего края. Ставилось требование перевозки практически всей номенклатуры мобильных средств сухопутных войск (не говоря уже о технике ВДВ). При этом задавались высокая скорость полета и топливная экономичность, приближавшая по дальности полета новый оперативно-тактический самолет к оперативно-стратегическому ВТС типа Ил-76. Столь высокие требования, во многом противоречивые, обусловили длительный период формирования облика новой машины. Конструкторам и заказчику самолета, получившего обозначение Ан-70, было ясно, что уложиться в жесточайшие рамки задания можно, лишь став на путь принципиально новых решений, ранее не практиковавшихся при создании транспортных самолетов.

Одним из таких вариантов был переход на турбовинтовентиляторные двигатели (ТВВД), позволявшие совместить высокую экономичность турбовинтовых двигателей и скорость, ранее обеспечивавшуюся лишь ТРДД. Многолопастные винты ТВВД обдували крыло на значительной площади, что в сочетании с мощной механизацией позволяло добиться выдающихся (для данного класса летательных аппаратов) взлетно-посадочных характеристик. Так, в соответствии с расчетами Ан-70 с грузом 30 т должен взлетать с полосы длиной всего 600 м, а с грузом 47 т (т.е. с танком Т-80 на борту) - со 1800-метровой ВПП, достигая при этом максимальной дальности полета в 7400 км. По топливной эффективности Ан-70 мог стать лучше оперативно-тактических военно-транспортных самолетов АН-12 и Локхид С-130 «Геркулес» в 1,6 - 1,8 раз. При более низких затратах и меньшей на 40% коммерческой нагрузке Ан-70 по рейсовой производительности Ан-70 практически становился равным тяжелому транспортному самолету Ил-76, существенно превосходя его по номенклатуре перевозимых грузов, топливной эффективности (по удельному расходу в 1,3 раза, по часовому - в 1,9 раз) и эксплуатационной технологичности (в 4,4 раза).

Торжественная выкатка самолета состоялась 20 января 1994 года. Первый полет - 6 декабря 1994 года в Киеве. Однако 10 января 1995-го произошла катастрофа: Ан-70 столкнулся в воздухе с самолетом сопровождения Ан-72. Все члены экипажа опытной машины погибли. Чтобы свести к минимуму потери времени, вызванные трагедией, было решено достроить как летный второй планер Ан-70, первоначально предназначенный для статических испытаний. Это позволило возобновить полеты уже в апреле 1997 года.

Аэродинамическая компоновка Ан-70 - плод совместной работы ученых ЦАГИ и специалистов АНТК. В результате примененных аэродинамических усовершенствований в сочетании с высокоэффективной силовой установкой этот самолет может эксплуатироваться приблизительно с 70% основных гражданских ВПП стран СНГ без каких-либо ограничений, а типовую транспортную задачу (доставку 20 т груза на расстояние 3000 км) он выполняет с 80% имеющихся полос. Такая перевозка может осуществляться и с грунтовой ВПП длиной 600 - 800 м, что недоступно ни одному из существующих транспортных самолетов.

Ан-70 скомпонован по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом. Планер на 25% изготовлен из полимерных композиционных материалов, что позволило уменьшить его массу и на 80% автоматизировать производство ряда важных узлов. В конструкции планера использованы усовершенствованные алюминиевые и новые алюминиево-литиевые сплавы, а также титановый крепеж.

Конструкция Ан-70 рассчитана на среднегодовой налет более 3000 часов, удельные затраты на техническое обслуживание - 8-10 человеко-часов на час налета (т.е. 2,5 раз меньше, чем у АН-12). В грузовой герметизированной кабине Ан-70Т способен перевозить грузы на авиационных жестких поддонах ПА-5,6; на авиационных гибких поддонах ПА-3, ПА-4 и ПА-6,8; в авиационных контейнерах УАК-2,5, УАК-5 и УАК-10 и в универсальных ICC и ICC.

Крыло - умеренной стреловидности, большого удлинения. Набрано из утолщенных сверхкритических профилей и снабжено мощной механизацией. Предкрылки, закрылки, элероны и интерцепторы, а также вертикальное и горизонтальное оперение, имеющее небольшой угол стреловидности полностью изготовлены из композиционных материалов.

В фюзеляже Ан-70 могут разместиться практически все виды армейской техники и вооружения стран СНГ и НАТО. Он в состоянии поднимать около 20% крупногабаритных грузов, которые может перевозить стратегический транспортный АН-124.

Самолет оснащен четырьмя двигателями Д-27 (4х14000 л.с.), созданными Запорожским МКБ «Прогресс» совместно с ЦИАМ и ЦАГИ. Восьмилопастные соосные винтовентиляторы СВ-27 для них сделаны в Ступине. Двигатель имеет чрезвычайно низкий удельный расход топлива на крейсерском режиме -130 г/л.с. в час. Бортовые системы и агрегаты Ан-70, а также погрузочное оборудование суммарной грузоподъемностью 12 т позволяют выполнять автономную эксплуатацию на необорудованных аэродромах в течение ЗО сут.

На машине установлены встроенное транспортное оборудование и система регулирования высоты порога грузового пола относительно земли, обеспечивающие автономную погрузку и выгрузку любых грузов, в том числе в контейнерах, принятых в ISO.

Бортовой комплекс, включающий более 50 процессоров, автоматически собирает данные о функционировании бортовых систем и оборудования, анализирует их и отображает обработанную информацию на дисплеях. Электрогидродистанционная система штурвального управления имеет три цифровых и шесть аналоговых каналов.

Диагностическая бортовая система контроля БАСК-70 связана с цифровыми каналами информационного обмена со всеми функциональными системами самолета, от которых принимает и непрерывно обрабатывает в полете до 8000 параметров, характеризующих их техническое состояние. Необходимые сведения поступают на дисплеи летчиков, а после завершения полета - наземному техперсоналу для подготовки самолета к следующему вылету.

 
«Вестник воздушного флота» ?? ????
 

Подробнее: Военно-транспортные самолеты пятого поколения

К началу статьи

Оперативно-стратегический самолет C-17A «Глоубмастер» III (Макдоннелл-Дуглас)

Оперативно-тактический самолет AMC FLA

Тактический самолет C-130J «Геркулес»II

Оперативно-тактический самолет Ту-330

Оперативно-тактический самолет Ил-76МФ

Оперативно-стратегический самолет ИЛ-106



 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001