Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Концепция легкого антипартизанского самолета

Автор: Leks

По мнению большинства экспертов, в XXI веке большая часть конфликтов будут иметь локальный характер, и вестись против небольших партизанских групп (в заключительной и наиболее длительной части). Борьба с ними является головной болью военачальников всех армий всех времен.

    В связи с высокой опасностью партизанских групп боевиков проблема их уничтожения всегда была актуальной, и ее можно разделить на три части:
  • обнаружение группы;
  • собственно уничтожение;
  • привлечение при всем при этом минимального количества средств и ресурсов.

Как показала ситуация в Чечне, Ираке, и Афганистане (в последней кампании), боевая авиация использовалась примерно один месяц в период активных действий (захвата территорий). В течение гораздо более длительного вялотекущего периода борьбы с мелкими партизанскими группами боевая авиация практически бездействовала, изредка ходили только на сопровождение и патрулирование (работала только транспортная и санитарная, а в последнее время введены серьезные ограничения на их полеты из-за угрозы обстрела из ПЗРК) по причине избыточной мощности и высокой стоимости эксплуатации. На мой взгляд, причина в том, что оборонительные задачи пытались решать оружием, предназначенным для наступательных задач. На войне одним из способов повысить шансы стать победителем иметь максимальное разнообразие средств и способов ведения войны. В структуре ВВС существует огромный перекос в сторону наступательных видов вооружений. Захватить всегда проще, чем удержать. А удерживать приходится и свои территории, Чечню, например.

В учреждении, известном как Department of Defense , так же, как и в нашем МО РФ, есть множество attack aircrafts , attack helicopters , но нет ни одного defense aircraft (за исключением частей air defense , не имеющих отношения к наземным операциям). В арсенале армий не оказалось целого класса оборонительных типов самолетов, хотя проблема была наболевшей давно. Тенденция развития современной авиации поля боя привела к тому, что самолет (вертолет) способны обнаружить и пробить практически любую броню, обнаружить и уничтожить любое заглубленное укрытие или даже город, стереть в порошок гору, но на той горе может и не оказаться террористов (в партизанском варианте). Поиск и уничтожение небольшой диверсионной группы задача для них непосильная. Они больше приспособлены на уничтожение частей и достаточно крупных подразделений, а также техники, и лучше всего в виде колонны (группы). В русском языке есть очень точное выражение для такого случая: стрелять из пушки по воробьям , в английском - близкое по смыслу: колоть орехи кувалдой . Инструмент исполнения должен соответствовать выполняемой задаче. Высокая ударная мощь в антипартизанской войне не является необязательной, на первый план выходит фактор постоянного контроля охраняемой территории, высокая устойчивость к ПЗРК, рутинный круглосуточный поиск из недели в неделю, из месяца в месяц, и быстрое уничтожение обнаруженной группы.

Анализируя современные военные конфликты и переводя в простой и понятный язык, процесс видится так: крупные части и соединения противника перемалываются и мелко шинкуются боевой авиацией. Мелкие ломтики разных размеров, оставшиеся после этого, начинают расползаться в разные стороны, и их плотность на единицу площади снижается. Когда эта плотность достигает некоего определенного значения (отличного для каждого вида местности), у авиации возникают трудности с обнаружением мелких групп, и даже после обнаружения они рассредоточиваются, их уничтожение превращается в погоню за каждым отдельным членом группы. К сожалению, высокая рабочая скорость боевых самолетов в антипартизанских акциях играет не положительную, а отрицательную роль. Чем выше скорость, тем труднее обнаружить группу, особенно визуально, т.к. практически на всех самолетах отсутствуют необходимые технические средства (кроме разведывательных, не способных самостоятельно уничтожать такие группы.)

Но, как правило, от момента обнаружения разведывательным средством партизанской группы до доставки боеприпаса к месту ее дислокации (условно назовем его время реализации информации ) проходит время, достаточное, чтобы группа успела покинуть место обнаружения и удалиться на расстояние, на котором ударная авиация не способна ее обнаружить. К примеру, по данным на 2002 год в Чечне от момента обнаружения группы партизан специальным разведывательным вертолетом до прибытия сил для ее уничтожения проходило 1,5 2 часа, поэтому очень часто информация оказывалась устаревшей, невозможной к реализации ( nvo.ng.ru ).

По данным из Израиля, на реализацию информации у авиации израильских ВВС уходит несколько минут (обнаружение целей (в основном это мобильные группы запуска ракет Касем ) производится с помощью ДПЛА, информация через КП идет на борт ударных вертолетов, несущих боевое дежурство из положения дежурство в воздухе , и они уничтожают (при удаче) пусковые устройства с ракетами, и реже вместе с группой подготовки. На это уходит всего несколько минут, очень часто и это время оказывается слишком долгим ракеты успели стартовать, а группа запуска покинуть стартовую площадку.

Экономически постоянное дежурство в воздухе очень дорогое, нет, не удовольствие, а необходимость, но этот вид несения БД является самым эффективным, хотя, на мой взгляд, время реализации информации можно еще уменьшить с нескольких минут до нескольких десятков секунд. Для этого необходимо изменить цепочку прохождения информации до минимума, из ДПЛА КП ударный вертолет (самолет) оставить только последнее звено.

Современные ударные самолеты с точки зрения экономики применимы в относительно краткосрочной войне наступательного характера, когда можно с большой вероятностью планировать количество и продолжительность вылетов, и заранее, в течение нескольких лет созданы мобилизационные запасы, в т.ч. топлива, которые имеют определенный разумный предел, и в основном расходуются в начальный период войны. В длительной войне партизанского типа приходится или ограничивать количество вылетов на патрулирование, или нести большие расходы, прежде всего на горючее, из текущего бюджета. Борьба с партизанами требует очень быстрого и точного реагирования, которого нельзя достичь, действуя из положения дежурство на аэродроме , когда авиационная поддержка чаще всего опаздывает (огневой контакт носит обычно кратковременный характер). А еще лучше действовать на опережение, уничтожая базы и группы на марше. Для этого самолет должен нести дежурство в воздухе. Но даже самая богатая страна, как США, не смогут это себе позволить по экономическим причинам, имея на вооружении только существующие ( attack - атакующие, ударные) самолеты, не говоря уже о странах третьего мира , имеющих подобные проблемы (обычно это конфликты с сепаратистами или националистами). Высокие скорости и отсутствие технических средств обнаружения небольших групп людей не способствуют высокой эффективности боевого применения существующих штурмовых и ударных самолетов в партизанской войне. Обнаружение партизанских групп происходит обычно при патрулировании, и на одно обнаружение, даже при наличии специальной поисковой аппаратуры, может быть потрачено десятки часов налета, десятки тысяч тонно-километров перевозки боекомплекта. Если этого мало, сюда можно прибавить не меньшее количество тонно-километров на перевозку топлива, необходимого для перевозки массы планера самолета, необходимой для перевозки боеприпасов и топлива, моторесурс дорогих реактивных двигателей. Отсюда, стоимость доставки авиационных боеприпасов может быть сравнима с доставкой их при помощи МБР.

До сих пор в авиации не существовало специализированных самолетов для уничтожения мелких (при работе в автономном режиме) партизанских групп, хотя попытки создания таких самолетов были. Дешевые самолеты были неэффективны и имели низкую боевую живучесть. При удорожании (утяжелении) они не всегда были по карману нуждающимся в этих самолетах, так как помимо повышения закупочной стоимости дорожала их эксплуатация.

Если рассматривать самодостаточные самолеты, то при условии постоянного дежурства в воздухе мощный и эффективный самолет разорит само государство, а слабовооруженный и слабооснащенный не сможет быть эффективным. У самодостаточных самолетов середины не существует, что подтверждается практикой. Выход в создании высокоэффективного антипартизанского самолета может быть только в комбинации относительно слабой собственной ударной мощи, достаточной для уничтожения отдельных мелких групп с возможностью быстрого наращивания мощности за счет оперативного взаимодействия с артиллерией и ударной авиацией для работы по крупным формированиям, применением высокоточных боеприпасов с целеуказанием от данного самолета для внезапного, кратковременного, точного и сильного огневого налета ввиду малых размеров партизанских групп и возможности их быстрого рассредоточения.

Предлагаю концепцию создания самолета, наиболее эффективно сочетающего все требования к данному предназначению. Продажная стоимость ориентировочно порядка 2.000.000-3.000.000 $ (из-за высокого насыщения БРЭО). Прямых аналогов не существует, но ближайшими являются А-22 Piranha (серийный), МАИ-217Б (опытный), СМ-92П (боевой вариант), вооруженный вариант ДПЛА RQ-1 Predator, РУК в составе ДПЛА Пчела-1 +РСЗО Смерч ( Град , САУ Мста-С , Нона ) более легкие самолеты QM-1, QM-2, Baruder, Ostin Hawk, Rattler. Более тяжелые антипартизанские самолеты (штурмовики) производства в основном стран Южной Америки являются по существу усовершенствованными машинами времен Второй Мировой войны (упрощенные варианты ударных самолетов). Данные легкие и сверхлегкие ЛА в подавляющем большинстве не были приняты на вооружение или выпускались небольшими сериями, так как инструмент ведения войны не соответствовали поставленным на испытаниях задачам.

На мой взгляд, самолет, подобный этому, можно сделать гораздо более эффективным. Его отличие должно заключаться во внезапности воздействия из-за практической невидимости и неслышимости, а также постоянства патрулирования, что позволит значительно поднять эффективность. Другим отличием является наличие аппаратуры пеленгации для определения координат работающих радиостанций в системе ГЛОНАСС/NAVSTAR (далее GPS), что позволит значительно сократить взаимодействие между партизанскими группами, и система определения координат любой визуально видимой точки местности в системе GPS для взаимодействия с артиллерией, оснащенной снарядами с коррекцией траектории по данным GPS и управляемым оружием с лазерным наведением, что позволит компенсировать относительно низкую огневую мощь, которая является оборотной стороной низкой стоимости эксплуатации. Основное предназначение моего самолета круглосуточный постоянный (благодаря низкой стоимости одного часа эксплуатации, но с ограничениями по метеоусловиям) жесткий мониторинг контрольной территории. Самолет даже при обнаружении должен стать привычной скучной деталью пейзажа партизанских территорий, и тогда психологический порог восприятия его как опасности в любом случае будет понижаться.

Радиус до 90 км (при взаимодействии с РСЗО Смерч ), при совместной работе с артиллерией, имеющей на вооружении снаряды семейства Краснополь (есть положительный опыт применения против небольших групп боевиков, подсветка осуществлялась спецназом) и РСЗО с перспективными УР с лазерным наведением, перспективные боеприпасы с коррекцией от приемника GPS (максимальная планируемая дальность стрельбы 155мм перспективным снарядом разработки США ХМ982 80км, достигнутая пока 45 км (по данным на конец 2000 года), массовое принятие на вооружение которого планируется на 2004 год, аналогичные образцы разрабатываются в Англии, Швеции, Франции, Германии), и более 90(80) км в автономном режиме. Самолет обнаруживает партизанские формирования, и в состоянии самостоятельно уничтожать небольшие группы. Также с его помощью возможна борьба с браконьерами, наркокурьерами, морскими пиратами в ЮВА, и нарушителями границ, поэтому он может найти применение кроме армии и в других силовых структурах, в первую очередь в странах третьего мира.

Преимущество самолета-целеуказателя состоит еще в том, что его летчик сразу наблюдает результаты атаки, маневры целей, и быстро корректирует следующий огневой удар. Обычный самолет после выхода из атаки не видит цели до следующего захода, за это время место цели и ее параметры могут значительно измениться.

При ведении автономных действий самолетом примем за основу, что партизанские действия ведутся в основном мелкими, до 15 человек, группами (например, известный на Кавказе террорист (ныне покойный) Хаттаб рекомендовал иметь в маршевых группах по 8-11 человек (vrazvedka.ru, Солдат удачи 9-10-2003г.), между которыми расстояние на марше 5-7 м. Ныне в Чечне действуют группами по 5 человек (ww.rambler.ru). По сообщениям информационных агентств, в Ираке партизаны чаще действуют группами по 6-8 человек, в Израиле по 2-3 человека.

Мелкие группы на марше чрезвычайно уязвимы для внезапной воздушной атаки, т.к. являются практически точечными целями, или небольшими линейными. Для их уничтожения не требуется много боеприпасов, если атака внезапна, и средства поражения легли с высокой точностью. Обычно высокая боевая нагрузка самолета не гарантирует эффективного ее применения в партизанской войне, т.к. при обнаружении самолета группой она будет прятаться (рассредоточиваться), и даже при обнаружении ее штурмовиком ему придется отрабатывать уже по рассредоточенно-площадной цели вместо точечной (линейной), а мощность боеприпаса убывает пропорционально кубу расстояния от точки падения, что резко уменьшает эффективность применяемых боеприпасов. Поэтому предлагаю концепцию самолета, отвечающему принципу воздушной засады. Такому самолету не нужны рекордные характеристики.

Алгоритм взаимодействия обычного штурмовика и противника выглядит так:
услышали-увидели спрятались-(начали стрельбу)
причины следствия

Если устранить причины, то не будет и следствий. Здесь увязаны возможность обнаружения групп и эффективность применения средств поражения.

Начнем со слышимости.

На самолете необходимо иметь два достаточно слабых двигателя, чтобы при отказе одного из них мог лететь на другом двигателе в горизонтальном полете без подвесок на высоте около 2000 метров над уровнем моря. Двигатели поршневые, они экономичнее и тише, особенно если будут с водяным охлаждением, высокоэффективными глушителями и мотогондолы с повышенной звукоизоляцией, а также малошумные винты, пусть и в ущерб тяге. По данным с.н.с. ГосНИЦ ЦАГИ Е.П.Визеля и к.т.н., чл.-корр. РАЕН Е.Г.Кошелева, возможно достижение уровня акустической нагрузки, при которой самолет не будет обращать на себя внимание, находясь на расстоянии 1000 м (nvo.ng.ru). В свое время глушители ставили на самолет По-2ЛНБ (легкий ночной бомбардировщик), По-2НАК (ночной артиллерийский корректировщик), и совсем недавно на мотодельтапланы для спецназа ( Солдат удачи 9-2001г., стр. 34-35) с хорошими результатами. Кстати, тот же самый простейший По-2 был настолько эффективен в период Второй Мировой войны, что позже также успешно использовался и в Корее (имел несколько модификаций, максимальный взлетный вес порядка 1000 кг, поршневой двигатель 100 л.с. для основных модификаций, были и более мощные двигатели, разнился и взлетный вес, известны случаи подвески 1-ой 500кг бомбы).

Это пойдет в ухудшение всем характеристикам самолета, кроме двух: внезапности и точности ударов. Простой пример: одной пулей можно убить нескольких человек, но не каждый вылет штурмовика с использованием всего боекомплекта гарантирует, что будет убит хоть один боевик.

Теперь о снижении видимости самолета. Первые упоминания об опытах на эту тему в России восходят к 1909 году. О них сохранилось мало сведений, судя по тому материалу, который я изучил, принцип тот же, что и в опытах 1935-37 г.г., о которых осталось больше информации.

Упоминания о них можно встретить в книгах летчика-испытателя И. Шелеста С крыла на крыло . (М. Молодая гвардия 1977 г.), авиаконструктора В. Шаврова История конструкций самолетов в СССР до 1938г. (М. Машиностроение 1969), и в anomalia.narod.ru, см. документальные комментарии. Есть и другие источники.

В них говорится о том, что в Советском Союзе испытывался самолет - невидимка (в обычном оптическом диапазоне) Он был создан в ВВА им. Жуковского бригадой под руководством проф. Козлова на базе авиетки АИР-3 методом зеркального покрытия самолета. Все источники говорят о достаточно успешных испытаниях (на мой взгляд, только с определенных ракурсов). На распространение новинка не получила. Причины не указаны.

Моя версия такова.

Во-первых, обшивка была из оргстекла, зеркального по внутренней поверхности. Оргстекло имело относительно низкий ресурс, достаточно быстро желтело на солнце, теряя прозрачность, а значить и невидимость.

Во-вторых, для сохранения устойчивости к скоростному напору и другим нагрузкам, толщина (и, соответственно вес), были таковы, что исключали полезной (бомбовой) нагрузки.

В третьих, при тогдашних технологиях, это было достаточно дорогое мероприятие, как зеркаливание целого, пусть и небольшого самолета.

В четвертых, если боевых действия планировались по варианту В. Суворова (согласен, достаточно спорному, но и он не исключен), то большой необходимости в таком самолете не было - практически вся авиация противника была бы уничтожена первым ударом на аэродромах, и советская авиация бы достаточно свободно (с учетом уцелевших самолетов и зенитных орудий) летала бы и без зеркальных поверхностей.

В процессе войны и после фюзеляжи самолетов становились все более круглыми в сечении, и зеркалить их не было смысла: округлый фюзеляж пускает зайчиков во все стороны, не маскируя самолет, а демаскируя его. При увеличении рабочих скоростей пришлось бы значительно увеличивать толщину оргстекла (другого подходящего материала тогда не было), что съедало мощность двигателей. Вдобавок развивалась радиолокация и шло увеличение высотности самолетов-разведчиков для обеспечения живучести.

Так идея в то время и умерла.

Сейчас идею пора реанимировать, т.к. ныне реализуемые решения в этой области пока несовершенны и значительно удорожают продукцию. В наше время создать легкую, прочную обшивку не проблема, но на самолете должно быть как можно меньше закругленных частей, только по необходимости (носок крыла и др.) Их придется делать матовыми, и проще покрасить голубым цветом, поскольку применение ожидается летом, в южных районах, где облачность достаточно редка. Разрешающая способность человеческого глаза составляет 2 угловых минуты, что на расстоянии 800 м (дальность эффективного применения пулемета ГШГ 7,62 мм и максимальной горизонтальной дальности стрельбы гранатой ОГ-7В) составляет порядка 0,5 м, что является больше, чем один из размерных параметров матовой поверхности самолета. Учитывая низкую контрастность матовых поверхностей (голубое на голубом), вероятность визуального обнаружения самолета в момент атаки будет очень низкой, радиолокационные системы обнаружения у партизан отсутствуют. Остальная обшивка должна быть максимально плоской и лежать в минимальном количестве плоскостей. Внешние подвески (оружие) также должно быть голубого цвета. Фюзеляж четырехугольного сечения.

Хотел бы подчеркнуть, что не ставлю свой задачей создать полностью невидимый самолет, зеркаливание части его поверхностей является способом повышения маскировочных свойств, а не полной ликвидации видимости, как технология STEALTH в радиолокационном диапазоне только уменьшает дальность обнаружения самолета, но не делает его полностью невидимым. Не гарантируется, что 100% атак в автономном режиме будут внезапными, но если этот показатель достигнет 30%-40%, то и это будет великолепно. При низкой контрастности самолета на фоне неба, с учетом положения Солнца (при наличии от самолета бликов ( солнечных зайчиков ) можно рассчитать или опытным путем определить секторы безопасного начала атаки и выхода из нее. Данные вводятся в бортовой компьютер (исходные данные: плоскости самолета, дата, широта, долгота, гринвичское время, курс, истинная высота, на выводе - курсовой угол и угол места Солнца в любое время в любом месте Земли, и отсюда - безопасные секторы,. Достаточно высокий процент атак будет внезапен, и противник должен будет поддерживать постоянно высокую степень боеготовности (ожидания атаки). Но известно, что постоянно невозможно быть собранным в ожидании атаки, и состав групп неизбежно должен расслабляться, допуская ошибки в маскировке, а с другой стороны, такая ситуация очень влияет на нервное состояние (постоянное ожидание огневого налета, в любое время дня и ночи).

Зеркальные поверхности на данном самолете иметь желательно, т.к. это повысит фактор внезапности, но не обязательно по возможным причинам, например технологического характера.

При обнаружении самолета во время атаки производится сброс подвесок с высоты более расчетной, что приведет к увеличению КВО (уменьшению вероятности поражения).

Естественно, при рабочей высоте патрулирования (2500) м необходимо иметь технические средства обнаружения противника и его идентификации, а также средства целеуказания и поражения.

    Достаточно реальны следующие средства обнаружения:
  • поставить единый источник визуальной информации ГОЭС -520;
  • широкополосный радиосканер с задаваемым (исключаемым) диапазоном, совмещенный с двухплоскостным радиопеленгатором (для уничтожения мертвой зоны ) и компьютером для определения координат источника излучения в системе GPS, способный работать в качестве АРК, и позволяющий значительно сократить время пеленгации, особенно на малых дальностях;
  • возможны и другие виды поискового оборудования (например, приемлемый вариант мобильной лазерной телевизионной системы Саня для скоростного круглосуточного обнаружения любых оптических приборов, независимо от принципов их работы);
  • многофункциональный ИК-лазер для подсветки целей при применении управляемого оружия с лазерным наведением, а также возможностью снятия с приемлемой точностью и передачи координат в системе GPS точки попадания лазерного луча для применения бомб типа JDAM с других носителей (по базовым лагерям) и взаимодействия с САУ (в смысле самоходными артиллерийским установками ) Крусейдер и М109А6 Паладин , а также буксируемыми гаубицами М198 и ХМ777, использующих снаряды с коррекцией траектории по данным GPS, и обычные снаряды с кассетной БЧ, с САУ ( Мста-С , Нона ), оснащенными приемниками GPS и баллистическими вычислителями, имеющими программу наведения на цель с известными координатами в системе GPS неуправляемыми средствами поражения. Для уменьшения времени от момента обнаружения цели до ее поражения при развитии комплекса возможна разработка режима автосопровождения гаубицей (РСЗО) точки обзора ГОЭС (подсветки лазером) и даже управление стрельбой гаубицы (РСЗО) с самолета с индикацией подлетного времени снаряда (ракеты). ГОЭС находится на многих типах ударных вертолетов и на некоторых самолетах, но все они в подавляющем числе случаев лишены фактора внезапности из-за высокой акустической заметности.

Все это объединить с электронной картой и, как говорилось, с приемником GPS.

Теперь о вооружении самолета, два варианта: бомбардировочный и штурмовой, а также их комбинации.

Бомбардировочный основной вариант вооружения, оптимален при применении с крутого пикирования для борьбы с мелкими пешими группами. Шесть бомбовых кассет примерно по 15 кг, оснащенных различными типами суббоеприпасов от РБК и др. Шаг сброса кассет задается через компьютер. Для повышения точности сброса в компьютер автоматически вводится дальность (от лазерного дальномера), угол тангажа от гироскопа, значение ветра (от GPS путевой угол и путевая скорость, от ПВД воздушная скорость, курс от курсовой системы, высота (дальность)) и температуры.

Видеосистема отклоняется в необходимый сектор наблюдения с постоянной индикацией точки попадания первой кассеты (по необходимости).

При применении штурмового оружия видеосистема ориентирована по продольной оси и указывает точку попадания штурмового оружия (встроенный пулемет ГШГ калибра 7,62 мм, темп стрельбы 5000-6000 выстр/мин, боекомплект пулемета на две атаки, количество патронов зависит от температуры воздуха, во избежание перегрева стволов, порядка 250 патронов на атаку, с автоматической отсечкой от компьютера, вторая атака как исключение). Под каждой точкой подвески в штурмовом варианте сдвоенные (или строенные) пусковые установки для боеприпасов ОГ-7В от пехотного гранатомета РПГ или одинарные для РПО Шмель . При полете самолета скорость гранат увеличится, что положительно повлияет на дальность и точность стрельбы.

С точки зрения боевой живучести бомбардировочный вариант предпочтительней, так как позволяет больше времени оставаться незамеченным самолету. Живучесть еще более повысится, если бомбовые кассеты оснастить модернизированными (для сброса с самолета в качестве бомб в составе РБК) минами- лягушками (частично или полностью), имеющих взрыватели с замедлением от 0 до 15 секунд, чтобы заставить выживших членов атакуемой группы залечь и не поднимать головы - время, достаточно, чтобы самолет покинул опасную зону (при условии наличия в группе боеготового оружия не мощнее, чем 7,62*54(51). При необходимости в кассету можно добавить светозвуковую (шокирующую) гранату ( Заря ). Возможно значительное расширение номенклатуры носимых средств поражения, вплоть до ПТУР, ПЗРК, стандартных 120 мм артиллерийских мин. Думаю, интересно было бы провести испытания по бомбометанию с такого самолета модернизированными (для использования в качестве авиабомб) управляемыми 120 мм артиллерийскими минами Грань с лазерным наведением в горизонтальном полете с подсветкой цели носителем. Оружие с лазерным наведением предпочтительнее из-за более высокой точности попадания и живучести носителя.

    Штурмовка для движущихся целей (автомобилей и мелких судов). Было бы удобно иметь возможность разделить залп на 1, 2 или 3 нажатия боевой кнопки. Самолет может работать:
  1. во взаимодействии с другими носителями управляемых средств поражения в качестве разведчика-целеуказателя как составная часть разведывательно-ударного комплекса, что значительно повышает его мощь и боевую живучесть, т.к. не требует пребывания на малых высотах;
  2. автономно, сохраняя высокую боевую живучесть при применении управляемого оружия с высоты патрулирования (ПТУР, мины Грань ), или с несколько более низкой живучестью при применении неуправляемого оружия, но только воздействуя на отдельные мелкие группы с более низких высот.

При автономных действиях с применением неуправляемого оружия атаку лучше производить на возможно больших углах пикирования на режиме малого газа с Vy 50-70 м/с. Это позволит лучше прицелиться и уменьшить время пребывания самолета в зоне возможного обстрела. К тому же это самая неудобная зона для наблюдения: быстро затекает голова. На высоте (400)-(500)м производится сброс подвесок, и с перегрузкой 3-4 ед вывод в пологое снижение с вертикальной скоростью 7-10 м/с для сохранения высокой скорости покидания опасной зоны. После сброса подвесок компьютером отсчитывается время падения, и после падения бомб (отстрела суббоеприпасов кассет) двигатели выводятся в режим максимал с сохранением режима снижения и увеличением скорости до 350-400 км/ч. При удалении самолета на безопасное расстояние в 2500 м производится набор безопасной высоты. При наличии от самолета бликов (солнечных зайчиков) можно рассчитать или опытным путем определить секторы безопасной атаки и выхода из нее.

В течение 15 секунд, пока взрываются субббоеприпасы, самолет удалится на безопасное расстояние, а уцелевший противник в это время не может поднять головы (за исключением боевого охранения). И после этого в ушах противник слышит лишь звон от взрывов (при необходимости в каждую кассету добавить светозвуковую (шокирующую) гранату).

Даже если случайно увидят самолет после окончания атаки, на большом удалении после такого стресса вести эффективную стрельбу вряд ли смогут. Размеры группы обычно невелики: дистанция между идущими 5-7 м (несколько больше радиуса поражения большинства противопехотных мин), то есть ядро группы имеет длину до 50-70 м. Шесть кассет, сброшенных с интервалом в 10 м, с КВО до 10 м, могут нанести значительный урон группе.

При штурмовке: стрельба из пулемета порядка 2-3 секунд (около 250 патронов), залп гранат (12-18 штук) порядка 1 секунды.

После этого в зону патрулирования приходит другой самолет (или два, или три), следящий и уничтожающий остатки группы, попутно можно наводить артиллерию, штурмовую авиацию, или спецназ. Фактически, самолет может только находить и подсвечивать цели, не вступая непосредственно в боевой контакт, и только при необходимости (отсутствует управляемое оружие с лазерным наведением или с приемником GPS, или не налажена система артиллерийских огневых опорных пунктов, либо мешают складки местности), сам атакует цели.

При поражении маршевых порядков группы боевиков высокоточными боеприпасами с КВО в несколько метров, членам группы по большому счету безразлично, артиллерийские это боеприпасы, или авиационные.

Такому самолету не нужно рекордные параметры. Он не требует фундаментальных исследований: все оборудование собирается из стандартных образцов или (меньшая часть) образцов, требующих незначительных усовершенствований. При высокой устойчивости самолета для пилотирования достаточно навыков пилота-любителя, не сильно жесткий профотбор, что позволит летчику иметь статус прапорщик или младший лейтенант после окончания авиационного колледжа, а также снизить до минимума количество высококвалифицированных специалистов среди обслуживающего персонала.

Подобный самолет для локальных конфликтов в структурах армий отсутствует, хотя необходимость его иметь давно назрела. Некоторым подобием являются А-22 Piranha , ДПЛА RQ-1 с вооружением, наш РУК в составе ДПЛА Пчела + различные виды артиллерии и РСЗО. Но ДПЛА Пчела имеют очень маленький ресурс. С этим можно мириться в общевойсковом бою, когда жизненный цикл ДПЛА очень мал при высокой насыщенности поля боя многоуровневой ПВО, но при решении антипартизанских задач необходим аппарат с очень большим ресурсом. А-22 является просто легким ударным самолетом, у которого отсутствуют факторы внезапности и постоянства контроля (воздействия), хотя он и оснащен ГОЭС. Антипартизанский самолет должен быть страшен противнику не высокой ударной мощью, а прежде всего постоянным , и лучше всего невидимым, присутствием, когда для партизанской группы является проблемой даже разведение небольшого бездымного костра, и ожидание огневого налета в любой момент способно изрядно понизить боевой дух группы. В горной местности обнаружение боевиков облегчается тем, что они перемещаются по гребням и склонам: дно ущелья или оврага является идеальной ловушкой. Его предназначение можно выразить и так: он создан не захватывать, а удерживать территории. При решении антипартизанских задач у него должны быть высокие показатели по критерию стоимость-эффективность , и самая высокая боевая живучесть в своем весовом классе при отсутствии брони.

Наибольшую опасность для него могут представлять залповая стрельба из оружия под патрон 7.62*54(51), крупнокалиберных пулеметов или малокалиберной зенитной артиллерии, крупнокалиберные снайперские винтовки. Крупнокалиберные пулеметы и МЗА, как показала практика, очень быстро уходят из вооружения партизанских отрядов, т.к. они имеют относительно низкую мобильность и потребляют много (по массе) боеприпасов. ПЗРК для подобного самолета серьезной угрозы не представляют из-за низкого уровня его ИК-излучения и малой дальности захвата ГСН ПЗРК, самое опасное оружие для подобного самолета - ЗРК с радиолокационным наведением у партизан отсутствуют. Функционально самолет близок к А-50 Шмель (поиск цели длительное время, обнаружение и идентификация цели, выбор способа уничтожения и боеприпаса, наведение оружия и контроль результативности атаки с возможным ее повторением) с наложением его функций на специфику борьбы с партизанами.

Ниша предложений подобных самолетов на рынке отсутствует, хотя спрос на них должен быть высокий. Такой самолет может стать элементом более глобальной системы борьбы с партизанами.

    Теперь о том, как я представляю этот самолет:
  • максимальный взлетный вес порядка около 1000 кг;
  • два двигателя по 80 л. с. желательно водяного охлаждения, вероятнее всего Subaru EA-71 весом 92 кг, если не получится уложиться в заданный вес, придется ставить с воздушным охлаждением Rotax-912 при весе 58-61 кг, более легкий, но и громкий, или после запуска в серию двигатель М-29 типа П-1000 такой же мощности производства Казанского МПО ( вес 55 кг, расход около 17 кг/ч в крейсерском режиме, на оба двигателя около 34 кг/ч, а в режиме максимальной продолжительности еще меньше, можно сравнить с Ми-8 около 600 кг/ч , Су-25 в несколько раз больше, чем Ми-8) с высокоэффективными глушителями и малошумными винтами;
  • двигатели вынесены в хвост самолета, что позволит значительно уменьшить звуковую и вибрационную нагрузку на пилота, разместить пулемет ГШГ на продольной оси фюзеляжа (как пушка на А-10), чем свести к минимуму разворачивающий момент (повысить кучность) при стрельбе, частично экранировать звук двигателей и основное ИК-излучение вверх, при этом летчик смещен к правому или левому борту, как водитель автомобиля. Возможен двухместный учебный вариант при снятии ГОЭС и пулемета;
  • большой установочный угол между крылом и самолетом (из-за низких рабочих скоростей);
  • бортовое оборудование производства Арзамасского НПО Темп-Авиа и ОАО Аэроприбор-Восход специально для легких самолетов;
  • патрулирование не более 3-3,5 часов (падает внимательность наблюдателя), полчаса полет в зону патрулирования, полчаса обратно, плюс 1 час навигационного запаса. Итого топлива на 5-5,5 часов;
  • скорость патрулирования в режиме максимальной продолжительности примерно Vпр120-140 км/ч;
  • два-три вида воздушных винтов постоянного шага, рассчитанных для разных климатических условий и рельефа, для наименьшей акустической заметности в режиме патрулирования при отсутствии подходящего ВИШ;
  • максимальные эксплуатационные перегрузки +5,-2;
  • возможность за счет снятия части оборудования довести экипаж до 2 человек;
  • наличие трех радиостанций, могущих работать и в закрытом режиме (одна используется для телекодовой передачи координат целей);
  • телекодовая система передачи координат цели непосредственно на автомат заряжания дежурной САУ или на ручное устройство ввода координат для буксируемых гаубиц, или непосредственно на борт самолета-носителя бомб JDAM;
  • многофункциональный ИК-лазер;
  • систему видеорегистрации атаки и систему передачи отдельных фотографий (передача кодированных ММS-сообщений) на КП для принятия решения на воздействие по целям в спорных ситуациях (с указанием времени и координат);
  • выдерживание на пикировании до 350-400 км/ч;
  • необходима высокая устойчивость в управлении самолетом (цели все равно неманеврирующие, и можно использовать пилотов с относительно низкой квалификацией, имеющих звание прапорщика или мл. лейтенанта);
  • универсальные узлы крепления вооружения, для возможной подвески натовских образцов (вместо ГШГ GAU-2 Minigun , вместо ОГ-7 - RAW, и т.д).;
  • взлет - посадка с участков второстепенных дорог или подготовленных площадок (длина разбега-пробега большой роли не играет);
  • потолок до 6000 м;
  • длина без ПВД 6.0-6.5 м, размах крыла около 9-9.5 м, высота кабины примерно 0.95 м (при наклоне спинки кресла в 45 градусов), ширина кабины около 1.5 м;
  • боевая нагрузка порядка 120-130 кг (с учетом пулемета и его б/к);
  • при недостаточной эффективности элевонов в качестве рулей высоты возможна установка дополнительных управляющих поверхностей на носу самолета , или цельноповоротных половин переднего крыла, работающих в качестве элевонов;
  • ресурс планера 15.000 часов (при возможной более частой смене или ремонте обшивки);
  • также возможна установка элементов искусственного интеллекта (система выполнения речевых команд).

Концепция дана в кратком виде, т.к. нереально в письме охватить все аспекты данной проблемы, но я старался коснуться основных. Имеет приблизительные цифровые значения, уточняемые во время разработки, испытаний и практики. При необходимости могу дать дополнительные ссылки на информацию. Вся информация взята из открытых источников, в основном в Интернете. Мне хотелось показать, что спектр боевых машин может быть гораздо шире, чем обычно принято думать. Разработано лично мною и не имеет никакого отношения к государственным или частным организациям или учреждениям. Данные по иностранным видам вооружений упоминаются в связи с отсутствием информации по российским аналогам и для расширения экспортных возможностей самолета. Прилагаю примерный эскиз самолета.



 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001