Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Истребитель Ки.100

КИ. 100 спорил с «Мустангом»

Осенью 1944 года авиационные заводы фирмы Кавасаки, больше года строившие прекрасно зарекомендовавший себя в боях истребитель Ки.61 «Хиен» («ласточка»), вдруг резко снизили производство. Дело в том, что моторостроительный завод в Акаши, поставлявший для самолетов рядные двигатели водяного охлаждения Ха-140 (форсированный вариант лицензионного немецкого «Даймлер-Бенц»-601А), оказался явно не в состоянии выдерживать установленный график производства из-за отсутствия стоков цилиндров и карданных валов.

К концу осени 1944 года безмоторные Ки.61 переполнили заводскую площадку в Кагамигахаре. Война между тем все ближе подкатывалась к берегам Японии, истребители требовались во все зозрастающем количестве. Ситуация становилась критической.

Тогда командование сухопутной авиацией дало задание фирме на замену Ха-140 другим аналогичным по мощности двигателем. Авиатехнический исследовательский институт, не располагая двигателем водяного охлаждения, рекомендовал конструкторам разработанный фирмой Мицубиси двухрядный 14-цилиндровый воздушного охлаждения Ха-112-II взлетной мощностью 1500 л. с.

Перед генеральным конструктором самолета Такео Дои стояла задача соединить двигатель диаметром 1,46 м с овальным фюзеляжем шириной 0,84 м. Кроме того, новый двигатель был легче на 45 кг. Не совпадали также их осевые линии.

Конструкторский коллектив Кавасаки не имел опыта использования двигателей воздушного охлаждения. Поэтому они воспользовались документацией на «Фокке-Вульф»-190, переданной немцами императорской армии. Переделки свели к минимуму — двигатель установили на трубчатой мотораме. Закрыли его легкой обшивкой, создающей обтекаемое сопряжение мотора и фюзеляжа. Выхлопные патрубки соединили в общем тоннеле, выведенном с обеих сторон моторного отделения в горизонтальной плоскости. Благодаря полученной при этом дополнительной тяге прирост скорости составил 10—15 км/ч.

В декабре 1944 г. 200 безмоторных Ки.61 вернулись обратно в цеха завода в Кагамигахаре для переделки под новые двигатели. А уже 1 февраля, всего через семь недель, первый истребитель, получивший обозначение Ки.100, приступил к летным испытаниям. Выяснилось, что, уступая «шестьдесят первому» в максимальной скорости, Ки.100 стал гораздо маневреннее и, облегчившись почти на 300 кг, быстрее набирал высоту. Упростились взлет и посадка, что сделало его доступным для летчика средней квалификации, что немаловажно при растущих боевых потерях.

В испытательном центре в Йокоте провели сравнительные поединки Ки.100 с трофейным Р-51С. На виражах японский истребитель показал превосходство над «Мустангом». Выше была и скорость пикирования — теперь американские летчики не могли выходить из боя своим излюбленным способом. Правда, преимущество в горизонтальной скорости все же позволяло «Мустангу» в любой момент оторваться от противника. Бои с «Хеллкетом» не проводились, но и так было, ясно, что Ки.100 превосходит его по всем статьям. Оказалось, что вынужденная импровизация японских конструкторов, проведенная в рекордно короткие сроки (от получения задания до первого полета прошло 14 недель), оказалась настолько удачной, что превзошла исходный вариант самолета. К тому же 19 января 1945 г. налет американских Б-29 полностью стер с лица земли моторостроительный завод в Акаши, и выпуск Ха-140 прекратился. Завод Кавасаки перешел на производство Ки.100.

Истребитель получил длинное наименование — Ки.100-I-Ко (армейский тип 5 модель 1-Ко). Конструктивно он представлял из себя цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. Фюзеляж типа полумонокок. Кабина летчика переходила в гаргрот, затруднявший летчику обзор назад. Топливо располагалось в протестированных крыльевых (емкостью по 185 л) и фюзеляжном (165 л) баках. Для кратковременного повышения мощности и высотности двигателя имелся дополнительный бак на 110 л для водо-метаноловой смеси. Вооружение состояло из двух фюзеляжных синхронизированных с винтом 20-мм пушек Хо-5 и двух разнесенных крыльевых пулеметов Хо-103, калибром 12,7 мм. Боезапас — по 250 снарядов на каждый ствол. На подкрыльевых пилонах самолет мог нести две 250-кг бомбы или два дополнительных топливных бака по 200 л.

Серийный выпуск истребителя разворачивался очень неровно. Завод в Кагамигахаре, имевший в своем распоряжении 270 планеров Ки.61,в марте 1945 г. переоборудовал 36 машин, в апреле — 86, а в мае — уже 131. В июне последние 18 Ки.61 превратились в Ки.100. В этом же месяце с конвейера завода сошли 74 «чистых» Ки.100. Они отличались от «переделанных» отсутствием гарг-рота, каплевидным фонарем и обозначались Ки.100-I-Отсу.

22 июня 1945 г. американские «сверхкрепости» сбросили на завод 116 тонн бомб и продолжали наносить удары еще четыре дня, превратив цеха в щебенку. В дальнейшем сборка производилась в подземном убежище в близлежащем лесу. Имевшийся задел из уцелевших деталей позволил собрать в июле 23 истребителя и в августе еще 10. Небольшая сборочная линия в Тсуики, бывшая ранее макаронной фабрикой, успела выпустить еще 12 Ки.100, пока, в свою очередь, не была разрушена налетом «сверхкрепостей». Всего до конца войны произведено 389 Ки.100, 271 — модели Ко и 118 — модели Отсу.

Первым подразделением, переучившимся на новый истребитель, стал 244-й сентай (полк) — один из лучших в японской армейской авиации, укомплектованный в основном асами. В апреле эта часть обеспечивала ПВО токийского района. 20 мая командир, знаменитый ас майор Терухико Кобаяши получил приказ передислоцироваться на аэродром Миран, на юге острова Кюсю для эскортирования бомбардировщиков и «камикадзе», действующих против американских десантных сил на Окинаве. Несмотря на численное превосходство противника в большинстве боев японцы выходили победителями. Так, 3 июня на виражах они сбили семь «корсаров», без потерь со своей стороны. 15 июля эту часть перебросили в район Осаки. И здесь 244-й сентай показал свою выучку — 25 июля в схватке с большой группой «хеллкетов» уничтожено 12 самолетов.

В руках опытных пилотов Ки.100 представлял весьма грозное оружие. Но, увы, таковых в японской авиации становилось все меньше. Например, 111-й сентай, сформированный 10 июля 1945 г. из недавних курсантов авиашкол, личный налет у каждого из которых не более 100 часов, подвергся полному разгрому в нескольких боях с «мустангами», летавших с о.Иводзима на свободную охоту к Японским островам.

Ки.100 получили также другие подразделения. Самым первым стал 18-й сентай, ранее летавший на Ки.61. Разница в технике пилотирования была небольшой, переучивание шло быстро. Но когда 9 марта 1945 г. 279 Б-29, сбрасывая с малой высоты зажигательные бомбы, сожгли старый центр Токио, 18-й сентай смог поднять в воздух только один Ки.100.

Воевал на этом истребителе 17-й сентай, базировавшийся сначала на Тайване, а затем передислоцированный на острова Рюкю для прикрытия самолетов, бомбивших Окинаву. В системе ПВО метрополии еще два полка летали на Ки.100 — 5-й сентай в районе Нагой и 59-й — на о. Кюсю, действовавший против Б-29.

Летчики и технический состав отзывались о Ки.100 как о лучшем истребителе войны за его надежность, прекрасные взлетно-посадочные характеристики, «снисходительность» даже к гру-бым ошибкам пилота. На малых и средних высотах ему не было равного противника, за исключением разве что P-51D. Но и здесь преимущество на стороне «Мустанга» возникало в основное благодаря более высокому уровню подготовки американских летчиков и их многократному численному превосходству. Так, летчик 18-го сентая Мамами Сумита после войны утверждал. Ки.100 мог драться с двумя «Мустангами» сразу, а его маневренность была такова, что ему ничего не стоило «стряхнуть» «Мустанга» со своего хвоста.

Но на высотах больше 7000 м скорость Ки.100 заметно падала, и он уже не мог эффективно бороться с главным противником японской авиации — бомбардировщиком Б-29. Не проходило недели, чтобы «сверхкрепости» своими налетами не уничтожили бы какой-нибудь завод или город. Поэтому в конце войны большинство авиастроительных фирм искали боевые средства против них. В марте 1945 г. Такео Дои для повышения высотности двигателя поставил на самолет турбонагнетатель Ру-102. Модификация заняла шесть недель, и в мае первые два самолета, обозначенные Ки.100-II приступили к испытаниям.

По сравнению с Ки.100-I они были тяжелее на 175 кг и на высотах до 7000 м их скорость упала. Но выше ощущался заметный прирост мощности. Правда, существенного увеличения скорости не произошло. Максимальная достигалась на высоте 8000 м. Летом 1945 г. фирма готовилась запустить Ки.100-II в серийное производство параллельно с Ки-100-I. Причем из-за дефицита алюминия предполагалось хвостовую часть выполнять из дерева. Но до конца войны этим планам не суждено было осуществиться из-за конструктивного несовершенства турбонагнетателей, а главное — из-за разрушения завода фирмы американскими бомбами.

Ки.100 остался в истории второй мировой войны как прекрасный истребитель, хотя его карьера от конструкторского проекта до последнего боевого вылета заняла всего 10 месяцев.

истребитель КИ.100

Чертеж представил редакции журнал «Ас».

Тактико-технические характеристики самолета

Тип самолета Ки.100-I-Отсу Ки.100-II
Длина, м 8,92
Размах крыла, м 12
Высота, м 3,75
Площадь крыла, м2 20
Двигатель Мицубиси Ха-112-П
Взлетная мощность, л. с. 1500
Запас топлива, л 535
Максимальная сокрость, км/ч:
на высоте 1000 м 510 500
5000 м 567 560
6000 м 580 570
8000 м 570 585
10000 м 535 565
Скороподъемность, мин:
на высоту 5000 м 6 6,67
8000 м 11,5 11,1
10000 м 20 18,4
Потолок, м 11000 13000
Дальность полета, км 1400
с подвесными баками 2200
Вес, кг:
пустого 2525 2700
взлетный 3495 3670
максимальный 3794 3969
Вооружение:
пушки две Хо-5 (20 мм) боезапас 250
пулеметы два Хо-103 (12,7 мм) —"— 250
бомбы две по 250 кг
Сергей Вехов
«Крылья Родины» №7 1992 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001