Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Этот непревзойденный «Мустанг»

С началом второй мировой войны Англия и Франция, столкнувшись с мощными германскими воздушными силами, стали испытывать острую потребность в современных истребителях. Закупки боевой техники начались с 1939 г. Однако по своим характеристикам приобретаемые машины уступали как германским истребителям ВП09Е, так и новым истребителям Англии и Франции. Англичане решили заказать за океаном новый истребитель, соответствующий требованиям британских ВВС. В качестве его разработчика и поставщика была избрана фирма Норт Америкэн, успевшая хорошо зарекомендовать себя у английских летчиков. Вскоре создали эскизный проект истребителя, одобренный заказчиками, подписали контракт на техническую разработку и постройку нового самолета, в соответствии с которым первую машину предполагалось поставить в январе 1941 г.

На истребителе было решено использовать двенадцатицилиндровый двигатель «Аллисон» V-1710 с жидкостным охлаждением и односкоростным нагнетателем. Без громоздкого турбокомпрессора, примененного на самолете «Локхид» Р-38, имеющем аналогичные двигатели, мотор истребителя NA-73X имел низкую высотность, что ограничивало область возможного применения самолета, однако других подходящих двигателей жидкостного охлаждения в США в то время не имелось.

Опытный экземпляр Мустанга
Опытный экземпляр «Мустанга»

Первый полет нового истребителя состоялся в 1940 г., а в конце зимы 1941-го к испытанию «Мустанга» (это название самолет получил после принятия на вооружение британских ВВС) приступили и англичане. В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость 614 км/ч на высоте 3965 м, отмечались хорошая управляемость и взлетно-посадочные характеристики. «Мустанг» вскоре признали лучшим из истребителей, поставляемых в Англию из США по ленд-лизу. Однако недостаточная высотность мотора «Аллисон» делали самолет малоэффективным в борьбе с немецкими бомбардировщиками, совершающими под прикрытием мощных истребительных сил налеты на Англию. Решили использовать его для действий по наземным целям и для воздушной разведки.

Первый боевой вылет «Мустангов» состоялся 5 мая 1942 г. Самолеты выполнили разведку французского побережья. Для этого они оснащались АФА F-24, установленным в фонаре кабины за летчиком в специальном блистере под некоторым углом.

«Боевое крещение» «Мустангов» произошло 19 августа 1942 г. во время рейда на Дьепп. Тогда «Мустанг» одержал первую победу: летчик-волонтер английских ВВС X. Хиллс из Калифорнии сбил в воздушном бою «Фокке-Вульф»-190. В тот же день был потерян один «Мустанг».

Даже уступая самолетам люфтваффе в высотности, «мустанги» являлись трудным противником для немецких истребителей, так как обычно совершали боевые полеты на малой высоте с большой скоростью. Большая дальность позволяла «мустангам» летать над территорией третьего рейха.

В первой половине 1942-го «Мустанг» 1 поступил из Англии в нашу страну, где был испытан в НИИ ВВС (несколько позже в СССР было направлено еще 10 «Мустангов» 2).

Успешное использование «Мустанга» англичанами пробудило к нему интерес и американских военных. Командование США приняло решение об их закупке для собственных воздушных сил. В апреле 1942-го был заключен контракт на поставку армии этих самолетов в варианте пикирующего бомбардировщика, получившего обозначение А-36А «Инвейдер». «Мустанг»-бомбардировщик оснащался мотором «Аллисон» V-1710-87 мощностью 1325 л. с. Вооружение самолета — шесть пулеметов калибром 12,7 мм и две бомбы калибром до 227 кг, подвешиваемых под крылом. Для обеспечения бомбометания с пикирования А-36А был снабжен воздушными тормозами, установленными на верхней и нижней поверхностях крыла и обеспечивающими пикирование со скоростью 402 км/ч (без тормозов скорость пикирования «Мустанга» могла достигать 800 км/ч). Максимальная скорость самолета составляла 572 км/ч на высоте 1525 м, при подвеске двух бомб она уменьшалась до 498 км/ч.

В период боев на Средиземноморском театре военных действий и на Дальнем Востоке пикирующие бомбардировщики А-36А совершили 23 373 боевых вылета, сбросив на врага 8000 т бомб, сбив в воздушных боях 84 самолета противника и еще 17 — уничтожив на земле. Собственные потери «Инвейдеров» составили 177 машин — не так уж много для самолетов, действующих со столь высокой интенсивностью над передним краем противника.

Было построено 1510 самолетов «Мустанг» различных модификаций с мотором «Аллисон». Они использовались в боевых действиях в Европе до мая 1945 г. и заслужили репутацию отличных истребителей-бомбардировщиков, пикирующих бомбардировщиков и дальних скоростных разведчиков, способных успешно вести и воздушные бои. Однако в качестве истребителей из-за низкой высотности мотора и большой удельной нагрузки на крыло, ограничивающей маневренность, они применялись мало. В то же время с увеличением выпуска в США тяжелых бомбардировщиков и началом в 1943 г. воздушного наступления союзников на Германию возросла потребность в истребителях сопровождения с большей дальностью и боевыми характеристиками на немалых высотах, соответствующих рабочим эшелонам «летающих крепостей». Таким самолетом стала новая модификация «Мустанга», родившаяся благодаря совместным усилиям английских и американских специалистов.

Ронни Харкер, летчик-испытатель, хорошо знакомый с другими самолетами, на которых устанавливались двигатели фирмы Роллс-Ройс, после 30-минутного полета на «Мустанге» заявил, что новая машина превзошла его ожидания, показав превосходные летные характеристики на малых высотах. Однако они будут еще лучше, если «Мустанг» оснастить двигателем «Мерлин», применявшимся на «спитфай-рах» и бомбардировщиках «Ланкастер».

Рекомендации Харкера учли. Моторы «Мерлин» для начала было решено установить на нескольких самолетах «Мустанг» 1. Этими работами заинтересовались представители ВВС США и фирма Норт Америкэн, с которой американское правительство подписало контракт на постройку двух истребителей Р-51 с моторами Паккард V-1653-3 (американское название двигателя «Мерлин», выпускавшегося в США по лицензии).

Первый самолет, переоборудованный в Англии фирмой Роллс-Ройс, «Мустанг» X в октябре 1942-го впервые поднялся в воздух, показав поистине выдающиеся летные характеристики: на опытном истребителе, имеющем взлетную массу 4113 кг, достигнута максимальная скорость 697 км/ч на высоте 6700 м (для сравнения: самолет Р-51 с мотором «Аллисон» при взлетной массе 3910 кг на летных испытаниях в Англии развил скорость лишь 599 км/ч на высоте 4570 м). На уровне моря максимальная скороподъемность «Мустанга» X составила 17,48 м/с (Р-51 — 9,65 м/с), а на высоте 2290 м — 18,08 м/с (Р-51 — 10,16 м/с на высоте 3350 м). Согласно первоначальным планам предполагалось переоснастить двигателями Роллс-Ройс 500 истребителей «Мустанг» 1, однако за океаном со свойственной американцам оперативностью приступили к выпуску в больших количествах новых самолетов «Мустанг» с двигателями английской разработки.

Фирма Норт-Америкэн в конце ноября 1941 г. завершила постройку первого самолета ХР-51В с мотором V-1650-3 с взлетной мощностью 1400 л. с. и мощностью на форсированном режиме 1620 л. с. на высоте 5120 м. Самолет поднялся в воздух 30 ноября 1942 г. и показал характеристики, существенно превосходящие данные своего английского собрата. При взлетной массе 3841 кг была получена максимальная скорость 729 км/ч на высоте 8780 м. Максимальная скороподъемность на высоте 3900 м составила 19,8 м/с, практический потолок — 13 470 м.

В ходе постройки самолетов в их конструкцию были внесены некоторые изменения: в частности, на самолетах серий Р-51В-1 — Р-51В-5 в фюзеляже был установлен дополнительный топливный бак емкостью 322 л. Аналогичные конструктивные изменения были внесены и в самолет Р-51С-3, выпускаемый в Далласе. После установки дополнительного фюзеляжного бака нормальная взлетная масса самолета увеличилась до 4450 кг, а максимальная (с бомбами и ПТБ) — до 5357 кг. Однако в ходе эксплуатации самолетов выяснилось, что дополнительный топливный бак слишком сильно изменяет центровку истребителя, и потому решили ограничить его емкость 246 л. На самолетах серии Р-51В-15 и Р-51С-5 был установлен двигатель V-1650-7 увеличенной мощности.

С дополнительным фюзеляжным баком максимальная дальность полета Р-51В составила 1311 км на высоте 7620 м, с двумя подвесными баками емкостью 284 л она увеличилась до 1995 км, а с двумя ПТБ емкостью по 409 л, первоначально разработанных в Англии для истребителей «Рипаблик» Р-47 «Тандерболт», — до 2317 км. Это позволило использовать «Мустанги» с «Мерлинами» в качестве эскортных истребителей наравне с самолетами Р-47 и Р-38.

Первый боевой вылет истребителей Р-51В состоялся 1 декабря 1943 г., когда группа новых «Мустангов» совершила ознакомительный полет над Северной Францией и Бельгией, в ходе которого несколько самолетов получили лишь легкие повреждения от огня германской зенитной артиллерии, а истребители противника американцам так и не встретились. Первый воздушный бой с участием Р-51В состоялся лишь 16 декабря 1943 г. над Бременом, когда американскому «Мустангу» удалось сбить истребитель ПВО Bf110.

3 марта 1944 г. английские «Мустанги» совместно с «Лайтнингами» участвовали в налете на Берлин. На следующий день Р-51В вновь появились в небе Берлина, сопровождая бомбардировщики ВВС США. В результате завязавшегося воздушного боя с немецкими перехватчиками истребители союзников сбили 8 самолетов противника, однако их собственные потери были значительно больше и составили 23 Р-51В, Р-38 и Р-47, в том числе 8 «Мустангов». Зато 6 марта истребительная авиация союзников взяла полный реванш: в ходе массированного налета английских бомбардировщиков эскортные истребители сбили 81 германский истребитель, потеряв лишь 11 самолетов. На долю «Мустангов» в тот день пришлось 45 сбитых немецких машин. После этого боя за Р-51В и Р-51С утвердилась репутация лучших истребителей сопровождения союзников.

Успешно действовали «Мустанги» по уничтожению и блокированию германских истребителей ПВО на аэродромах.

Для увеличения радиуса действия Р-51 с английских заводов в большом количестве стали поступать фибровые подвесные топливные баки емкостью 409 л (темп их выпуска составил 24000 в месяц), которые постепенно вытеснили алюминиевые на 284 л. Другим нововведением английского происхождения, внедренным на самолетах Р-51 В и С, явился фонарь кабины «Малкольм Худ», отличающийся от стандартного фонаря как бы «раздутой» центральной частью, обеспечивающей летчику значительно лучший обзор. Такие фонари устанавливались как на английских, так и на американских «Мустангах». Однако в ноябре 1943 г. в США на самолете Р-51 В начались испытания еще более совершенного фонаря, обеспечивающего летчику обзор на 360 градусов. Его конструкция, внедренная на более поздних Р-51, стала «классической».

На P-51D был установлен двигатель V-1650-7 (1750 л. с), вооружение увеличено до шести пулеметов калибром 12,7 мм (400 патронов на ствол). Модификацией P-51D стал самолет Р-51 К с винтом фирмы Аэропрадакт, имеющим диаметр 3,35 м (завод в Далласе построил 1337 таких самолетов). Для компенсации уменьшения путевой устойчивости, вызванной применением нового фонаря, на отдельных сериях самолета P-51D устанавливался небольшой форкиль. Отличительной особенностью этих истребителей явилась также увеличенная хорда корневой части крыла. Всего построено 9603 самолета Р-51 и и К.

Отличные скоростные и высотные характеристики истребителя позволяли новой модификации истребителя успешно вести бой с реактивными самолетами противника. Так, 9 августа 1944 г. Р-51, сопровождавшие В-17, вступили в бой с реактивными истребителями Me-163, сбив один из них. В конце 1944 г. «Мустанги» несколько раз вели успешные бои и с реактивными истребителями Ме-262. Кроме того, Р-51 перехватывалась и сбивалась другая немецкая «летающая экзотика» Ar-234 и «составные» самолеты Ju-88/Bf109 «Мистель», а также самолеты-снаряды V-1.

P-51H Мустанг
Р-51Н — последний из «Мустангов»

В конце войны «Мустанги» с моторами «Мерлин» начали поступать на Тихоокеанский театр военных действий, где участвовали в рейдах на Иводзиму и Японские острова. Р-51 сопровождали бомбардировщики В-29, имея под крылом два алюминиевых подвесных бака емкостью 625 л и шесть НАР HVAR (в такой конфигурации взлетная масса истребителя составляла 5493 кг и взлет с аэродрома в условиях тропической жары становился сложной задачей). Столкновения с японскими истребителями, пытающимися перехватить В-29, были относительно редкими и, как правило, кончались в пользу «мустангов». Японская авиация, потерявшая свои лучшие летные кадры и оснащенная менее совершенными, чем у противника, самолетами, уже не могла оказывать американцам серьезного противодействия, а воздушные бои напоминали больше избиение, чем схватку равных противников. Однако появление в самом конце войны нового истребителя Кавасаки Ki.100, имевшего отличную маневренность при относительно высокой скорости на малых и средних высотах, в какой-то мере вновь уравняло шансы. «Мустанги» в боях и с этими японскими машинами, как правило, добивались победы за счет более высокой скорости, позволяющей навязывать противнику свою тактику боя. Вместе с тем на результат боя решающее влияние оказывали численное превосходство и лучшая профессиональная подготовка американских летчиков.

Тем не менее фирма Норт Америкэн приступила к работам по созданию новых модификаций «Мустанга», отличающихся меньшей массой и улучшенной аэродинамикой. На трех опытных облегченных «Мустангах», получивших обозначение XP-51F, установили двигатель V-1650-7, два других самолета оснастили двигателем Роллс-Ройс «Мерлин» 145 (RM, 14,SM) мощностью 1675 л. с. с четырехлопастным винтом Ротол (эти самолеты обозначались XP-51G). Взлетная масса XP-5IF составила 4113 кг (на тонну меньше, чем Р-51), а максимальная скорость — 750 км/ч на высоте 8839 м. ХР-51 G был еще более легкой и скоростной машиной (взлетная масса — 4043 кг, максимальная скорость — 759 км/ч на высоте 6325 м). ХР-51F впервые взлетел в феврале 1944-го, ХР-51 G — в августе того же года.

Несмотря на более высокие характеристики, ХР-51G не получил дальнейшего развития, а на базе XP-5IF был создан серийный истребитель Р-51Н. Он был вооружен 6-ю пулеметами, мотор — Паккард-«Мерлин» V-1650-9 с четырехлопастным винтом Аэропродакт. На высоте 3109 м двигатель на чрезвычайном режиме мог развивать мощность 2218 л. с. Эта модификация «Мустанга» оказалась самой «резвой»: без подвесных топливных баков и других внешних подвесок самолет развивал горизонтальную скорость 783 км/ч на высоте 7620 м. Скороподъемность — 27,18 м/с. С запасом топлива только во внутренних баках дальность полета Р-51Н равнялась 1400 км, с подвесными топливными баками — 1886 км.

Впервые самолет поднялся в воздух в феврале 1945-го. ВВС США заказали 1450 истребителей Р-51Н, которые должен был поставить завод в Иглвуде, однако до конца войны их было построено всего 555.

После войны «мустанги» состояли на вооружении многих государств практически во всех частях света и участвовали в различных локальных войнах, последней из которых была «футбольная война» между Гондурасом и Сальвадором в 1969 г. Довелось им вести воздушные бои и с машинами советского производства: в годы войны в Корее Р-51 состояли на вооружении американских, австралийских, южно-африканских и южно-корейских эскадрилий, принимавших участие в боевых действиях. «Мустанги» применялись, в основном, в качестве штурмовиков, однако им удалось сбить несколько северо-корейских Як-9 и Ла-11. Встречи с МиГ-15 кончались, как правило, уничтожением самолетов Р-51. По этой причине число «Мустангов», принимавших участие в боях, постепенно уменьшалось, хотя до перемирия, подписанного в 1953 г., они все же «дожили».

На базе «Мустанга» были созданы многочисленные спортивные и рекордные самолеты (в том числе самолет Фрэнка Тейлора, на котором в 1983 г. установлен не побитый до настоящего времени абсолютный мировой рекорд скорости на поршневом самолете — 832,12 км/ч).

В 1980-х состоялись попытки возродить «Мустанг» и в качестве современного штурмовика. Фирма Пайпер на базе Р-51 создала легкий ударный самолет РА-48 «Энфорсер», предназначенный для борьбы с танками. Было построено два опытных самолета, но до серии дело так и не дошло.

Столь блестящая и продолжительная карьера Р-51 объясняется, безусловно, техническим и аэродинамическим совершенством его конструкции, удачным выбором двигателя и, самое важное, своевременным появлением этого истребителя. В самом деле, Р-51 с двигателем «Мерлин» стал поступать в войска тогда, когда в нем больше всего нуждались: в период развертывания воздушного наступления на Германию и Японию в 1944 г. и наиболее полно гармонировал с бомбардировщиками В-17 и В-29, для сопровождения которых он предназначался. Особо следует отметить тот факт, что «Мустанг» явился плодом «международного» технического творчества: построенный по английской спецификации и, в конечном счете, оснащенный английским двигателем, он как бы сочетал в себе лучшие качества американских и английских истребителей.

Владимир Ильин
«Крылья Родины» №10 1991 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001