Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

«ФЕНИКС», «СПАРРОУ» И ДРУГИЕ

Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» стран НАТО

Управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» являются основным оружием самолетов тактической авиации США и других стран НАТО, предназначенным для поражения воздушных целей. Кроме того, ракеты этого класса в последнее время широко применяются для вооружения ударных вертолетов армейской авиации для обеспечения самообороны и борьбы с вертолетами противоборствующей стороны.

В соответствии с принятой в странах блока НАТО классификацией они подразделяются на ракеты большой (более 100 км), средней (до 75 км) и малой (до 20 км) дальности. При этом последние объединяют в себе качества оружия, используемого для перехвата воздушных целей на малых дальностях и их поражения в условиях ближнего воздушного боя. Все ракеты класса «воздух - воздух» оснащаются, как правило, двухрежимными твердотопливными двигателями с высокой тягой на стартовом участке и более низкой на маршевом. Время работы двигателя составляет от нескольких секунд до нескольких десятков секунд. На них применяются осколочные, осколочно-фугасные или стержневые боевые части массой 10-60 кг.

Основными направлениями развития зарубежных УР класса «воздух - воздух» на современном этапе являются увеличение дальности стрельбы; повышение маневренности; обеспечение автономности применения ракет и возможности выполнения залпового пуска по нескольким целям; снижение демаскирующих признаков применения УР и обеспечение минимального влияния на заметность и летно-технические характеристики истребителя.

Управляемые ракеты большой дальности имеются только на вооружении истребителей F-14 авиации ВМС США и представлены двумя модификациями ракеты «Феникс» - АIМ-54(с индексами А, С). Основным предназначением этих УР является обеспечение обороны авианосных ударных групп и поражение самолетов - носителей противокорабельных ракет до их подхода к рубежу применения оружия.

Ракета «Феникс» построена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом (верхний рисунок) и оснащена комбинированной системой наведения, состоящей из полуактивной радиолокационной (AIM-54A) или командно-инерциальной (AIM-54C) системы для наведения на среднем участке траектории полета и активной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) - на конечном. Одной из основных особенностей используемой системы наведения является возможность выполнения залпового пуска ракет по нескольким - до четырех - целям. В настоящее время ни в США, ни в других странах НАТО не ведется разработка новых образцов УР класса «воздух - воздух» большой дальности. Повышение боевых возможностей истребительной авиации в этих странах предполагается достичь в основном за счет совершенствования ракет средней дальности, одним из основных направлений развития которых является увеличение максимальной дальности стрельбы.

Ракеты средней дальности состоят на вооружении истребителей во многих зарубежных странах. Основными разработчиками и производителями ракет этого типа являются США и Франция. В США было создано целое семейство ракет средней дальности, получивших обозначение «Спарроу» AIM-7. Они построены по аэродинамической схеме «поворотное крыло» и оснащены полуактивной радиолокационной системой наведения. Ракеты этого семейства состоят на вооружении ВВС многих стран Европы, Азии и Африки.

К числу ракет этого типа, разработанных во Франции, относятся УР «Супер Матра» R.530 нескольких модификаций. Все они построены по нормальной аэродинамической схеме, оснащены крестообразным крылом с большой корневой хордой и полуактивной радиолокационной системой наведения. Ракеты французской разработки также получили широкое распространение, особенно в странах «третьего» мира.

Одним из главных недостатков ракет, оснащенных полуактивной радиолокационной системой наведения, является необходимость выполнения непрерывной подсветки цели радиолокационной станцией самолета-носителя с момента пуска ракеты и до поражения воздушной цели, что крайне ограничивает возможности по маневрированию носителя после пуска УР, демаскирует истребитель во время атаки и исключает возможность применения им радиоэлектронных помех для уклонения от встречной атаки.

В середине 70-х в США в рамках программы AMRAAM (Advanced Medium Range Air-to-Air Missile) началась разработка УР средней дальности нового поколения, главной отличительной особенностью которой явилось использование комбинированной системы наведения, подобной системе, применяемой на УР «Феникс» AIM-54C. В 1989 году она была принята на вооружение и получила обозначение AIM-120A.

Ракета AIM-120A построена по нормальной аэродинамической схеме и оснащена командно-инерциальной системой наведения и активной радиолокационной ГСН (нижний рисунок). По оценкам американских специалистов, использование такой системы обеспечит ракете большую автономность, так как коррекция траектории ее полета на начальном и средних участках по командам с самолета-носителя будет производиться только в случае маневрирования воздушной цели после пуска ракеты. Кроме того, по их мнению, возможно применение ракеты с расстояния, не ограниченного дальностью захвата ГСН, по целеуказанию бортовой РЛС носителя или другого самолета, включая самолеты ДРЛО, или других источников информации, а также пуск одновременно нескольких ракет по 6-8 воздушным целям.

В настоящее время в США ведутся работы по совершенствованию УР AIM-120A и созданию ее новых модификаций. Создается модификация ракеты (AIM-120C), оснащенная складывающимися крылом и оперением для размещения в отсеках вооружения малозаметных тактических истребителей F-22.

Кроме того, начались работы по созданию варианта ракеты с корпусом асимметричной формы и прямоточным воздушно-реактивным двигателем. В данном случае используются результаты исследований, выполненные в США в конце 80-х -начале 90-х годов в рамках программы «Have Dash», целью которой являлась отработка технологии «бескрылой» ракеты с плоской нижней частью корпуса, выполняющей функции несущей поверхности и обеспечивающей внешнюю конформную подвеску оружия на самолете. По замыслу исследователей реализация результатов данной программы позволит значительно дополнить боевую нагрузку малозаметных самолетов типа F-22 и F-117, размещаемую в сравнительно небольших по объему внутренних отсеках вооружения. Использование подобной аэродинамической схемы в сочетании с системой управления, действующей по принципу «крен-поворот», должны, по мнению разработчиков, обеспечить высокие маневренные характеристики и требуемый уровень неравномерности потока на входе в воздухозаборник ракетно-прямоточного двигателя.

В настоящее время в других странах также ведется разработка ракет с аналогичными УР AIM-120A характеристиками: УР MICA (Франция), «Эктив Скайфлэш» (Великобритания), «Идра» (Италия). Их поступление на вооружение можно ожидать во второй половине 90-х годов.

Типичными представителями УР малой дальности являются американские ракеты «Сайдвиндер» AIM-9 и французские - «Мажик», обладающие примерно одинаковыми характеристиками. Разработка новых образцов ракет этого ,типа в настоящее время наиболее активно ведется в США и Великобритании. В первой из них на этапе демонстрации и оценки технологий находится УР AIM-9X. Ее конфигурация еще окончательно не определена, но, по оценкам американских специалистов, может быть построена по «бескрылой» аэродинамической схеме со складывающимся оперением и корпусом круглого сечения или асимметричным с плоским днищем. Начало полномасштабной разработки ракеты запланировано на 1997 год, а поступление ее на вооружение - в 2003-2004 годах.

В Великобритании с 1992 года ведется полномасштабная разработка УР AS-RAAM (Advanced Short Range Air-to-Air Missile). Она построена по «бескрылой» аэродинамической схеме с крестообразно расположенными хвостовыми рулями. По оценке разработчиков, ракета будет обладать малым лобовым сопротивлением и высокими маневренными характеристиками. Ее планируется оснастить инерциальной системой и тепловизионной ГСН, в качестве чувствительного элемента которой будет использоваться матрица (128х128) ИК-детекторов, расположенная в фокальной плоскости оптической системы. Завершение разработки ракеты AS-RAAM и поступление ее на вооружение ожидается в 1997-1998 годах.

Подполковник Александр ГРИГОРЬЕВ,
кандидат технических наук.
 
«Красная Звезда», ?? ????


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001