Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Разработка транспортных дирижаблей с полезной нагрузкой повышенной массы

Военным руководством США ведется ряд работ но созданию новых транспортных средсгп, предназначенных для переброски военной техники, вооружений и войск с континентальной части на заморские ГУД. Одним из наиболее перспективных считаются транспортные летательные аппарат (ЛА), созданные на основе дирижаблей. По мнению военных специалистов, их основными преимуществами по сравнению с военно-транспортными самолетами являются более высокая (в 10 раз) масса полезной нагрузки и значительный объем грузового отсека, что позволит осуществлять переброску практически всей боевой техники, включая основные боевые танки, тяжелые транспортные вертолеты и другую без предварительной разборки, а также повышенная скорость переброски по сравнению с морским транспортом. При пом рассматриваются проекты как национальной, так и зарубежной разработки.

Американская корпорация «Локхид - Мартин» совместно с ВВС проводит исследование концепции перспективного транспортного гибридного ЛА. получившего обозначение «Аэрокрафт», использование которого предполагается со стандартных ВПП длиной 3 000 и шириной 30 м.

Данный ЛА выполнен на основе дирижабля и оснащен грузовыми отсеками общей площадью около 1200 м2. В состав силовой установки планируется включить четыре турбовинтовых двигателя, оснащенных шестилопастными винтами.

Основные ТТХ ЛА «Азрокрафт» (проектные)

Максимальная масса
полезной нагрузки, т1000
Крейсерская скорость полета, км/ч200
Практический потолок, м3000
Максимальная дальность полета, км9300
Геометрические размеры, м
длина307
высота77

Типовые варианты загрузки будут включать: до 172 стандартных грузовых контейнеров М1 или 220 грузовых поддонов 463L: 18 ударных вертолетов типа АН-1 «Кобра», АН-64 «Апач» или RAH-66 «Команч»; до восьми основных боевых танков М1А1, А2 «Абрамс» либо 16 боевых машин пехоты М2А2 «Брэдли».

Общая стоимость НИОКР составляет 4,5 млрд долларов. Согласно планам их проведения предусматривалось изготовление уменьшенного образца такого ЛА и проведение в 2001 году его демонстрационных летных испытаний, в 2004 - 2006-м изготовление первого опытного образца, а в начале 2007-го его летные испытания. Поставки транспортных ЛА «Аэрокрафт» в строевые части ожидаются после 2008 года.

Британской фирмой ATG (Advanced Technology Group) ведется разработка транспортных дирижаблей для использования в военных целях. Но оценкам представителей МО Великобритании, наибольший интерес представляет проект дирижабля «Скайкэт-1000» (SkyCat 1000) с полезной нагрузкой массой 1 000 т. Предполагается, что корпус нового транспортного ЛА будет представлять два дирижабля с боковым соединением по типу катамарана под обшей оболочкой. Считается, что такая компоновка позволит обеспечить снижение объема дирижаблей благодаря созданию до 60 проц. подъемной силы корпусом при крейсерском полете.

В состав силовой установки планируется включить четыре турбовинтовых двигателя (два маршевых, один для подъема и один для маневрирования при погрузке/выгрузке).

Размеры грузового отсека (общая площадь 995 м2) дадут возможность перебрасывать по воздуху до 1500 полностью экипированных военнослужащих, вооружение и военную технику, в том числе до 16 ОБТ «Абрамc», а также вертолеты типов «Апач» и «Чинук» без расстыковки лопастей несущего винта. При этом намечается оборудовать дирижабль специальными устройствами, обеспечивающими погрузку/выгрузку вооружений и военной техники, в том числе на режиме висения, а также посадочными устройствами, позволяющими осуществлять посадку на неподготовленные площадки (глубокий снег, заболоченная почва) и воду.

Основные ТТХ ЛА «Скайкэт-1000» (проектные)

Масса, т:
пустого90
максимальная полезной нагрузки540
максимальная взлетная635
Крейсерская скорость полета, км/ч240
Практический потолок, м1200
Максимальная дальность полета, км 8000
Геометрические размеры, м:
длина256
ширина136
высота83

По оценкам разработчиков, стоимость одного такого ЛА составит не более 200 млн долларов. В случае размещения соответствующего заказа фирма-разработчик планирует начало поставок ЛА в течение четыре лет со дня подписания контракта.

Фирмой ATG ведется также разработка дирижаблей «Скайкэт-200» и «Скайкэт-15» с массой полезной нагрузки 200 т и 15 т соответственно, прототип последнего совершил первый полет в июне 2000 года.

Министерство обороны США исследует также возможность использования в военных целях транспортного дирижабля CL-160, который разрабатывается немецкой фирмой «Карголифтер» (Cargolifter). Предполагается, что дирижабль, выполненный с полужесткой оболочкой с гелиевым наполнением будет иметь: максимальную скорость полета 140 км/ч, практический потолок 4000 м, перегоночную дальность 8000 км, максимальную взлетную массу 450 т, максимальную массу полезной нагрузки 160 т, длину 260 м, диаметр 65 м. размеры грузового отсека 60 х 8 х 8 м. В состав его силовой установки предполагается включить четыре дизельных двигателя. В настоящее время проходит испытания уменьшенная (длина 32 м) демонстрационная модель дирижабля CL-160-R1, а также закончено строительство полужесткого ангара (длина 107 м) для производства полномасштабных образцов и ведется постройка ангара длиной около 260 м. В 2001 году началось производство восьми дирижаблей для проведения испытаний, полег первого ожидается в 2002 году.

Подполковник Р. ИВАНОВ
 
«Зарубежное военное обозрение» №5 2002 г.
   
[ назад ]
 
Скайкэт-1000 внешний вид
 
Скайкэт-1000 сравнение со стратегическим ВТС С-5 Гэлакси
 
дирижабль CL-160-R1


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001