Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Новая организационная структура американского флота

С вступлением в должность начальника штаба ВМС (CNO - Chief of Naval Operations) в июле 2000 года адмирал В. Кларк проинформировал флот о следующих приоритетах, которым он намерен следовать в процессе руководства военно-морскими силами: кадровая политика, боевая готовность соединений, частей и кораблей (текущая и на перспективу), условия службы на флоте и комплексная реорганизация флотских формирований. Что касается организационной структуры, то предусматривается совершенствование всех ее элементов, а также систем обеспечения и обслуживания, оперативной и боевой подготовки с тем, чтобы они соответствовали требованиям достижения максимальной боеготовности сил и средств флота.

В первую очередь реорганизация коснулась штаба ВМС. В короткие сроки было сформировано новое управление (N7) - боевых потребностей и программ (Warfare Requirements and Programs), возглавляемое заместителем начальника штаба, а управление тылового обеспечения (N4) реорганизовано в управление готовности флота и тылового обеспечения (Fleet Readiness and Logistics), отвечающее также за обеспечение оперативной и боевой подготовки.

«Перестройку» флота в целом намечалось проводить комплексно по трем основным направлениям: изменение подчиненности объединений однородных сил Атлантического (АТФ) и Тихоокеанского (ТОФ) флотов, возложение на командующего АТФ обязанностей по выработке и интеграции потребностей ВМС и, наконец, учреждение командования сил флота ВМС США (FFC - U. S. Fleet Forces Command).

Командование сил флота ВМС было учреждено 1 октября 2001 года. Должность командующего этим командованием занял (по совместительству) командующий Атлантическим флотом, за которым остаются обязанности по его административному управлению, а также оперативные функции командующего компонентом ВМС в составе объединенного командования единых ВС США (Joint Forces Command).

В качестве командующего командованием сил флота (CFFC) он отвечает за координацию, выработку и восполнение общих для соединений, частей и кораблей как Атлантического, так и Тихоокеанского флота потребностей в области комплектования личным составом, материально-технического обеспечения и проведения боевой подготовки между плановыми развертываниями в передовые зоны. Таким образом, по мнению командования, должна быть достигнута стандартизация и унификация оперативного использования разнородных сил американского флота независимо от того, из баз какого побережья (Западного или Восточного) они развертываются (предусматривается разработка общих программ и задач боевой подготовки, технического оснащения, оперативно-тактических приемов и способов ведения боевых действий и т. п.), более детальная координация между командующими и штабами повседневной деятельности и подготовки сил флота к боевому применению.

Сводные предложения по удовлетворению потребностей флота по всем видам обеспечения командующий FFC представляет на рассмотрение координационного совета при штабе ВМС, отстаивает их в процессе планирования и выработки соответствующих программ, а также на слушаниях по оборонному бюджету в конгрессе США.

В результате реорганизации намечается достичь и более тесной координации по вопросам планирования и отработки задач боевой подготовки перед развертыванием сил в составе 2-го и 3-го оперативных флотов, командующие которыми административно замыкаются по этим вопросам на CFFC. Все командующие объединениями однородных сил флотов теперь также находятся под единым административным контролем в отношении комплектования, оснащения и подготовки подчиненных им сил в периоды между развертываниями (они выступают в качестве основных помощников командующего FFC по всему комплексу задач боевой готовности). И, наконец, командование разработки концепций боевого применения ВМС (Naval Warfare Development Command) тоже подчиняется CFFC в части, касающейся разработки новых способов боевого применения сил, их отработки в составе объединенных формирований и соединений флота, синхронизации издания доктринальных документов и наставлений. (Функциональные схемы взаимодействия командований всех уровней и прохождения заявок на обеспечение и исполнение бюджетного финансирования приведены на рис. 1 и 2).

Взаимодействие командований ВМС при организации боевой подготовки и разработке доктринальных документов

Командования однородных сил флотов. До настоящего времени в рамках административной организации ВМС в составе Атлантического и Тихоокеанского флотов существовали практически равноправные объединения по родам сил (надводных, подводных и воздушных), каждое (всего их шесть) со своей спецификой в подходах к достижению стандартов, определению и отработке штатных задач, расходованию годовых бюджетных финансовых средств. Чтобы повысить эффективность каждого рода сил в целом, начальник штаба ВМС определил в качестве ведущих три командования: подводных сил АТФ, надводных и воздушных сил ТОФ во главе с командующими, штатная категория которых - вице-адмирал. Они приобретают статус общефлотских (Fleet Type Commanders) и являются основными советниками CFFC по вопросам модернизации, подготовки и развития концепций оперативного использования каждого рода сил флота. В соответствии с установками командующего командованием сил флота они разрабатывают программы и предложения по совершенствованию обеспечения развертывания подготовленных, боеготовых и полностью оснащенных подчиненных им административно соединений и частей при согласовании с командующими соответствующими оперативными формированиями. Остальные аналогичные командования (подводных сил ТОФ, надводных и воздушных АТФ), сохраняя свой статус в составе соответствующих флотов, должны занять подчиненное положение по отношению к ведущим (их командующие остаются на уровне штатной категории контр-адмирал) в этих вопросах.

В целом реорганизация объединений однородных сил направлена на максимальную их унификацию (с учетом по ряду аспектов специфических особенностей театров военных действий) и централизацию сбора всех предложений и программ по родам сил в штабе CFFC с последующим представлением их начальнику штаба ВМС.

Общие потребности флота. Подготовка к структурным преобразованиям началась в феврале 2001 года, когда командующие Атлантическим и Тихоокеанским флотами, а также ВМС США в Европе подписали меморандум о взаимопонимании по предоставлению командующему АТФ прерогативы представления в штаб ВМС сводных отчетов об общих потребностях флота. Непосредственно к совершенствованию организационной структуры они приступили в октябре, когда и было учреждено командование сил флота ВМС, а обозначенным в качестве общефлотских объединениям однородных сил (FTC - Fleet Type Commands) были предоставлены необходимые полномочия по взаимоотношениям с остальными формированиями этого типа, командующими оперативными флотами и собственно со штабом FFC. Командующий силами флота получил прямой выход на основные их рода и стал непосредственно отвечать за подготовку и сертификацию развертываемых боеготовых соединений и частей ВМС при содействии командующих всеми крупными флотскими объединениями (рис. 1).

Схема прохождения предложений по всем видам обеспечения сил флота и исполнения бюджетного финансирования

Взаимосвязи между флотами и командующими объединениями однородных сил. Все командующие действующими флотами (АТФ и ТОФ), командованиями ВМС в составе OK BC США в зонах Европы, Центральной и Южной Америки, а также ОЦК сохраняют свои функции и ответственность за повседневное руководство подчиненными силами, их финансовое и материально-техническое обеспечение (рис. 2), поддержание необходимого уровня боевой готовности соединений и частей, в том числе в качестве командующих компонентами ВМС в составе соответствующих объединенных и региональных (РК) командований вооруженных сил. Командование сил флота стандартизирует и координирует организацию и проведение боевой подготовки между флотами, обобщает и представляет в штаб ВМС сводные заявки от общефлотских командований однородных сил на удовлетворение всех потребностей, связанных с ее обеспечением. Вместе с тем командующие всеми объединениями однородных сил по-прежнему несут ответственность в рамках соответствующих флотов за боевую подготовку и готовность подчиненных соединений, частей и кораблей.

Таким образом, командные взаимоотношения на всех уровнях остаются неизменными: командующие АТФ и ТОФ сохраняют за собой функции административного управления подчиненными силами, командующие 2-м и 3-м флотами - оперативного руководства назначенными в их состав соединениями, а командующий командованием сил флота координирует выработку и представление в штаб ВМС их сводных потребностей. При этом никакие силы в оперативное подчинение CFFC не передаются.

Учреждение командования сил флота ВМС США является, по оценкам американских специалистов, важным шагом в достижении целей, поставленных перед ним начальником штаба ВМС и преследующих упрочение позиции флота в стенах Пентагона, а также повышение его боеспособности и готовности к любому, в том числе экстренному, развертыванию. Введение должности CFFC призвано облегчить координацию оперативной и боевой подготовки соединений, частей и кораблей, позволит, как полагают, поддерживать информированность начальника штаба о главнейших приоритетах флота, станет основной отправной точкой в процессе интеграции его потребностей, повышения требований к повседневной готовности сил и будет способствовать усилению роли флота при принятии решений на высшем уровне. Функционирование нового командования окажется действенным и для оперативных формирований ВМС, а его значение в процессе обеспечения их боеспособности и оснащенности приобретет, по мнению американского военного руководства, особую актуальность.

Капитан 1 ранга В. ЧЕРТАНОВ
 
«Зарубежное военное обозрение» №5 2002 г.
 


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001