Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Вооруженные силы России: Русский флот

Современное состояние (1898 г)

В настоящее время все суда руского флота разделяются на 4 ранга:

I-й ранг:
1) Императорские яхты, 2) эскадренные броненосцы, 3) часть броненосцев береговой обороны, 4) крейсера 1-го ранга.

II-й ранг:
1) броненосцы береговой обороны, 2) мореходные канонерские лодки, 3) учебные суда, 4) крейсера 2-го ранга, 5) минные крейсера, 6) часть пароходов, 7) часть транспортов.

III-й ранг:
1) канонерские лодки береговой обороны, 2) шхуны, 3) миноносцы, 4) транспорты, 5) пароходы, 6) часть портовых судов, 7) часть плавучих маяков.

IV-й ранг:
1) пароходы, 2) портовые суда, 3) плавучие маяки.

В 1898 г. в русском флоте эскадренных броненосцев было 17; из них самый старый - "Петр Великий", спущенный в 1872 г. тип низкобортного броненосца, с 2 башнями для 4-х 12" орудий и без артиллерии среднего калибра.

В 1886 и 1887 гг. спущены на воду броненосцы "Чесма", "Екатерина II" и "Синоп" одного и того же типа, с центральным казематом для 3-х башен и двумя 12" орудиями на каждой; на них уже имеется артиллерия среднего каллибра (6"), но она расположена на концах батарейной палубы и стрельба из 12" орудий мешает их действию; поэтому последующие броненосцы снабжены орудиями большого калибра ближе к оконечностям.

В 1887 и 1889 гг. спущены "Император Алексанрд II" и "Император Николай I" одного и того же почти типа: два 12" орудия в башнях в носу, за ними у бортов - орудия среднего калибра (8" и 6"). Все эти броненосцы имеют поясброни по грузовой ватерлинии по всей длине судна; толщина брони наибольшая - 16" (у типа "Чесма").

Следующие броненосцы: "Двенадцать Апостолов" (1890), "Георгий Победоносец", "Наварин" (1891), "Три Святителя" (1893), "Сисой Великий" (1894), "Ростислав" (1896) иммеют 2 башни для 2-х 12" орудий (кроме "Ростислава", имеющего 10" орудия), по одной на каждой оконечности, и между ними каземат с орудиями среднего калибра. Вместо бортовой брони во всю длину грузовой ватерлинии у них имеется лишь пояс в середине судна на 2/3 длины, над которым поставлены еще 1-2 пояса меньшей толшины и длины; всякий пояс бортовой брони замыкается в оконечностях траверзою (поперечною) бронею; далее в оконечность идет выпуклая карапасная палуба, снижающаяся к концу.

Броненосцы "Полтава", "Петропавловск" (1894) и "Севастополь" (1895), одного и тогоже типа, отличаются от предыдущих тем, что между большими башнями для 12" орудий расположены по борту с каждой стороны еще две малые башни для 6" орудий. Бронирование той же системы, но броня лучшего качества и более тонкая (до 10").

Последние броненосцы, "Пересвет" (1897) и "Ослябя" (1898 г., длина 4261/2', ширина 71' 6", углубление 26', водоизмещение 12700 тон.), имеют уже новую систему бронирования - пояс по всей грузовой ватерлинии, за которым имеется еще наклонная палубная броня; артиллерия у них состоит из 4-х 10" орудий в башнях (по две пушки в каждой) на оконечностях и 6" орудия в батарее. Скорость хода у новейших броненосцев от 14 узлов у "Петра Великого" до 18 на "Пересвете" и "Ослябе".

В состав броненосцев береговой обороны входят прежние "броненосные батареи": "Первенец", "Кремль" и "Не тронь меня" (1863-64), 11 мониторов (1864), две низкобортные, прежние "двухбашенные лодки" "Смерч" (1864) и "Чародейка" (1867), поповки "Новгород" (1863) и "Вице-Адмирал Попов", трех башенные низкобортные броненосцы "Адмирал Лазарев" (1867) и "Адмирал Грейг" (1867), двух башенные "Адмирал Чичагов" и "Адмирал Спиридонов" (1868). Все эти суда железные, с полною бортовою броней и артиллерией старого образца; у "батарей" наубольший калибр - 8", у мониторов и "лодок" - 9", у остальныхъ - 11", кроме "Вице-Адмирала Попова", имеющего 12" орудия.

Новейшие броненосцы береговой обороны: "Адмирал Ушаков" (1893), "Адмирал Сенявин" (1894) и "Генерал-Адмирал Апраксин" (1895), одного и тогоже типа, имеют две башни, каждая с двумя 10" орудиями, в носу и корме; между ними каземат с 4,7" орудиями. Скорость хода у броненосцев береговой обороны и у мониторов - 6 узлов, у "Адмирала Лазарева", "Адмирала Грейга", "Адмирала Чичагова", "Адмирала Спиридонова", - от 10,5 до 11 узлов, у новейших трех - до 16 узлов.

Из крейсеров 1-го ранга наиболее старый - "Князь Пожарский" (1867), затем идут "Генерал-Адмирал" (1873) и "Герцог Эдинбургский" (1875). Все они имеют пояс брони по грузовой ватерлинии и артиллерию, в казематах, из 8" и 6" орудий.

Построенный в 1877 г. крейсер "Минин" первоначально был типа английского броненосца "Captain", но после гибели последнего был радикально переделан и превращен в рангоутный крейсер; он получил четыре 8" орудия на бортовых выступах в носу и корме и батарею из 12-ти 6" орудий по верхней палубе. Построенные в 1882 и 83 гг. крейсеры "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской" представляют собой увеличенный и усовершенствованный тип "Минина". У них вместо 8" орудий - 6", в числе 5 на "Владимере Мономахе" и 6 на "Дмитрие Донском"; кроме того батарея из 4,7" скорострельных пушек.

Построенный в 1885 году крейсер "Адмирал Нахимов" имеет на верхней палубе четыре башни (барбетные), в каждой оконечности и у миделя, с двумя 8" орудиями в каждой. "Память Азова" имеет два 8" орудия в носовых выступах с борта и батарею из 6" по борту.

Спущенный на воду в 1892 г. крейсер "Рюрик" имеет четыре 8" орудия на бортовых выступах, 16 - 6" и около 30 скорострелок. С "Рюрика" начинается разработка и постройка больших крейсеров, с сильною артиллерией, бронею, машиною, дающей крейсерам ход от 18,5 узлов и выше и запасом угля, достаточным для одного рейса из Перербурга до Владивостока. Следующий крейсер, "Россия", 3-х винтовой, с боевым рангоутом, представляет собою усовершенствованный тип "Рюрика", но большего водоизмещения ("Рюрик" - 10930 тонн, "Россия" - 12200 тонн). Того же типа и "Громобой", в мае 1899 г. спущенный на воду.

Из неброненосных крейсеров "Память Меркурия" (1879), "Светлана" (1897) и "Адмирал Корнилов" (1887) построены во Франции; имеют лишь палубную броню; артиллерия - батарея на верхней палубе, из 6" орудий; наиболее сильный из них - "Адмирал Корнилов". Строющиеся в настоящее время в С.-Петербурге "Паллада", "Диана", "Аврора" - одного и тогоже типа; защищены тоже палубною броней и имеют артиллерию из 6" пушек. Скорость хода этих трех судов и "Светланы" - 20 узлов, у остальных 14 и 17,5; наибольшее водоизмещение - 6600 тонн.

Из крейсеров II-го ранга - 9 клиперов; затем "Азия" и "Африка", купленныя в Америке в 1874-77 г. и переделанные из коммерческих судов; "Рында" (1885), построенная в С.-Петербурге, имеет легкую палубную броню (предыдущие - совершенно без броневой защиты). Скорость этих крейсеров не превышает 14,5 узлов; артиллерия не свыше 6".

Из 15 мореходных канонерских лодок 11 защищены лишь палубною броней, 4 последние - бортовою, не доходящей, впрочем, до самого носа. Наиболее старая - "Сивуч" (1884), новейшие - "Грозящий" (1890), "Гремящий", "Отважный" (1892), одного и того же типа; "Храбрый" (1895) - того де типа, но изменена артиллерия и верхние постройки. Вооружение всех этих лодок состоит или из одной 9" в носу или двух 8" пушек на выступах в носовой части; кроме этого у них имеется в корме одна 6" пушка. Исключение составляет "Гиляк", вооруженный одной лишь скорострельной артиллерией т.к. он предназначен для плавания, в случае надобности, в китайских реках, поэтому имеет осадкувсего лишь 8' 6". Скорость хода лодок - от 12 до 15 узлов, водоизмещение - от 950 до 1500 тонн.

Канонерские лодки береговой обороны: "Мина" (1861 г.), "Ерш" (1874 г.), "Бурун", "Туча", "Вихрь" "Дождь" (1879 г.), "Снег", "Гроза" и "Буря" (1881 г.). Кроме первой, все они смешанной постройки, величины небольшой (200-400 тонн водоизмещения), малой скорости (6-9 узлов) и вооружены одним 11-ти дюймовым орудием старого образца в носу (кроме "Тучи" и "Мины") и несколькими скорострелками.

Минных крейсеров девять. Первым из них построен "Лейтенант Ильин" (1886 г.), затем подобный ему "Капитан Сакен" (1889). Оба - около 700 тонн водоизмещения и скоростью первый 18,5 узлов, второй 20 узлов. Остальные 7 ("Казарский", "Воевода", "Посадник", "Гридень", "Всадник", "Гайдамак", "Абрек") меньших размеров (400-500 тонн), но большей скорости (21 узел). Построены они в 1889-96 гг., вооружены скорострельною артиллерией и минными аппаратами. Назначение их - отражать минные атаки, служить для разведок и т.п.

Миноносцев имеется: в Балтийском море - 48, в Черном море - 22, в сибирском флоте - 11 шт. Водоизмещение их - около 100 тонн, скорость хода - около 20 узлов. В числе миноносцеы балтийского флота имеются "Сокол" и еще четыре судна того же типа, известного под именем истребителя миноносцев. Они сравнительно больших размеров (200-400 тонн), имеют большую скорость (около 30 узлов), несколько скорострелок. Назначение их - истреблять вражеские миноноски и производить минные атаки.

Кроме перечисленных, в русском флоте имеются еще суда учебные, транспортные, портовые и т.п. Все перечисленные суда распределены по морям Балтийскому, Черному, Каспийскому и Восточному океану, составляя балтийский флот (в 1898 г. на воде 10 броненосцев эскадренных, 22 броненосца береговой обороны, 12 крейсеров 1-го ранга, 9 - 2-го ранга, 5 мореходных канонерских лодок, 10 канонерских лодок береговой обороны, 4 минных крейсера, 44 миноносца и др. Сюда же причислены 6 Императорских яхт), черноморский флот (8 эскадренных броненосцев, 2 броненосца береговой обороны, 1 крейсер 1-го ранга, 1 - 2-го ранга, 3 минных крейсера, 22 миноносца и др.), каспийскую флотилию (2 канонерские лодки, 4 парохода и т.п.) и сибирскую флотилию (2 крейсера 1-го ранга, 4 мореходных канонерских лодки, 2 минных крейсера, 11 миноносцев и др.).

Количество боевых судов в 1897 г.

Страны Австрия Великобритания Испания Италия Франция Соед. Штаты Япония
Эскадренные броненосцы 12 57 15 19 27 9 2
Броненосцы береговой обороны 4 12 8 14 11 15 3
Крейсера бронированные 3 18 1 - 11 2 1
Крейсера небронированные 9 127 23 8 45 21 15
Канонерские лодки 5 76 16 11 20 22 14
Минные крейсера 7 30 10 15 10 2 1
Контр-миноносцы 7 90 1 7 13 1 1
Миноносцы 26 157 132 133 211 9 42

Весь строевой состав флота, вместе с судами, распределен по экипажам, учрежденным в 1810 г. Каждый экипаж имеет приблизительно от 900 до 1100 чел. нижних чинов. В балтийском флоте имеются гвардейский экипаж, флотские экипажи от №1 до №27 включительно, ревельский флотский полуэкипаж и свеаборгская флотская рота. В черноморском - флотские экипажи от №28 до № 37 включительно. В Каспийском море - каспийский флотский экипаж. На Востоке - сибирский флотский экипаж. Суда распределены по возможности равномерно между экипажами, при чем в каждом, по возможности, должно быть судно 1-го ранга. Экипажи балтийского флота разделяются на две дивизии. Черноморские составляют одну дивизию. Каждая дивизия имеет начальником старшего флагмана (вице-адмирала), в помощь которому состоят младшие флагманы (конт-адмиралы).

Все береговые учреждения в русском флоте распределяются по портам, которые разделяются на главные порты и порты второго разряда. Главные порты - Кронштадт, С.-Петербург и Николаев, 2-го разряда - Ревель, Свеаборг, Севастополь, Батум, Баку, Владивосток, порт Императора Александра III-го (в Либаве) и Порт-Артур. Кроме того на Каспийском море имеется Астрабадская морская станция.

Главные порты (кроме С.-Петербурга) управляются главными командирами, в Ведении которых состоят все морские учреждения, чины и суда в порту. С должностью главного командира Николаевского порта соединяется звание главного командира черноморского флота и портов Черного моря. Ближайшее заведывание портом и его масрерскими вверяется капитану над портом, а заведывание личным составом, строевою частью и движением судов - начальнику штаба в порту. В С.-Петербургском порту строевые команды непосредственно подчинены начальнику главного штаба. Капитан над портом называется командиром порта. В портах второго разряда имеются лишь командиры порта, ведающие и строевыми чинами, и портовыми мастерскими и т.п.

Судостроительная деятельность в русском флоте производится в С.-Петербурге (на Балтийском заводе, в Новом Адмиралтействе, Галерном островке), Николаеве и Севастополе (в адмиралтействах) и кроме того на нескольких частных заводах. Капитальный ремонт производится в доках в Кронштадте, Либаве, Севастополе, Владивостоке и Порт-Артере. Казенная постройка машин производится на заводах Балтийском, Кронштадском пароходном и Адмиралтейском ижорском, в Севастопольском адмиралтействе и в мастерских Владивостока и Порт-Артура. Артиллерия изготавливается на Обуховском заводе, в С.-Петербурге. Броня прокатывается на томже заводе, а также на Адмиралтейских Ижорских заводах.

Личный состав

Нижние чины комплектуются, по уставу о воинской повинности, из набора новобранцев, производимого военным ведомством. Могут поступать также охотники и вольноопределяющиеся. Последние называются юнкерами флота и могут по экзамену быть произведены в офицеры. Для подготовки старших специалистов из нижних чинов (минеров, командоров, гальванеров и т.п.), а также и унтер-офицеров (квартирмейстеров, боцманматов, боцманов) служат школы: 1) машинистов и кочегаров, 2) рулевых и сигнальщиков, 3) судовых содержателей и писарей, 4) минная школа и 5) водолазная школа, а также учебные команды. Выслужившие обязательный срок службы нижние чины могут, по экзамену, быть произведены в чины кондукторского звания (среднее между нижним чином и офицером) - старшие боцмана, машинные, минные, артиллерийские кондукторы, шкиперы, старшие баталеры, старшие содержатели (минно-артиллерийские и машинные) и старшие фельдшера.

Для подготовки офицеров служат морской кадетский корпус и морское инженерное училище Императора Николая I. Первый выпускает флотских офицеров, сторое корабельных инженеров и инженер-механиков флота. Для подготовки специалистов имеются минный офицерский класс, класс минных механиков, артиллерийский офицерский класс, водолазная офицерская школа в Кронштадте, стрелковая школа в Ораниенбауме. Морская академия в СПб. имеет 3 отдела - гидрографический, кораблестроительный и механический. Кроме того, при академиив 1890-х гг. учреждены курсы военно-морских наук. Морские офицеры имеют право постурать в Михайловскую артиллерийскую и Александровскую военно-юридическую академию. Окончившие курс в последней поступают в военно-морские судебные чины. Для производства береговых строительных работ имеется корпус инженеров и техников морской строительной части, из лиц, окончивших военную инженерную академию или институт путей сообщений (инженеры) и техников гражданских ведомств (или кондукторов военного ведомства).

Для повышения в чинах офицеры и др. чины флота и корпусов должны выполнять особый ценз. Не выполнившие его увольняются со службы или же могут занимать береговые должности, с переименованием в чины по адмиралтейству (военно-пехотные). Сюда же причисляются и офицеры военно-морского судебного ведомства, а также выслужившиеся из нижних чинов до выхода положения о кондукторских званиях и офицеры перешедшие из военного ведомства для обучения в экипажах стровым занятиям.

Вооружение чинов морского ведомства: строевые нижние чины имеют палаш и винтовку (3-линейную, 1891 г.), офицеры и фельдфебеля (боцманы) - саблю и револьвер, чины кондукторского звания - саблю укороченного образца (кроме старших боцманов, имеющих офицерскую саблю). Вне строя офицеры носят кортик, который является единственным оружием у гражданских чинов и инженерных чинов морского ведомства. Десант вооружается пушками Ьарановского (2,5 дюйма), на полевых лафетах.

Государственные расходы по морскому ведомству в рублях.

1899 г. 1898 г.
Центральные и портовые управления 1965027 1826300
Награды и пособия 504510 461357
Учебная часть 894222 753458
Медицинская и госпитальные части 978118 895655
Денежное довольствие строевых чинов 4453211 4357052
Продовольствие 1247803 1034612
Обмундирование 1963142 1804475
Плавание судов флота 11758775 11180179
Гидрографическая часть 996022 706247
Морская артиллерия, минное дело и электрическое освещение 9198720 8317354
Судостроение 34062537 19316976
Заводы и адмиралтейства 4038929 4369637
Наем и содержание зданий и расходы строительные 3584685 4192977
Командировки 729000 732900
Расходы разного рода 1242905 1170767
Сооружение порта Императора Александра III и улучшение порта во Владивостоке 5200000 5700000
Расходы в счет сметы будущего года 247394 230054
Итого 83065000 67050000
В % к общему итогу обыкновенных расходов 5,68% 4,96%

Расходы на флот в 1897 г., в рублях

Австро-Венгрия 13201000
Великобритания 206370000
Германия 38817000
Италия 36173000
Франция 99329000
Соед.Штаты 77702000
Япония 150717000
Россия 59902000

Кроме того, Высочайшим повелением от 24 января 1898 г. назначено на усиленное судостроение еще 90 милл. руб. На эту сумму к 1 марта 1899 г. строились следующие суда: эскадренные броненосцы: "Бородино" и "Победа" (в СПб.), "Ретвизан" (в Америке), "Цесаревич" (в Тулоне), крейсеры "Баян" (в Тулоне), "Варяг" (в Филадельфии), "Богатырь" (в Штетине), "Аскольд" (в Киле), "Новик" (в Эльбинге), миноносцев 5 в 350 тонн, 5 в 312 тонн водоизмещения и 4 - типа "Сокол" (строятся в Германии, Франции и Англии), транспорт "Енисей" - в С.-Петербурге.

Литература

Ф. Веселого, "Материалы для истории руского флота" и "Краткаяистория руского флота" (СПб., 1893); Боголюбов, "История корабля" (Москва, 1880); Беляев, "Очерк русского военного судостроения и крейсер Владимир Мономах" (СПб., 1885); Окунев, "Руководство по теории и практике кораблестроения" (СПб., 1866); "Военные флоты", изд. вел. князя Александра Михайловича (ежегодное); А. Долгов, "Очерк военно-морской адинистрации" (СПб., 1896).



 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001