Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Вооруженные силы России: Русский флот

Исторический очерк

До XVII века русские не имели специальных военных судов и для переправы через реки, озера и т.п. пользовались небольшими беспалубными судами (ладьями, стругами и т.п.), на которых отваживались даже переплывать через Черное море (во времена Олега).

При царе Михаиле Федоровиче был построен голштинцами первый военных корабль, "Фредерик", для охраны купцов от разбоев на Волге и Каспийском море; но, по выходу в Каспийское море, он погиб у берегов Дагестана. При царе Алексее Михайловиче был построен для тойже цели, при помощи голландцев, корабль "Орел", сожженный в Астрахани Стенькой Разиным. Русское государство было в то время отрезано почти от всех морей и не имело возможности ознакомиться с судостроением, стоявшим уже на высокой ступени развития в Западной Европе.

Создание флота сделалось возможным лишь при таком энергичном государе, каким был Петр Великий, который дал России возможность утвердиться трех морях. Ознакомившись с плаванием при помощи иностранцев, проживавших в Москве, при чем он воспользовался старым английским ботом своего деда (1688), Петр заложил несколько судов, сначала в Переяславле, потом в Архангельске, и первый серьезный опыт сделал во втором походе на Азов, который был взят исключительно при помощи построенного в Воронеже, "кумпанствами", флота. В это же время (1696 г.) образован был первый орган морского управления - корабельный ( впоследствии адмиралтейский) приказ.

Изучив за границей морское дело, Петр по возвращении в Россию, основал балтийский флот, частью купив корабли за границей, частью построив их в России, в Петербурге и Архангельске, в основанных здесь адмиралтействах. Для образования морских офицеров в 1701 г. основана в Москве "Школа математических и навигацких наук", впоследствии переведенная в Петербург и образовавшая нынешний "Морской кадетский корпус". Флот, начиная с 1713 года, успешно действовал в войне с Швецией; при помощи его был взят Гельсингфорс, в 1714 г. одержана победа при Гангуте; в 1719 г. адмирал Апраксин высадился на шведский берег и сильно разорил его; в 1720 г. галерный наш флот одержал победу при Гренгаме. В момент кончины Петра Россия имела около 40 кораблей, 10 фрегатов и до ста мелких судов и галер на Балтийском море, около ста судов на Каспийском море и несколько судов воронежской флотилии. Главнейшим типом судов были в то время корабли 2-х или 3-х дечные (40-50 пушек), фрегаты (до 30 пушек), пинки, гекботы, гукары (в роде корвета), шнявы (бриги с 18 орудиями). Галерный (весельный) флот состоял из галер (до 130' длины) и скампавей (меньшего размера галера, с 1 пушкой большого калибра на носу и несколькими мелкими) и др. мелких судов. Управление флота в 1717 г. было вверено адмиралтейской коллегии (вместо адмиралтейского приказа).

В промежуток времени от Петра I до Екатерины I деятельность российского флота проявилась в войне с Турцией при Анне Иоанновне , когда галерный флот и мелкие речные суда помогали Миниху; затем флот принимал участие в войне со Швецией и отчасти в семилетней войне. Царствование Екатерины II замечательно как по действиям русского флота, так и по преобразованиям в нем. В первой войне с Турцией русская эскадра, отправленная в Средиземное море под начальством графа Алексея Орлова, уничтожила турецкий флот в сражениях при Хиосском проливе и при Чесме (1770 г.) ; также удачны были действия против турок в Черном море. Во время второй турецкой войны в 1787 г. турки потерпели несколько поражений в Черном море ( на Днепровском лимане, При Феодасии, в Керченском проливе, Гаджибее и Калиакрии). В войне с Швецией руский флот сразился со шведами при Гогланде (1788 г), при ревеле (1790 г), при Стирсудине (Красногорское сражение) и два раза при Роченсальме.

В царствование Екатерины заложены верфи в Севастополе (1783 г), Херсоне (1778 г), Николаеве (1789 г) и других местах; Судов построено: в С.-Петербурге, Архангельске и Кронштадте - около 90 кораблей и 40 фрегатов, в Черном море - 14 кораблей и 50 фрегатов, кроме того масса мелких и гребных судов. Введена была обшивка судов медью в подводной части. Было сделано много улучшений в быте офицеров и команды во время плавания и вообще в положении чинов морского ведомства.

При Павле I, бывшем генерал-адмиралом еще при жизни императрицы Екатерины, флот был предметом особенного внимания, направленного на детали внутренней его организации. Для улучшения кораблестроения было основано "училище корабельной архитектуры", впоследствии преобразованное в "морское инженерное училище"; для надзора за судостроением установлены должности "обер-серваеров" в портах; упорядочено положение корабельных лесов; в более важных портах учреждены должности "главных командиров" и их управления. В 1798 г. Павел I утвердил "Штаты российских флотов", по которым положено было иметь в Балтийском море 45 кораблей, 19 фрегатов, гребных судов - 12 фрегатов, 30 плавучих батарей, 12 бомбардирских катеров, 200 канонерок и около 150 мелких судов; в Черном море - 15 кораблей, 10 фрегатов, гребных судов - 4 фрегата, 10 батарей и 100 кананерок.

В царствование императора Александра I было образовано, в 1802 г., "министерство военных морских сил", переименованое в 1815 году в морское министерство; коллегиальное управление (адмиралтейской коллегии) заменено единоличным управлением министра. При министерстве был учрежден временно "комитет образования флота", значительно улучшивший внутреннюю организацию флота. В конце церствования Александра I состояние флота было не особенно хорошее; не смотря на блестящие действия адмирала Сенявина в войне с Турцией, господствовало убеждение, что Россия никогда не может быть сильной морской державой.

При императоре Николае I наш флот учавствовал в сражении при Наварине (8 октября 1827 г. по ст стилю), под начальством вице-адмирала Гейдена; затем он много помогал при взятии Анапы, Варны и т.д.; Позже, крейсируя около Кавказкого берега, он препядствовал торгу невольниками и подвозу горцам военной контрабанды. Главным командиром черноморского флота был адмирал Лазарев, из школы которого вышли адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин и множество других деятелей обороны Севастополя. Главный морской штаб, учрежденный в 1828 г. отдельно от морского министерства, в 1831 г. был присоединен к последнему; Во главу министерства был поставлен начальинк штаба. Для повышения знаний морских офицеров в 1827 г. при морском корпусе основаны "офицерские классы", в 1862 г. переименованные в "академический курс морских наук", а в 1877 г. - в "Морскую академию". По парижскому трактату 1856 г., Россия обязалась не иметь военного флота в черном море.

В 1855 г. в управление флотом и морским ведемством вступил вел. кн. генерал-адмирал Константин Николаевич, сначала на правах министра, потом в качестве главного начальинка флота и морского ведомства. При нем успешно выполнем был переход от деревянных парусных судов к железным паровым, построены и преобретены первые крейсера, создан тип клипперов (небольших крейсеров, соединявших в себе хорошие парусные качества с качествами парового судна), построены броненосцы, создано минное дело (с 1874 г), поставленное сразу на широкую ногу. Такие преобразования вскоре вкоре дали себя знать в русско-турецкую кампанию, замечательную удачными минными атаками на Дунае. Уже в 1870 г. Россия вновь получила право иметь военные суда на Черном море. Первые броненосцы (поповки) оказались не особенно удачны, но последующие постройки дали возможность черноморскому флоту вновь сделаться сильным защитником нашей южной окраины. Его характер - главным образом оборонительный, так как большая часть его составлена из броненосцев. Морское министерство после 1855 г. было три раза преобразовано, последний раз - в 1881 г. Главным начальником флота и морского ведомства назначен вел. кн. Алексей Александрович, получивший в 1889 г. звание генерал-адмирала.



 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001