Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Радиолокационный комплекс «Фрегат» (Россия)

Комплексные испытания головного корабля в серии новейших эсминцев чуть было не сорвались, когда при отработке стрелкового упражнения из главного артиллерийского калибра произошел взрыв снаряда в стволе орудия, что вызвало его разрушение. Осколки, разлетевшись в разные стороны, повредили антенный пост радиолокационной станции «Фрегат», проделав в ее решетке метровую дыру. В результате было принято решение разворачивать корабль в базу, устранять повреждения, а сроки госприемки перенести на месяц, о чем и было телеграммой доложено главкому ВМФ.

- Для нас, - вспоминает генеральный директор Московского производственного объединения «Салют» Виктор Олеванов, - это был неприятный сюрприз. Но немного погодя, когда поутихли первые страсти, мы с главным конструктором радиолокационного комплекса «Фрегат» Леонидом Родионовым произвели несложный математический подсчет площади повреждения антенного поста и сделали вывод, что, несмотря на всю серьезность произошедшего, техника должна работать. И вдогонку первой телеграмме полетело новое сообщение: «...попадание кусков артиллерийских стволов и снарядов не влияет на устойчивую боевую работу РЛС «Фрегат», испытания можно продолжать...»

Первое фактически боевое крещение лишь еще раз подтвердило высокую надёжность продукции МПО «Салют», с 1942 года работающего на Военно-Морской Флот и считающегося ведущим предприятием-разработчиком радиолокационных комплексов для всех типов кораблей флота. Многим морякам хорошо известны названия РЛС «Киль», «Кактус», «Кливер». «Восход», «Фрегат», «Флаг», «Подберезовик». Все эти образцы отечественной техники увидели свет именно в конструкторских лабораториях и производственных цехах этого объединения. Эволюционируя вместе со временем, на объединении смогли перейти от создания ажурных, словно бы сплетенных из множества металлических нитей, антенных постов к современным трехкоординатным РЛС с фазированными антенными решетками (ФАР) планарного типа, тем самым открыв новую страницу в создании перспективных антенн для флота.

По мнению разработчиков, такие антенны, обладая известными достоинствами безынерциального сканирования, имеют меньшие потери и уровень боковых лепестков, особенно при необходимости одновременной работы несколькими лучами. ФАР не требуют обслуживания, имеют абсолютную надежность, минимальную массу и габариты. Сегодня, по словам Виктора Павловича, его производство оказалось в сложной ситуации. Если в прошлые годы бурного строительства флота из сборочных цехов на корабли ежегодно отправлялось более 30 сложнейших радиолокационных станций, то на настоящий момент этот показатель значительно скромнее. Серьезным сокращениям подверглась и инфраструктура объединения. Из трех дочерних предприятий и одного конструкторского бюро существует только головное производство. И тем не менее в серийном изготовлении у подчиненных Олеванова находится более восьми видов РЛС, еще несколько - в стадии проектирования. Как признал Виктор Павлович, ситуация, когда, с одной стороны, происходит сокращение мощностей, а с другой, - как де-факто наращиваются проектирование и выпуск продукции, стала следствием активной коммерческой деятельности предприятия, направленной на привлечение зарубежных покупателей. Как это ни прискорбно, но основные заказчики олевановских «кружев» живут сегодня в Юго-Восточной Азии. А в родном Отечестве из-за отсутствия денег лишний раз проверяют на прочность и долговечность созданные на объединении системы.

На снимке: антенный пост РЛС «Фрегат МАЭ» (главный конструктор Виктор КОВАЛЕВ).

Примером может быть РЛС «Подберезовик» (главный конструктор Шимон Глейзер), установленная на большом противолодочном корабле Черноморского флота «Керчь». Деньги на ее техническое обслуживание не поступают уже пять лет. Большая часть твердотельных передающих модулей требует регламентных работ и замены, но даже в таком «половинчатом» варианте эта сложная электронная техника продолжает выполнять свои задачи. Надежность в работе «салютовских» систем - одно из основополагающих качеств. Причем степень надежности проверяется не только экономическими трудностями в обеспечении флота, но и многочисленными испытаниями. Так, большинство антенных постов и аппаратной части РЛС проверялось на жизнестойкость при имитации атомного взрыва. Испытания подтвердили, что станции могут не только устоять при натиске ударной волны, но и продолжить работу, несмотря на действие электромагнитного импульса. О том, как этого удалось добиться. Виктор Павлович умолчал - ноу-хау отечественного производства.

Генеральный директор, показывая производственные помещения объединения, рассказывая о технологических возможностях предприятия, показал и не востребованные флотом модули аппаратуры корабельных РЛС. среди которых оказался и уникальный по своим возможностям комплекс, создававшийся специально для авианесущего крейсера «Варяг». В конструкции комплекса были воплощены многие интересные и перспективные открытия. Одними из них стали разработанные отечественными предприятиями накопители электроэнергии и уникальные усилители мощности. С помощью этих устройств можно пробивать электронным лучом участки пространства, закрытые средствами РЭБ противника, и вести контроль обстановки в них.

Пессимизма по поводу будущего Российского флота в словах генерального директора мне услышать не пришлось. Виктор Павлович твердо уверен, что отечественные заказы будут. Поэтому уже сегодня за свой счет на предприятии начаты научно-исследовательские и проектные работы по созданию принципиально новых РЛС для Российского ВМФ и на экспорт. Не останется забытым и опыт, полученный при проектировании и изготовлении новейшей РЛС для ТАВКР «Варяг», который, по словам конструкторов предприятия имеет много уникальных решений и конструкционных ходов, не учитывать которые просто нельзя. Есть наработки новых вычислительных машин для всех видов продукции, что позволит значительно уменьшить вес и размеры проектируемых и выпускаемых РЛС.

Но, пожалуй, одно останется неизменным - желание создавать надежные и эффективные радиоэлектронные станции для отечественного флота. Нынешние наработки салютовцев говорят о том, что перспектива еще не потеряна и наши средства наблюдения за надводной и воздушной обстановкой отвечают современным требованиям. Дело, как это часто бывает, остается за малым - четкой финансовой политикой государства и пониманием, что же действительно нужно Российскому флоту в настоящем и будущем.

Дмитрий Литовкин,
 
«Красная звезда», 12 мая 1996 г.
 
Тактико-технические характеристики экспортных модификаций РЛС МПО «Салют»
РЛС «Фрегат» РЛС «Подберезовик»
Данные с учетом ТТХ различных модификаций РЛС
Частотный диапазон, см 4-15 35
Число радиолокационных каналов 1-2 1
Число измеряемых координат 3 3
Зона обзора
дальность, км 150-300 500
высота, км 20-30 40
угол места, град. 30-55 30-42
минимальная 2 5
Дальность обнаружения не менее, км
истребитель 58-230 240-400
ракета 17-50 45-70
корабль
Дальность прямой видимости
Точность измерений не хуже
дальность, м 120 150
азимут, мин. 14-24 24
угол места, мин. 18-43 30-60
Темп обзора, с 2-4 5-10
Занимаемая площадь, кв. м 16-25 30-40
Масса, т
приборы 2,6-9,6 3,2-5,3
антенна 0,49-2,5 2,9-4,7


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001