Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Паруса надежд

Первые государевы парусные суда России строились на основанной 16 июля 1667 года по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово Коломенского уезда. После заложенного здесь «Орла» в 1688-1724 годах было построено около 12.000 кораблей, судов и малых плавсредств более 70 классов и типов, а благодаря реформаторской деятельности Петра количество верфей перевалило за две сотни.

Но в послепетровский период в развитии судостроения наступил заметный спад. Лишь 21 января 1731 года по указанию царицы Анны Иоанновны и вице-президента Адмиралтейств-коллегий П. И. Сиверса возобновлено строительство крупных кораблей и заложен 66-пушечный парусник. А в 1732 году была создана комиссия для возрождения флота. Разработанные ею предложения утвердила в том же году сама императрица. Новым штатом предусматривалось в составе флота иметь 27 кораблей, 6 фрегатов, 2 прама, 3 бомбардирских корабля и 8 пакетботов, что мало отличалось от петровских планов. 23 апреля того же года был заложен уже 110-пушечный корабль «Императрица Анна», вошедший в строй в 1737 году. Всего же во время правления Анны Иоанновны для Балтийского флота было построено около 100 кораблей и судов, в том числе 20 линейных кораблей и 10 фрегатов. Особенно интенсивно строительство судов велось на Дону и Днепре, что объяснялось стремлением добиться выхода в Черное море. Спустя годы с восшествием на престол Екатерины II было принято решение о том, что русский флот должен превосходить датский и шведский флоты вместе взятые. В мирное время планировалось иметь 21 линейный корабль, 4 фрегата и свыше полусотни других судов, а для войны - уже 32 линейных, 8 фрегатов, число которых могло быть по мере необходимости увеличено.

Окрепнув и бросив якоря в воды Черного моря после выдающихся побед над турками, россияне в 1778 году в устье Днепра заложили новый порт Херсон со стапелями для постройки линейных кораблей и фрегатов. Херсонский первенец, 60-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина», из-за затянувшихся сроков строительства был разобран прямо на стапеле. Зато 66-пушечная «Слава Екатерины» стала первым линейным кораблем Черноморского флота.

Императору Александру I в истории флота Российского принадлежит честь учреждения Морского министерства, которое разработало штатный состав и обоснованную классификацию кораблей предшественника нынешнего ВМФ. Основным ядром флота оставались линейные корабли, поделенные в зависимости от количества орудий на три ранга. За ними шли фрегаты и корветы, предназначенные для несения крейсерской службы. Паруса полностью вытеснили боевые гребные суда, хотя для защиты шхер и подступов к Петербургу еще до 1854 года строились гребные канонерки.

В 1805 году в составе флота появился новый класс парусных кораблей - шлюп, предназначавшийся для разведывательной, посыльной и дозорной служб, водоизмещением 300-900 т при 16-32 орудиях. Через год возродилось и строительство бригов, класс которых был увенчан победами и географическими открытиями.

Небывалые масштабы парусное судостроение приобрело в период царствования Николая I. За 6 лет было построено 22 линейных корабля, 20 фрегатов, 12 бригов, создано Севастопольское и значительно расширено Николаевское адмиралтейства, второе дыхание обрели и другие верфи. В первой половине XIX века русский парусный флот одержал ряд блистательных побед, золотыми буквами вписанных в его летопись. Но над морскими просторами, знававшими прежде лишь белизну парусов и смолистую позолоту деревянных палуб величественных парусников, уже неслись клубы дыма из труб первых пароходов-фрегатов. 18 ноября 1853 года произошло последнее крупное сражение эпохи парусного флота - Синопское. Русская эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова в ходе длившегося 2,5 часа боя уничтожила все турецкие корабли и береговые батареи, не потеряв ни одного своего корабля.

Это была лебединая песня парусного флота, хотя и в смерти своей он еще послужил России, мачтами затопленных кораблей преградив врагу путь на Севастополь. За годы расцвета корабельного парусного зодчества Россия построила около 4.000 боевых кораблей, 702 из которых были линейными. Свыше 65.000 корабельных орудий хранили покой морских границ Отечества, в чем немало преуспели. Увы, о той поре напоминают ныне лишь музейные экспонаты - ни один парусник не сберегла Россия для потомков.

Владимир ГАЗЕНКО.
 
«Красная звезда», 12 мая 1996 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001