Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

В ВМС США дали ход программе строительства авианосцев нового типа

С приходом в Белый дом новой администрации во главе с президентом Дж. Бушем ВМС, как и другие виды вооруженных сил страны, вступили, по свидетельству военных обозревателей, в период некоторой неопределенности относительно перспектив дальнейшего их развития. Готовящийся по поручению конгресса очередной обзор оборонных возможностей (QDR - Quadrennial Defence Review) на 2001 - 2004 годы предполагает дальнейшие существенные сокращения корабельного состава флота и вызывает тем самым сомнения в достижении им необходимых боевых возможностей по развертыванию в жизненно важные для США районы мира и эффективному участию в объединенных и комбинированных операциях в соответствии с действующими оперативно-стратегическими концепциями.

Рис. 1. Эскизное изображение корпуса и надстройки авианосца CVN-77

Предвыборные обещания крупных дополнительных ассигнований на нужды министерства обороны пока не реализуются, что, по утверждению представителей ВМС, ставит под угрозу сроки выполнения ряда важных программ строительства крупных боевых кораблей новых проектов и разработки перспективных систем вооружения для флота.

Однако одна из важнейших программ ВМС - последовательного обновления корабельного состава авианосных сил (многоцелевых авианосцев) - остается в силе, и первый шаг в ходе ее выполнения обозначен в бюджетном плане министерства обороны на 2001 - 2005 финансовые годы ассигнованиями на строительство 10-го и последнего АВМА типа «Нимитц» (CVN-77) по существенно обновленному проекту, который рассматривается как переходный к авианосцу нового типа - CVNX. В начале 2001 года контракт ВМС на его проектирование и постройку в объеме 3,8 млрд долларов был выдан компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» (NNS).

С конца 60-х годов прошлого столетия, когда было закончено проектирование головного АВМА «Нимитц» (CVN-68), в авианосных ударных силах флота практически не проводилось масштабных научно-исследовательских работ по программам внедрения на авианосцы самых передовых технологий и систем. К настоящему времени на судостроительных заводах компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» было построено восемь кораблей этого типа, которые последовательно заменяли в составе флота авианосцы с обычными энергетическими установками. Строительство девятого -«Рональд Рейган» (CVN-76) - должно завершиться в марте 2003 года. Им планируется заменить АВМ «Констеллейшн» (CV-64).

В последние годы ВМС разработали программу, которой предусматривается эволюционное совершенствование боевых возможностей авианосцев при одновременном значительном сокращении расходов на их строительство, оперативное использование и обслуживание. На первом ее этапе планируется осуществить сборку трех новых корпусов, начиная с CVN-77. Подготовка секций корабля началась на заводах NNS еще в июле 1999 года в рамках предварительного контракта. При этом компания внедряет новую производственную и технологическую практику, нацеленную на достижение в долгосрочной перспективе максимальной эффективности строительства кораблей.

Авианосец CVN-77 (не получивший пока названия) планируется передать ВМС по окончании строительства в 2008 году. Он заменит в составе флота АВМ «Китти Хок» (CV-63). В отличие от других кораблей типа «Нимитц» он будет оснащен новым интегрированным комплексом боевого управления, усовершенствованными автоматизированными системами контроля за состоянием реактора и других энергетических агрегатов, что позволит сократить численность экипажа на 400 - 550 человек. При сохранении прежнего корпуса островная надстройка на палубе перепроектируется и приобретает новую конфигурацию (рис. 1).

Впервые в практике строительства американских авианосцев головной подрядчик -«Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» - будет в полной мере отвечать за весь цикл работ: разработку проекта, поставку комплектующих, сборку корпуса и установку боевых систем и оборудования (что раньше курировали соответствующие органы штаба флота). В качестве субподрядчика NNS выбрала компанию «Локхид - Мартин», предложившую (в ходе продолжительного состязательного конкурса с «Рэйтеон») собственную оригинальную технологию интеграции боевых систем корабля.

Интегрированная БИУС авианосца CVN-77, эффективно совмещающая системы управления, связи, разведки и компьютерные сети, будет включать новые многофункциональную (MFR) и универсальную поисковую (VSR) радиолокационные станции (РЛС), разработка которых завершается (в ходе другой масштабной программы - создания нового эскадренного миноносца проекта DD-21 «Зумвалт»). Обе РЛС будут использовать антенны, встроенные в островную надстройку корабля.

Рис. 2. Макет атомного авианосца CVNX-1

Все эти наработки, как и другие технологические решения, планируется применить на авианосцах принципиально нового проекта, начало строительства первого из которых - CVNX-1 - намечено на 2006 год (рис. 2). На нем (в базовом корпусе типа «Нимитц») будут монтироваться новые агрегаты: более совершенный и высокоэффективный ядерный реактор, зональная электрораспределительная сеть и обеспечивающие системы, а также установлена новая электромагнитная катапульта для взлета самолетов. Корабль должен быть передан флоту в 2013 году. Он заменит в его боевом составе первый американский атомный авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65), срок службы которого достигнет к тому времени 52 лет.

Строительство второго корабля -CVNX-2 - начнется в 2011 году. Его проект определит базовую конфигурацию последующих десяти авианосцев этого типа, которые должны закладываться с интервалом в пять лет. Корпус корабля будет модифицирован и иметь, по свидетельству разработчиков, изменяемую (модульную) конструкцию. Полетную палубу планируется перепроектировать с установкой на ней принципиально новой электромагнитной системы посадки самолетов. Подлежат дальнейшей модернизации и корабельные боевые электронные средства. Авианосец намечается передать флоту в 2018 году в качестве замены последнего АВМ в составе ВМС США (с обычной ГЭУ) - «Джон Ф. Кеннеди» (CV-67).

В итоге выполнения программы командование американских ВМС рассчитывает не только повысить боеспособность авианосных сил, но и значительно снизить расходы на содержание новых авианосцев на протяжении всего 50-летнего цикла их службы в боевом составе флота. Одновременно, с учетом намеченного обновления самолетного парка палубной авиации, возрастут и боевые (в том числе ударные) возможности оперативных соединений Атлантического и Тихоокеанского флотов при их развертывании в стратегически важные районы Мирового океана.

Капитан 1 ранга В. Чертанов
«Зарубежное военное обозрение» №11 2001 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001