Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Психологические операции ВС США: современное состояние и перспективы развития

1 Согласно американской терминологии: военные психологические операции (Military Psychological Operations - PSYOPS).

2 Международное общественное информирование (International Public Information - IPI) осуществляется государственным департаментом США.

Облик будущих войн, как отмечают военные специалисты, будет характеризоваться угрожающими масштабами людских и материальных потерь. Что же касается источников возможных угроз, то в этом вопросе такого единодушия нет. Научный спор продолжается, и даже драматические события 11 сентября 2001 года в США не поставили в нем точку.

К наиболее вероятным источникам угроз человечеству в XXI веке эксперты относят прежде всего системы оружия массового поражения (в том числе ядерного, биологического, химического и экологического), а также так называемые «бесконтактные войны» или войны без фронтов, средствами ведения которых являются высокоточное оружие, космические, информационные и психологические операции. Особое место в этом ряду занимает международный терроризм.

Как считают некоторые западные специалисты, «рано или поздно Усаму бен Ладена и его организацию уничтожат и международный терроризм снова примет спорадический и очаговый характер, каким он был на протяжении последних десятилетий». В связи с этим по-прежнему актуальной остается проблема определения основных источников и характера военной опасности в ближайшей и долгосрочной перспективе. Решение этого вопроса во многом зависит от военно-политических, экономических, ресурсных и собственно военных возможностей, которыми оперируют США для достижения целей своей внешней и внутренней политики.

В настоящее время приоритетными задачами, стоящими перед американскими вооруженными силами (ВС), являются следующие: переоценка фактора ядерного сдерживания, обеспечение готовности к быстрому развертыванию, модернизация системы управления и разведки; техническое обновление боевых систем с широким привлечением новых возможностей и технологий (особенно в информационной сфере). Таким образом, реформы в военной области непосредственно затронут силы и средства психологических операций (ПсО) ВС страны.

Психологические операции ВС США1 - это программы подготовки продукции и (или) программы действий, которые влияют на оценки, мнения и эмоции иностранных объектов воздействия (правительства, организации, группы и индивиды) с задачей формирования поведения, отвечающего целям внешней политики Соединенных Штатов и замыслу соответствующих командующих (командиров) на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

ПсО являются составной частью информационных операций (ИО), а также международного общественного информирования (МОИ)2. Подобные мероприятия планируются, организуются и ведутся до, во время и после конфликтов различной интенсивности. В прошлом существовали явные различия между тремя уровнями ведения ПсО: стратегическим, оперативным и тактическим. В настоящее время таких различий не отмечается, поскольку практически невозможно локализовать любую информационную кампанию (например, пропагандистская листовка, выпущенная в Боснии и Герцеговине, может быть продемонстрирована репортеру новостей в США или в Европе и тут же прочитана в Сараево с экрана телевизора).

Стратегические психологические операции, определяемые как имеющие глобальные последствия, планируются, организуются и проводятся на государственном уровне. ПсО ВС США организуются в поддержку стратегических ПсО и должны гарантировать соответствие действий командующих на ТВД в мирное и военное время национальному плану стратегических ПсО.

Оперативные психологические операции ведутся на театре военных действий в поддержку соответствующих командующих (командиров) объединенной оперативной группой сил и средств ПсО (Joint PSYOPS Task Force) либо тактических подразделений ПсО (PSYOPS Elements). Оперативные ПсО предусматривают широкомасштабное транслирование теле-и радиопрограмм, распространение газет, журналов и листовок.

Концепция оперативных психологических операций (Reachback) ВС США предполагает передовое базирование подразделений сил и средств ПсО для поддержки командующих на ТВД. Соответствующие материалы для них готовятся командованием ПсО (Форт-Брэгг, штат Северная Каролина). Данная концепция осуществляется путем передачи информации по каналам связи СВ США.

Тактические психологические операции - это действия, предпринимаемые силами и средствами ПсО, в определенных районах с фокусированным воздействием на объекты. Тактические ПсО ведутся подразделениями путем распространения листовок, трансляции телевизионных и радиопрограмм на местном телевидении и радио, устного вещания через радиостанции и наглядной агитации (плакатами и транспарантами).

Структура сил и средств ПсО ВС США. Непосредственно за организацию и ведение ПсО ВС США отвечает объединенное командование специальных операций (ОКСО) ВС США (авиабаза Мак-Дилл, штат Северная Каролина). Основным компонентом ОКСО является командование специальных операций сухопутных войск (КСО СВ, Форт-Брэгг), замыкающееся в административном отношении также на министерство армии (сухопутных войск). В КСО СВ имеется командование связи с гражданской администрацией и психологических операций (КСГАПСО), которому подчинены регулярные части и подразделения ПсО сухопутных войск и связи с гражданской администрацией (СГА). В КСГАПСО насчитывается около 9 тыс. военнослужащих, в том числе примерно 1 300 в регулярных войсках и 7 700 в организованном резерве.

Каждый вид ВС США располагает собственными силами и средствами ПсО, однако наибольшим потенциалом в этой области (около 85 проц.) обладают сухопутные войска, которые единственные из видов ВС имеют регулярные части и подразделения ПсО в мирное время и крупные резервные компоненты ПсО с высокой степенью мобилизационной готовности.

Основным регулярным формированием ПсО сухопутных войск и одновременно ядром всей структуры ПсО ВС США является 4-я группа психологических операций (ГрПсО, воздушно-десантная, в Форт-Брэгг). Эта группа включает штаб, штабную роту и пять батальонов ПсО: 1, 6 и 8-й - региональные, 9-й - тактических психологических операций и 3-й - подготовки и распространения материалов ПсО. Численность ее личного состава 1 135 человек.

Штаб 4 ГрПсО включает командование (командир, заместитель, начальник штаба и главный сержант), специальную штабную группу (начальник службы связи и электронных систем, начальник военно-юридической службы, начальник финансовой службы, военный капеллан, начальник службы МТО и начальник отделения планирования программ и развития ПсО) и собственно штаб группы (отделения кадров и боевой подготовки, разведки, оперативного и тылового обеспечения).

Штабная рота состоит из управления и двух взводов: МТО и укладки парашютов.

Региональные батальоны ПсО 4 ГрПсО предназначены для организации и ведения ПсО стратегического и оперативного уровня на конкретных ТВД в интересах объединенных командований (ОК) ВС США: 1-й - ОК ВС США в зоне Северной Америки и ОК ВС США в зоне Центральной и Южной Америки; 6-й - ОК ВС в Европе (и Африке); 8-й - ОК ВС в зоне Тихого океана и центрального командования. В каждом из них имеется рота штабная и обслуживания и две региональные роты поддержки конкретных ОК (группировок) ВС США на ТВД.

При каждом региональном батальоне есть отдел стратегических исследований, укомплектованный гражданскими экспертами по регионам ответственности батальонов.

Региональная рота состоит из секции управления и двух-трех центров разработки пропагандистских материалов. Каждый центр включает 10-15 военнослужащих, в задачу которых входит разработка проектов печатных материалов ПсО, программ устного вещания, сценариев теле- и радиопрограмм.

Для подготовки соответствующих материалов ПсО региональные батальоны располагают универсальными аудиовизуальными студийными комплексами MSQ-85B, позволяющими записывать и монтировать теле- и радиопрограммы, программы устного вещания, изготавливать фотоматериалы, слайды и макеты печатных материалов.

3-й батальон подготовки и распространения материалов ПсО (БПРМ) предназначен для подготовки и распространения соответствующих печатных, аудио- и аудиовизуальных материалов. Он также обеспечивает систему дальней и тактической связи органов ПсО. Батальон состоит из роты штабной и обслуживания (включает взвод обслуживания и ремонта электронных систем и секцию обслуживания автотранспорта), типографской роты (секция управления, взвод обслуживания тяжелой (стационарной) типографии и три взвода тактических (мобильных) типографий), роты радио- и телевещания (секция управления, взвод подготовки и распространения материалов, радиоинженерная секция и секции компьютерной графики) и роты связи (секция управления, взвод обеспечения связи в тактическом звене, узел связи и управления, а также взвод обеспечения связи в масштабе ТВД).

Типографская рота БПРМ способна в течение 24 ч с момента получения задачи выпустить 1 млн одноцветных пропагандистских листовок формата 1/32. Батальон оснащен мобильными радиостанциями, телевещательными и студийными комплексами, средствами связи и полиграфическими средствами органов ПсО ВС США.

Батальон отвечает также за техническое планирование и проведение расчетов для распространения листовок средствами ВВС.

9-й батальон тактических ПсО несет ответственность за вопросы планирования психологических операций в штабах и проведение тактических ПсО непосредственно в поддержку боевых соединений и частей от корпуса и ниже. Он также имеет ограниченные возможности по подготовке и распространению аудиовизуальных материалов. Батальон состоит из роты штабной и обслуживания и трех регионально ориентированных рот тактических ПсО (рота А предназначена для ведения тактических ПсО в зоне ответственности ОК ВС США в зоне Северной Америки и в зоне Центральной и Южной Америки, В - в Европе (и Африке) и С - в зоне Тихого океана и центрального командования. Каждая рота включает секцию штабную и управления, а также функциональные команды, на базе которых при необходимости могут формироваться оперативные подразделения ПсО: одно - дивизионной поддержки и три - бригадной. Тактической единицей батальона является команда ПсО, в американских источниках употребляется также термин «звуковещательная» команда (ЗВК), состоящая из переносной или установленной на автомобиле М1025 «Хаммер» радиостанции и трех обслуживающих ее военнослужащих. В каждой роте тактических ПсО имеются 12-15 ТК ПсО (ЗВК). В 9-м батальоне ПсО сосредоточена основная часть всех звуковещательных средств ПсО ВС США.

В состав резерва СВ входят два штаба групп ПсО: - 2-й (в г. Кливленд, штат Огайо) и 7-й (в г. Сан-Франциско, Калифорния), восемь батальонов ПсО (три региональных, три тактических ПсО, один подготовки и распространения материалов ПсО и один по работе с военнопленными противника/задержанными гражданскими лицами), а также одна отдельная рота подготовки и распространения материалов ПсО. Резервные формирования ПсО насчитывают свыше 3 100 человек (74 проц. общей численности личного состава).

При необходимости к решению задач ПсО могут привлекаться также специально созданные команды СГА. Они предназначены для организации систем управления и жизнеобеспечения гражданского населения на территориях, контролируемых (занятых) американскими войсками, а также для поддержания связи с местными властями и жителями. В сухопутных войсках имеется регулярный 96-й батальон СГА в составе шести рот (около 200 человек), а также четыре штаба командований СГА (350, 351, 352 и 353-й) и подчиненные им батальоны резерва СВ (всего около 4 800 человек).

ВВС, ВМС и морская пехота США в мирное время не имеют собственных сил и средств ПсО и привлекаются главным образом к обеспечению необходимой поддержки сухопутных войск при проведении психологических операций. При этом они располагают определенным потенциалом ПсО в своих резервах.

Так, в состав ВВС национальной гвардии США входит 193-е авиакрыло специальных операций, базирующееся в аэропорту Гаррисберг (штат Пенсильвания). На его вооружении находятся шесть самолетов РЭБ ЕС-130Е (RR), оснащенных теле- радиовещательным комплексом ПсО воздушного базирования «Коммандо Соло-2». Основным предназначением авиакрыла является трансляция и ретрансляция с воздуха на территорию противника или иностранных государств (в том числе с использованием спутниковых систем) радио- и телевизионных программ ПсО. Кроме того, в задачи одной из четырех эскадрилий самолетов МС-130 «Комбат Тэлон» командования специальных операций ВВС США входит распространение с воздуха листовок и других материалов ПсО.

ВМС США также имеют в своем резерве подразделения по подготовке теле- и радиопрограмм на иностранную аудиторию. Кроме того, группа тактической дезинформации при штабе Атлантического флота ВМС США располагает мобильным радиопередатчиком (мощностью 10 кВт), который может быть использован в интересах ПсО. По имеющимся данным, в штабах оперативных флотов (в частности, 6-го флота) вопросами подготовки и ведения ПсО занимаются центры военной информации.

В резерве морской пехоты США насчитываются две группы РГН (3-я - на Восточном побережье и 4-я - на Западном), в задачу которых входит ведение психологических операций.

Базовая подготовка специалистов ПсО осуществляется на основе единой учебной программы МО США, предусматривающей обучение слушателей как в учебных заведениях, так и на специальных курсах. Курс основ ПсО введен в большинстве военных учебных заведений страны - от сержантских школ до командно-штабных колледжей видов ВС.

Основным учебным заведением, занимающимся подготовкой специалистов ПсО, является центр и школа специальных методов войны им. Дж. Кеннеди. В ВВС США при школе специальных операций ВВС в Хелберт-Филд (штат Флорида) функционируют объединенные высшие курсы ПсО для руководящего персонала военно-воздушных сил.

Стратегические и оперативно-тактические схемы боевого применения подразделений ПсО и содержание мероприятий психологического воздействия отрабатываются американскими войсками в ходе ряда войсковых операций, которые отличаются друг от друга масштабами, протяженностью во времени, географическим положением, целями и задачами, а также составом участников конфликтующих сторон. Такие операции США вели в Гренаде (1983), Панаме (1989), зоне Персидского залива (1990), на Гаити (1994), в Боснии и Герцеговине (в период с 1995 года по н. в.), Косово и Метохии (с 1999-го по н. в.), Афганистане (с 2001-го по н. в.), Ираке (март 2003 года) и других странах.

Несмотря на то что США являются общепризнанным лидером в области военных технологий, по мнению американских специалистов в сфере организации и ведения ПсО, у них уже есть соперники, действующие более продуманно и эффективно, а также способные извлекать преимущества от применения так называемых традиционных методов психологического воздействия. Как считают эксперты Пентагона, провалом закончились мероприятия ПсО в ходе миротворческой операции в Сомали и во время воздушных ударов по Югославии. С большими трудностями столкнулись подразделения ПсО ВС США в Косово и Афганистане, а также в Ираке.

В частности, одной из причин этих неудач называется неправильная оценка объектов воздействия и вытекающие из этого проблемы с планированием и организацией конкретных программ ПсО. Анализируя действия сил и средств ПсО во время авиаударов по Югославии независимый американский военный эксперт Т. Томас пишет: «Ожидания, что воздушная операция против сербских вооруженных сил будет длиться короткое время, стали причиной того, что психологические операции НАТО не были даже включены в первоначальные планы ведения кампании. Потребовалось две недели для того, чтобы начать подготовку и распространение продукции ПсО, и около 30 дней для разработки соответствующих планов. Сербия начала свои психологические операции на много дней раньше и перехватила инициативу».

Наиболее характерными ошибками при проведении психологических операций ВС США в Афганистане стали слабый учет национально-религиозной специфики, менталитета и низкого уровня жизни народа. Как пишет зарубежная периодическая печать, из-за просчетов военнослужащих 4 ГрПсО эффективность психологического воздействия на афганские племена оказалась недостаточно высокой. Так, жители большей части страны из-за проводившейся талибами информационной блокады имели смутное представление о террористических актах 11 сентября 2001 года и причинах бомбардировок Афганистана, вследствие чего оказались невосприимчивыми к американской пропаганде. Из-за окраски продпайков в желтый цвет они нередко принимались населением за куски тротила, угрожающего жизни. Большая часть гуманитарной помощи попадала в руки торговцев, а впоследствии на рынок. При этом зачастую контейнеры с гуманитарной помощью сбрасывались над пустынными и заминированными территориями. Большинство листовок носило запугивающий характер, по причине чего многие афганцы, в особенности пуштуны и белуджи, восприняли их как оскорбление.

Данные факты не могут не беспокоить военно-политическое руководство США. Так, по инициативе Пентагона был создан специальный военно-научный отдел, в задачи которого входит анализ деятельности аппарата психологических операций ВС США и разработка на этой основе практических рекомендаций.

Изучив организацию и ведение ПсО в ходе войны в зоне Персидского залива, миротворческой операции в Сомали и во время авиаударов по Югославии, специалисты отдела пришли к следующему выводу: эффективное изучение объектов ПсО и создание на этой основе адекватных средств распространения материалов психологического воздействия — непременное условие для успешного ведения таких операций. Американские эксперты считают необходимым постоянно моделировать наиболее вероятные направления развития глобальных средств массовой коммуникации и их возможное влияние на содержание программ ПсО и распространение их продукта.

Как отмечается в специальном докладе военно-научного отдела МО США, современная структура психологических операций отражает изжившую себя политику «холодной войны» с ориентацией на поддержку тактических ПсО непосредственно на поле боя с использованием звуковещательных станций и непосредственного общения. Кроме этого, в числе главных недостатков системы психологических операций ВС США эксперты отмечают отсутствие согласованности на стратегическом уровне и несоответствие в содержании информационных кампаний на ТВД и мероприятий в области МОИ. По-прежнему доктрина и организа-ционнно-штатная структура психологических операций ВС США на стратегическом уровне больше соответствуют требованиям военного времени. Такая ориентация является причиной низкой эффективности действий сил и средств ПсО в угрожаемый период и в ходе миротворческих операций.

В области организации и ведения психологических операций на оперативном уровне силы и средства ПсО ВС США призваны конкурировать с хорошо подготовленными местными и международными средствами массовой информации, которые зачастую лучше финансируются и лучше оснащены в техническом плане. При этом отмечается, что подразделения ПсО ВС США укомплектованы военнослужащими, «в большинстве случаев любителями, без специального образования».

В идеале изучение иностранных объектов ПсО должно быть поставлено на современную научную основу и базироваться на данных национального разведывательного сообщества и последних достижениях в области информации. В действительности специалисты ПсО ВС США сталкиваются с трудностями при добывании необходимых разведданных.

Существующая организационно-штатная структура региональных батальонов ПсО, отвечающих за ведение оперативных ПсО, является громоздкой и испытывает дефицит специалистов, способных решать разноплановые задачи. Кроме того, при достаточном количестве тактических сил и средств ПсО для поддержки четырех армейских корпусов является очевидным дисбаланс между региональными и тактическими силами и средствами ПсО. Проблема, касающаяся сил и средств тактических ПсО, заключается в их уязвимости в конфликтах средней и высокой интенсивности. С возрастанием поражающих факторов современного оружия срок жизни тактических команд ПсО в составе трех человек на легком бронированном автомобиле HMMWV, оснащенном громкоговорителем с дальностью вещания около 1 000 м, будет идти уже не на часы, а на минуты.

Для преодоления существующих трудностей в министерстве обороны США разрабатываются соответствующие рекомендации по внесению изменений и дополнений в организационно-штатную структуру сил и средств ПсО, а также в программы их всестороннего обеспечения и технического оснащения. Прежде всего предлагается создать рабочий планирующий орган по ПсО в рамках МО под руководством помощника министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности, который призван обеспечить интеграцию ПсО на оперативном и тактическом уровне с программами стратегического международного общественного информирования.

Одним из предложений является создание специального разведывательного подразделения ПсО в разведывательном управлении министерства обороны.

Рассматривается вопрос о создании специального фонда военной разведки, необходимого командованию специальных операций США для приобретения соответствующих информационных источников за пределами страны, прежде всего в Европе и Азии, а также для создания банка данных. Одновременно проводятся консультации с госдепартаментом о приобретении каналов распространения информации в интересах ПсО.

Что касается перевооружения сил и средств ПсО, то предлагается прежде всего изучить современные технические возможности и технологии распространения массовой информации (в частности, с использованием малогабаритных комплектов).

По оценкам западных экспертов, на реализацию данных программ потребуется около 50 млн долларов ежегодно. Конкретных решений по сформулированным направлениям работы пока не принято, однако неудачи подразделений ПсО США, в частности, в Афганистане, Ираке и других районах, несомненно, заставят военно-политическое руководство страны предпринять шаги по повышению эффективности всей системы психологических операций ВС.

Подполковник А. Старунский,
кандидат психологических наук
«Зарубежное военное обозрение» №4 2003 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001