Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

В космос - на «перекладных»

Сама идея этого проекта была сформулирована еще в 30-х годах Константином Эдуардовичем Циолковским и Сергеем Павловичем Королевым, когда они обсуждали комплекс проблем, связанных с выведением человека... нет, не в космос, пока еще в стратосферу. Вот как это выглядело со слов очевидцев.

В 1934 году потерпел крушение стратостат Осоавиахим-1, достигший рекордной по тому времени высоты - 22 км (то есть, именно стратосферы). Королеву приглянулся основной конструктивный элемент этого сооружения - шарообразная герметичная кабина со средствами жизнеобеспечения. Она-то и стала прототипом тех спускаемых аппаратов, которые впоследствии были использованы в «Востоках» - первых пилотируемых космических кораблях.

Но как доставлять эту кабину в стратосферу и возвращать на Землю? Для начала решено было использовать... планер. Да, именно планер, но специальный, широкофюзеляжный. На его борту предполагалось разместить не только кабину с системой жизнеобеспечения, но и топливные баки, а главное - ракетные двигатели, которые должны были обеспечить маневрирование крылатой машине в стратосфере. При спуске в плотные слои атмосферы он бы парил как обычный планер. Так появился РП-318, который успешно прошел испытания в 1940 году.

Прорабатывались разные варианты доставки аппарата в стратосферу. Один из них предполагал использовать стратостат. Но уж больно всех смущала недавно произошедшая катастрофа. Циолковский разработал схему многоступенчатых ракет или, как он их называл, ракетных поездов. Однако в те времена каждая вторая испытываемая ракета взрывалась. Многочисленные косвенные свидетельства говорят о том, что существовал и проект Королева, который оставался верен своей «планерной технологии». Схема проста - планер с реактивными двигателями предлагалось затаскивать в стратосферу на... леере. А в качестве «тягловых лошадок» использовать ракеты. В случае их аварии длина леера позволяла планеру безопасно отцепиться и спуститься на Землю. Надо сказать, что работа над королевским вариантом использования ракет для буксировки планеров продолжалась энтузиастами и после полета Юрия Гагарина.

Практическое же воплощение в жизнь королевская идея космического планера нашла на орбитальном корабле многоразового использования «Буран». На орбиту он выводится с помощью другого самостоятельного элемента - ракеты-носителя «Энергия». В американской же системе «Спейс-Шаттл» заложена совершенно иная технология. Это по сути космический самолет, который имеет маршевый двигатель, твердотопливные ускорители и гигантский подвесной топливный бак. В случае аварии на участке выведения на орбиту отсоединить космический корабль от других элементов практически невозможно.

Хотя прогрессивность нашей схемы была очевидной, «Буран», как известно, совершил только один полет.

Хочу сказать, что Сергей Павлович Королев активно поддерживал как идеи многоразовости ракетно-космической техники, так и рациональные схемы использования в них внешних - и прежде всего атмосферных - ресурсов, достаточно эффективно реализованных в авиации (аэродинамические несущие поверхности, воздушно-реактивные двигатели и их комбинация с ракетными). Об одном из проектов, в разработке которого довелось принимать участие и мне, хочу рассказать. К слову, идею этого проекта сейчас подхватили американские специалисты, разрабатывая многоразовую одноступенчатую аэрокосмическую систему - «Дельта-Клиппер», которая представляет собой своеобразный самолет вертикального взлета и посадки (конвертоплан), но снабженный ракетными двигателями. Мы же предлагали принципиально новую схему аэробаллистического обеспечения полета многоразовыми носителями - так называемое эстафетное выведение грузов. Суть ее в том, что с помощью небольших (со стартовой массой 500 - 600 тонн) одноступенчатых ракет многоразового использования (ОРМИ) с вертикальным взлетом и управляемой вертикальной посадкой на орбиту выводить практически любой груз, включая и корабль типа «Буран». Ракеты последовательно стартуют, поочередно пристыковываются к полезному грузу, а, выработав топливо, отделяются от него, и тут же к космическому аппарату пристыковывается следующая, затем еще одна и еще...

Каждая сообщает свой импульс ускорения - и так до первой космической скорости. А те, что отработали, приземляются в намеченных местах своих посадок. Одно из главных преимуществ наших одноступенчатых ракет - оригинальная комбинированная двигательная установка и принципиально новый способ хранения на борту топлива, благодаря чему им не нужны такие громадные стартовые комплексы, как для носителей «Энергия», «Протон» или той ракеты, что пытался спроектировать Валентин Петрович Глушко, «Вулкан» - сверхтяжелого класса с восемью боковыми ускорителями. Кстати, именно из-за отсутствия наземного стартового комплекса (это оказалось серьезной технологической проблемой) ее так и не сумели испытать.

Предлагаемые нами ракеты - универсальны. Их можно использовать не только для выведения на космическую орбиту разных по величине грузов и пилотируемых кораблей, но и в интересах ПВО или, скажем, МЧС, когда необходимо максимально быстро доставить какой-то груз в труднодоступный район земного шара. Вся разница в количестве применяемых ОРМИ. Убежден, за ними будущее космонавтики. Конечно, сделать их сегодня, даже при современных технологиях и методах расчета, необычайно трудно. Но мы продолжаем исследования, а главное, знаем, как решать задачи и с двигателем, и с системой управления, и с принципиально новыми топливными баками капсульного типа.

Кстати, американцы на своем «Дельта - Клиппере» саму ракетную часть спроектировали очень быстро. Был создан демонстратор, который, конечно, в космос не полетит, но с его помощью конструкторы доказали принципиальную возможность вертикального старта, горизонтального полета и вертикальной управляемой посадки на любую площадку, достаточно небольшую по размерам. Как у нас обстоят дела? Работаем пока только на энтузиазме. Одна надежда на то, что когда-нибудь выберемся из той ямы, в какую попала наша космонавтика, и наш задел наконец будет востребован.

Доктор технических наук,
профессор Валерий БУРДАКОВ.
 
«Красная звезда», 23 сентября 1995 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001