Военное дело 
 главная  |   | каталог сайтов  | автору 

 

Концептуальные подходы к строительству и применению космических сил США

Конкретизация положений военно-космической политики США, сформулированных в президентской директиве PDD-49 1996 года и директиве министра обороны №3100.10 1999 года, осуществлена в целом ряде документов, разработанных «заинтересованными» ведомствами американских министерства обороны и разведсообщества. При этом к наиболее значимым из них можно отнести концепцию КНШ об организации совместных действий группировок ВС США с использованием космического компонента (находится в состоянии переработки) и «Долгосрочный план развития космических сил» ОКК. В последнем документе представлены оценки перспектив развития космических сил на период до 2020 года, выполненные в рамках четырех концепций: непрерывный контроль и управление ситуацией в космическом пространстве, глобальное участие, полная интеграция космических сил в ВС США и глобальное партнерство.

Осуществление непрерывного контроля и управление ситуацией в космическом пространстве. Реализация этой концепции фактически обеспечит господство США в космосе с возможностью исключения доступа противника с любой степенью технологического развития к использованию находящихся в его полной или частичной собственности (арендованных) космических средств (КС) вопреки интересам Соединенных Штатов. Для обеспечения такого состояния и таких боевых возможностей космических сил планируется осуществить их радикальную модернизацию, которая должна будет проводиться одновременно по нескольким направлениям: обеспечение гарантированного доступа в космос, контроль космического пространства, защита собственных сил и средств, недопущение использования противником американских или союзнических космических систем в своих интересах, противодействие КС противника. Для каждого из этих направлений намечен ряд критериев, соответствие которым будет считаться достижением конечных целей модернизации.

Для гарантированного доступа в космос предполагается: 100-процентная обеспеченность космических сил средствами вывода в космос полезных нагрузок (в широком диапазоне массо-габаритных характеристик) в мирное время, предкризисный и кризисный периоды, вне зависимости от масштаба и остроты кризиса; возможность в случае необходимости решения внезапно возникающих задач оперативного («по требованию») вывода на орбиту спутников различного назначения. Время реакции (готовности к выводу) «на требование» не превышает нескольких дней; наличие достаточного парка специальных космических аппаратов (КА), предназначенных для противодействия КС противника, решению задач ПРО, других активных действий в космосе (с момента получения задачи до полной готовности к боевому применению проходит 2 - 6 ч); наличие действующей в близком к реальному масштабу времени системы глобального контроля за объектами (включая и так называемый «космический мусор») в околоземном космическом пространстве; обеспечение оперативного (в течение нескольких минут) доступа потребителей к возможностям, предоставляемым любым спутником любой орбитальной группировки, или, другими словами, к проведению так называемых «спутниковых операций».

Контроль космического пространства: возможность в масштабе времени близком к реальному идентификации и получения исчерпывающих для принятия решения характеристик космических объектов, которые могут представлять собой угрозу США или их союзникам. В данном случае под близким к реальному масштабом времени подразумевается то, что период наблюдения объекта и обработки полученных данных не должен превышать времени совершения им одного-двух оборотов вокруг Земли; точность обнаружения/сопровождения космических объектов должна составлять: по размеру 1 см (для низкоорбитальных спутников), 10 см (геостационарных); по местоположению 10 м (для низкоорбитальных), 100 м (геостационарных); наблюдение за всеми несущими угрозу или представляющими особый интерес космическими объектами должно вестись с темпом обновления информации, исключающим возможность проведения ими «незаметного» маневра или какого-либо другого действия.

Защита собственных сил и средств предполагает следующее: способность обнаружения объектов противника в масштабе времени, близком к реальному (секунды), фактов угрозы атакой, ее подготовки или непосредственно атаки компонентов американских (союзных им) КС; достижение высокой степени защиты своих КА от внешних, в том числе и преднамеренных воздействий (возможность маневрирования, экранирование от радиационного, пучкового, теплового воздействия, помехозащищенность линий связи и другие); способность быстро (в течение нескольких часов), восстанавливать космическую группировку, функционирование которой нарушено в результате целенаправленных действий противника; возможность в течение нескольких секунд определять местоположение, идентифицировать и получать характеристики объектов, угрожающих либо атакующих элементы космической группировки США.

Недопущение использования противником американских или союзнических космических систем в своих интересах предполагает способность обнаруживать факты несанкционированного использования противником американских или принадлежащих третьей стороне КС; наличие возможности осуществлять быструю (минуты) оценку степени угрозы, которую может нести такое использование; готовность к быстрой реакции (в течение нескольких секунд) на вскрытую угрозу.

Противодействие космическим системам противника предусматривает возможность применения гибкого, зависящего от ситуации, подхода к организации противодействия - воспрещение использования, введение в заблуждение, временное нарушение функционирования, снижение эффективности, уничтожение; способность проведения высокоточной, исключающей возникновение вредных для США и их союзников побочных эффектов, атаки космических средств противника; готовность применить средства противодействия в течение нескольких минут с момента возникновения необходимости в этом; наличие средств, позволяющих осуществлять в близком к реальному масштабе времени оценку результатов боевого применения космических сил и обеспечивающих по результатам этой оценки принятие решения о необходимости повторного воздействия на цель.

Глобальное участие. Данная концепция определяет роль космоса в решении задач, стоящих перед вооруженными силами США в целом. Ключевыми направлениями развития американских космических сил в рамках данной концепции являются создание интегрированной системы контроля космического пространства, развертывание космического компонента противоракетной обороны, применение силы из космоса и космическое обеспечение применения силы из других сред. Для каждого из этих направлений разработана также система показателей их относительной «зрелости».

Создание интегрированной системы контроля космического пространства предполагает: наличие возможности осуществлять в реальном масштабе времени идентификацию и определение параметров абсолютно всех объектов, которые могут считаться целями для системы ПРО; способность производить аналогичные действия в отношении ограниченного числа объектов, представляющих интерес с точки зрения перспективы применения по ним силы из космоса или космического обеспечения применения силы из других сред; предупреждение о ракетном нападении (баллистическими различного радиуса действия и крылатыми ракетами, в том числе выполненными с использованием передовых технологий снижения радиолокационной и тепловой заметности) должно обеспечиваться в глобальном масштабе, вне зависимости от местоположения районов старта ракет и падения боеголовок; обеспечение субметровой точности определения координат точек пуска ракет и падения боеголовок; зависимость результатов наблюдения, обнаружения и сопровождения представляющих интерес космических объектов от состояния атмосферы, погодных условий, времени суток и т. д. должна быть полностью исключена за счет использования комплексов средств, разнородных по принципу действия и базирования; боевое управление космическими силами в интересах решения задач ПРО, применения силы из космоса и космического обеспечения применения силы из других сред должно быть организовано в реальном масштабе времени и внутри перспективной единой глобальной информационной сети ВС США.

Развертывание космического компонента противоракетной обороны предусматривает обеспечение максимально полной информацией обо всех целях в реальном масштабе времени системы боевого управления ПРО, при организации воздействия на которые своевременность поступления данных является критически важным фактором; возможность организации противоракетной обороны объекта, расположенного в любом месте земного шара, «по требованию» (в течение нескольких минут); обеспечение возможности поражения баллистических целей до пуска и на всех фазах полета; наличие системы автоматической оценки результатов, позволяющей в случае промаха нанести повторный удар.

Применение силы из космоса и космическое обеспечение применения силы из других сред предполагает: наличие действующей в реальном масштабе времени комплексной системы боевого управления наземными, морскими, воздушными и космическими силами, способной обеспечить военно-политическому руководству страны возможность выбора оптимального варианта решения по организации нанесения (отражения) удара; готовность применить силы «по требованию», что означает способность нанести высокоточный удар (время подготовки считанные минуты) по цели в любой точке земного шара в любое время суток и в любых погодных условиях; возможность в ходе применения сил осуществлять «гибкий» подход в зависимости от ситуации и характера подлежащих поражению целей (стационарные, мобильные, движущиеся); наличие возможности осуществления неразрушающего воздействия на космические средства противника, позволяющего временно вывести их из строя или снизить эффективность использования (данному требованию придается особое значение, поскольку применение «нелетальных» средств позволяет решить задачи без увеличения количества «космического мусора», который может представлять опасность для КА, принадлежащих США, их союзникам, нейтральным странам); наличие комплексной, объединяющей все доступные средства разведки и действующей в реальном масштабе времени системы оценки результатов нанесения удара, которая должна стать основным средством обеспечения возможности нанесения повторного удара в случае возникновения такой необходимости.

Полная интеграция космических сил в ВС США. Разработчики данной концепции отмечают, что роль, которую в настоящее время играют космические системы в решении ряда задач (навигация, метеорологическое обеспечение, противоракетная оборона, предупреждение о ракетном нападении, разведка, связь и т. п.) настолько велика, что проведение какой-либо значимой военной операции без задействования предоставляемых ими возможностей просто немыслимо (по крайней мере, неразумно). Однако вследствие того, что упомянутые сектора космической деятельности развивались раздельно друг от друга, а управление этим развитием осуществлялось различными организациями министерства обороны, органами центральной разведки и другими ведомствами (часто совершенно не скоординировано), наработанные подходы к реализации предоставляемых космическими системами возможностей также существенно отличались друг от друга. В частности, различия наблюдаются в стандартах и форматах сообщений, используемых при обмене данными, требуемых для решения тех или иных вопросов, уровнях взаимодействия, оперативности рассмотрения различными инстанциями запросов о предоставлении соответствующих видов услуг.

Введенное в данной концепции понятие «полная интеграция» предусматривает такой уровень организации космических сил, при котором их возможности будут использоваться в максимальной степени как при проведении самостоятельных (космических) операций, так и в ходе совместных с другими компонентами ВС боевых действий, в том числе и таких, в которых космические силы должны выполнять второстепенные, чисто обеспечивающие функции.

Достижению такого уровня интегрированности должно, по мнению американских экспертов, способствовать совершенствование существующей космической политики Пентагона и основных принципов применения КС в военных целях, системы подготовки военных кадров, порядка распределения между потребителями разведывательной и другой информации, добываемой с помощью указанных систем, а также организационной структуры как самих космических сил, так и взаимодействующих с ними органов.

Совершенствование космической политики и основных принципов применения КС в военных целях: предполагается принять окончательное решение в отношении развертывания национальной системы ПРО, противоспутникового оружия, а также оружия, способного поражать наземные (надводные, воздушные) цели из космоса; разработать и юридически закрепить подходы к таким проблемам, как определение классов и параметров космических объектов, которых должны иметь возможность обнаруживать и сопровождать соответствующие технические средства контроля космического пространства (ККП); определить круг потребителей информации об этих объектах; организовать двух-и многостороннее международное сотрудничество по ККП и предупреждению о ракетном нападении; расширить за счет предоставляемых КС возможностей области взаимодействия главнокомандующих (командующих) региональными группировками ВС, определить допустимый спектр действий, которые смогут предпринять США в ответ на агрессию по отношению к принадлежащим им КС.

В целях внедрения в повседневную практику основ космической политики и принципов применения космических систем в военных целях ОКК ВС США в настоящее время разрабатывается комплекс руководящих документов (в основном доктринального характера), в которых будут отражены параметры национальной политики по важнейшим проблемам военного использования космоса, а также оперативные концепции, определяющие различные аспекты использования космических сил США в военных целях.

Первоочередными по срочности разработки доктринальными документами являются «Национальная политика в отношении боевого применения космических сил» и «Основные принципы боевого применения космических сил», «Национальная политика в отношении контроля космического пространства», «Национальная политика в отношении глобальной разведки поверхности Земли из космоса», «Национальная политика в отношении распределения информации, добываемой с помощью космических систем», «Национальная политика в отношении противодействия космическим системам противника».

К аналогичным по срочности разработки документам относятся оперативные концепции применения силы в космосе и из космоса, противодействия КС противника, ведения навигационной войны, обеспечения информационной поддержки группировок ВС США вне зависимости от среды, в которой они развернуты или действуют (на суше, на море, в воздушном или космическом пространстве), комплексного автоматизированного повседневного и боевого управления космическими силами, проведения совместных операций этих и других сил.

Ход дальнейшей работы по совершенствованию космической политики и принципов применения космических сил США в военных и других целях будет определяться общим развитием геополитической ситуации, уровнем военно-космического потенциала Соединенных Штатов, их союзников и потенциальных противников и, соответственно, теми угрозами национальной безопасности, с которыми США могут столкнуться в будущем.

Совершенствование системы подготовки военных кадров. По мере расширения возможностей американских космических сил растут требования к способности эффективно их использовать войсковыми командирами всех степеней вне зависимости от их принадлежности к виду ВС или роду войск. В связи с этим ОКК планирует разработать и включить в программы военных учебных заведений специальные курсы, изучение которых призвано обеспечить понимание будущими военными специалистами того вклада, который могут внести существующие и перспективные КС в выполнение военных задач различного характера, принципов построения и действия, сильных и слабых сторон этих систем, а на основе этого - их грамотное оперативное и боевое применение.

Еще одной важной составляющей деятельности по совершенствованию системы подготовки военных кадров должны стать меры, направленные на отработку возможных вариантов использования космических сил в ходе проведения плановых мероприятий боевой подготовки войск. С учетом многосторонности возможностей КС (навигация, связь, различные виды разведки и предупреждение о ракетном нападении, в будущем, вероятно, противоракетная оборона и нанесение ударов по наземным объектам из космоса) их учет и активное использование будет предусматриваться сценарием практически любого учения или тренировки.

Вследствие того что затраты на отработку отдельных практических мероприятий боевой подготовки с задействованием космического компонента ВС США могут оказаться неприемлемо высокими (решение о запуске спутника для усиления космической группировки с учебными целями полагается маловероятным), ОКК в качестве приоритетной задачи определяет создание соответствующего комплекса специальных математических моделей, обеспечивающих достоверную имитацию даже самых сложных ситуаций. Как сообщается в зарубежных СМИ, этот комплекс, предварительно названный «Национальной моделью воздушно-космических боевых действий», начнет активно использоваться на различных этапах боевой учебы войск начиная с 2005 года.

Совершенствование порядка распределения информации. Проведенные по заказу ОКК исследования показали, что возможности по информационному обеспечению американских вооруженных сил серьезно отстают от соответствующих их потребностей. В первую очередь это связывается с недостаточно быстрым распространением перспективных технологических достижений, а также с существующей ведомственной разобщенностью, затрудняющей внедрение единых подходов к использованию космических информационно-коммуникационных ресурсов. В связи с этим в «Долгосрочном плане развития космических сил» предлагается принять меры по увеличению финансирования и соответствующему ускорению работ в следующих областях: расширение доступной для использования в целях обмена информацией части электромагнитного спектра, спутниковая связь (предпочтение должно будет отдаваться развитию низкоорбитальных систем), сетевые (Интернет) технологии, комплексное объединение (коррелирование) разнородных данных, автоматическая каталогизация больших объемов информации, распределение данных между потребителями, технологии многоуровневой защиты информации. Созданная на базе перечисленных и других технологий глобальная информационная сеть в совокупности с единой для видов ВС информационной базой должна обеспечить доступ потребителям любого уровня (от тактического до стратегического) ко всем имеющимся информационным ресурсам в реальном масштабе времени и в объеме, соответствующем уровню ответственности и стоящим задачам.

Формирование единой информационной базы будет осуществляться на основе различных по принадлежности и способам получения информационных ресурсов. Для этого предполагается разработать и внедрить общие для всех источников и потребителей информации стандарты, которые станут главным средством для ликвидации упоминавшейся ранее ведомственной разобщенности. Кроме того, в целях оптимизации информационного обеспечения войск ОКК намерено инициировать создание сети автоматизированных комплексов боевого управления (АКБУ), ориентированных на привлечение космических сил для решения задач конкретных объединенных командований, передовых группировок на удаленных ТВД, экспедиционных войсковых формирований.

Основными функциями АКБУ являются: комплексный анализ ситуации и подготовка обобщенных данных о состоянии и возможностях собственных, нейтральных и враждебных космических сил, природных, погодных и других факторах, способных оказать существенное влияние на результаты боевых действий; автоматизированное, согласованное (с органами управления взаимодействующих сил) планирование и управление боевыми действиями этих сил, позволяющие наиболее эффективно использовать их в интересах решения стоящей перед объединенной группировкой задачи; автоматическое управление доступом потребителей к распределенным информационным ресурсам, а также автоматическое распределение данных в соответствии с ранее согласованными правилами и процедурами; обеспечение проводимых в рамках объединенных группировок мероприятий боевой подготовки, путем предоставления различных средств имитации и моделирования действий космических сил.

Совершенствование организационной структуры. Предлагаемые ОКК организационные изменения предусматривается провести в два этапа: первый - до 2008 года, второй -в период с 2009 по 2012-й. На первом этапе предполагается создать орган управления, являющийся единым центром, ответственным за подготовку и проведение любых операций, осуществляемых космическими силами в интересах любого потребителя. По оценкам западных экспертов, данный орган управления - центр космических операций (ЦКО) - будет совмещен с объединенным командным пунктом НОРАД и ОКК. Его главными задачами станут: организация взаимодействия космических сил с объединенными командованиями, передовыми войсковыми группировками, союзниками; управление космическими силами в ходе подготовки к выполнению и в ходе выполнения боевых задач; разрешение конфликтных ситуаций, возникающих вследствие наличия противоречивых интересов взаимодействующих или обеспечиваемых сил.

Предварительная подготовка к совместным боевым действиям должна будет осуществляться по указанию министра обороны на уровне главнокомандующий ОКК - главнокомандующий взаимодействующим объединенным командованием. В дальнейшем, после принятия принципиальных решений об основных параметрах взаимодействия, будут организованы прямые контакты между элементами ЦКО и соответствующими органами управления взаимодействующего объединенного командования. Предусматривается также, что в отдельных случаях для повышения эффективности использования боевых возможностей космических сил некоторые их компоненты могут передаваться во временное оперативное подчинение. Таким образом, при централизованном планировании боевых действий обеспечивается возможность децентрализованного управления этими силами. Вследствие того что до окончания первого этапа совершенствования организационных структур в видах ВС и соответственно в составе органов управления объединенных командований не будет достаточного количества квалифицированных кадров, способных правильно оценить возможности использования космических сил в их интересах, эти органы будут усилены группами специалистов ОКК.

Ожидается, что к началу второго этапа в распоряжении космических сил появятся новые средства ведения активных боевых действий в космосе и из космоса. В связи с этим произойдет определенная реструктуризация как самого ОКК, так и находящихся в его подчинении формирований. В частности, в состав ЦКО будут включены органы, обеспечивающие организацию боевого применения новых средств. Кроме того, согласно планам совершенствования подготовки военных кадров во все виды ВС будет направлено достаточное количество специалистов, которые станут основой для создания опирающихся на уже развернутую сеть АКБУ собственных органов обеспечения взаимодействия с ОКК, а также управления переданными в оперативное подчинение космическими силами.

Возможно, что в течение ближайших восьми - десяти лет потребуется создать внешнюю организацию не только по отношению к ОКК, но и в целом к вооруженным силам. В ней, помимо интересов космических сил США, должны быть представлены интересы гражданских, коммерческих, международных и иностранных организаций, связанные с недопущением возникновения аварийных ситуаций, которые могут быть вызваны несогласованностью действий в воздушно-космическом пространстве.

Концепция «глобальное партнерство». Целью международного сотрудничества в космической области, концепция организации которого получила название «глобальное партнерство», является улучшение возможностей военно-космических сил США, полученное практически без дополнительных затрат исключительно за счет использования международных и иностранных космических систем различного назначения на взаимовыгодной основе. В основу данной концепции положен ряд требований, следование которым должно будет обеспечить сохранение ведущей роли США в составе любой возможной коалиции, а также недопущение нанесения какого-либо ущерба их национальной безопасности за счет предоставления доступа к предоставляемым американскими КС услугам. Основными из этих требований являются: определение четких границ между ключевыми и не ключевыми видами космической деятельности и соответствующими этим видам оперативными и боевыми возможностями; обеспечение главенствующей роли министерства обороны при формировании общегосударственного подхода к принятию решения относительно возможности и целесообразности сотрудничества в какой-либо конкретной области; осуществление предварительной интегрированной оценки (с точки зрения пользы или вреда для всех видов ВС, государственных и коммерческих структур) любых планируемых в рамках международного сотрудничества действий; сохранение возможности активного влияния на формирование и исполнение международных правил и юридических норм в отношении порядка использования космического пространства.

Что касается партнерства с другими странами по ключевым видам космической деятельности, то по ряду них предполагается наложить весьма жесткие ограничения, а по многим - даже полный запрет. К таким видам космической деятельности относятся те, к которым применимы следующие характеристики: обеспечивают возможность США действовать в одностороннем порядке; выполняют критически важные функции в военное время; соответствуют критериям повышенной степени секретности, исключающим допуск к работам в этой области неамериканских граждан; влияют на обеспечение поддержания лидирующего положения страны в космосе; связаны с применением космических ударных средств, способных оказывать разрушительное воздействие в космосе и из космоса; в случае совместного осуществления могут отрицательно повлиять на национальную безопасность США.

Основным принципом организации партнерства по неключевым видам деятельности в космосе является выбор по специально созданной системе критериев лучшей в своем классе фирмы (организации). Ведущую роль при формировании понятия «лучший» будут играть, естественно, стоимостные параметры. Однако в качестве важного фактора может учитываться, например, следующий: как решение о том или ином виде сотрудничества может повлиять на взаимоотношения с союзниками, либо на состояние и стабильность мирового рынка космических услуг.

Для обеспечения главенствующей роли МО при организации международного сотрудничества по различным видам космической деятельности планируется создать межведомственную группу, ответственную за подготовку соответствующих решений на государственном уровне. Ее ядро должны будут составить представители ОКК, обладающие широким набором полномочий в отношении рассматриваемых проектов предполагаемого сотрудничества. Предварительная интегрированная оценка всех таких проектов в соответствии с положениями концепции «глобальное партнерство» также должна стать прерогативой ОКК ВС США. Помимо получения упоминавшихся заключений об их полезности, выполнение интегрированной оценки должно способствовать выработке развивающих первоначальный вариант проекта предложений. Эти предложения могут возникнуть в тех случаях, когда ОКК, обладая всей полнотой информации обо всех намеченных к исполнению программах, будет рекомендовать, например, совместить запуск нескольких спутников за счет использования одного общего носителя, либо дополнить размещенный на спутнике комплекс датчиков, имеющих единую систему обработки данных, еще одним или несколькими, работающими в интересах другого потребителя, но использующими ту же систему.

Рассматривая перспективы освоения космоса мировым сообществом, разработчики концепции «глобального партнерства» отмечают, что к 2020 году международная конкуренция в данной сфере и масштабы космической деятельности иностранных государств приобретут совершенно иной размах. Вследствие этого существует вероятность возникновения угрозы, связанной с тем, что США могут столкнутся с необходимостью подчиниться ряду ограничений, касающихся той имеющейся ныне группы возможностей, которые они определяют как «свобода доступа в космос и свобода использования космического пространства». Для ее преодоления предлагается уже сейчас начать разработку и формирование механизма, обеспечивающего благоприятное для страны развитие ситуации. В качестве основных элементов этого механизма называются средства экономического и дипломатического давления. Однако предусматривается возможность принятия и неких полицейских мер, осуществляемых международными космическими полицейскими силами, главенствующую роль в которых, естественно, должны будут играть США, обеспечивая таким образом реализацию требования о сохранении возможности активного влияния на формирование и исполнение международных правил и юридических норм в отношении порядка использования космического пространства.

В «Долгосрочном плане ...» рассматриваются также наиболее вероятные варианты реализации концепции «глобального партнерства» применительно к описанным выше концепциям «Осуществление непрерывного контроля и управление ситуацией в космическом пространстве» и «Глобальное участие».

При анализе преимуществ и возможностей, которые можно получить за счет привлечения иностранных партнеров к участию в проводимой в рамках первой из этих концепций модернизации, указывается, что определенный потенциал имеется почти для каждого из модернизационных направлений. Исключение составляет только «противодействие КС противника», поскольку данный вид космической деятельности связан с осуществлением разрушающего воздействия в космосе и из космоса и, следовательно, относится к классу ключевых. Что касается других направлений, то наибольшие перспективы имеет обеспечение «гарантированного доступа в космос». Здесь Соединенные Штаты готовы к следующим видам сотрудничества: использование сети зарубежных космодромов, парка ракет-носителей, элементов наземной инфраструктуры для обеспечения возможности быстро нарастить либо восстановить спутниковую группировку; проведение мероприятий по обеспечению безопасности использования воздушно-космического пространства в рамках системы, аналогичной нынешней глобальной системе управления воздушным движением; осуществление контроля и управление отдельными принадлежащими ВС США спутниковыми группировками, не выполняющими, конечно, «ключевых» функций.

Интернационализировать собственную систему контроля космического пространства (в рамках одного из направлений модернизации - «контроль космического пространства») Пентагон согласен за счет привлечения средств Европейского космического агентства, а потенциально - и других организаций. Кроме того, планируется подготовить правовую почву для проведения международных предпусковых инспекций всех выводимых на околоземную орбиту космических аппаратов. Целью таких инспекций будет анализ того «вклада», который может внести обследуемый КА в случае возникновения каких-либо нештатных ситуаций в уже имеющиеся объемы «космического мусора», а также выявление сигнатурных особенностей, по которым в составе «мусора» довольно просто будет идентифицировать при необходимости этот аппарат или его основные составные части (обломки).

В области защиты собственных сил и средств планируется создать международную систему обмена данными о выявленном преднамеренном негативном воздействии на элементы КС или о подозрении, что была осуществлена или осуществляется попытка подобного воздействия. Орбитальный компонент такой системы предлагается создать на базе специальных комплексов датчиков и коммуникационных устройств, которые могли бы устанавливаться на борту большинства КА. Соединенные Штаты готовы к долевому участию в разработке и производстве этих комплексов, а также соответствующего наземного оборудования.

Аналогичный подход планируется применить и при организации международного сотрудничества в области недопущения несанкционированного использования КС. При этом основные усилия намечается сосредоточить на создании соответствующей наземной сети контроля, а также на разработке юридических норм и процедур, позволяющих предпринимать экстренные меры, в том числе и полицейского характера, по ликвидации нарушений и к выявленным нарушителям.

В ходе реализации концепции «глобального участия» с целью общего снижения затрат и повышения эффективности американских космических сил также предполагается широко привлекать зарубежных партнеров. Указывается, что наибольшие перспективы в связи с этим имеют космическая разведка, метеорологическое и океанографическое обеспечение, предупреждение о ракетном нападении.

Для повышения возможностей космической разведки в первую очередь планируется привлечь коммерческие американские и зарубежные фирмы, занимающиеся космической разведкой природных ресурсов и радиолокационной съемкой земной поверхности. Ожидается, что в перспективе разработанные ими системы смогут обеспечить непосредственную передачу потребителям в близком к реальному масштабе времени высоко детальных изображений разведываемых участков местности, необходимых для выполнения теми боевых задач.

Отмечается, что особую ценность могут представлять собой коммерческие КС, предназначенные для исследования состояния атмосферы, мирового океана и околоземного космического пространства. Относясь к категории «неключевых», они сами по себе или дополненные на основании соответствующих соглашений специальными комплектами аппаратуры военного назначения смогут оказаться весьма важным средством обеспечения подготовки и ведения боевых действий. Специалисты уже приступили к проработке конкретных вариантов взаимодействия в данной области с коммерческими структурами.

Вследствие того, что практически все промышленно развитые страны заинтересованы в получении информации раннего предупреждения о ракетном нападении или падении на их территории какой-нибудь «случайной» баллистической цели или космического объекта, международное сотрудничество в этой области для США может оказаться особенно плодотворным. Даже несмотря на то, что некоторые функции, относящиеся к данному виду военно-космической деятельности, американцы относят к «ключевым», они, тем не менее, намерены привлечь к участию в ней значительное количество иностранных партнеров.

Степень этого участия, порядок его организации а также полнота и другие качественные характеристики информации предупреждения могут быть различными. В данном смысле концепция «глобального партнерства» предусматривает возможность использования трех различных подходов.

При выборе первого из них сотрудничество будет сведено только к распределению общей стоимости создания и эксплуатации системы раннего предупреждения между заинтересованными участниками, а сама она должна находиться под полным контролем США. Предоставляемая остальным партнерам информация будет касаться только фактов обнаружения объектов и параметров возникающих в связи с этим угроз. Никакого обмена данными об источниках этой информации и методах ее получения при таком виде взаимодействия не предусматривается.

Второй подход допускает более тесное сотрудничество, выражающееся в создании международной системы, в которой всем участникам должны быть предоставлены равные права на получение информации, содержащей предупреждения. Однако и в этом случае, вероятно, США создадут некий избыточный компонент системы, которым они будут владеть монопольно.

Третий подход ограничивается проведением совместных научных исследований и технологических разработок по данной проблеме, которые впоследствии должны будут использоваться участниками самостоятельно в соответствии с собственными представлениями и интересами.

В качестве механизма, инициирующего процесс реализации концепции «глобального партнерства» в рамках «Долгосрочного плана ...», предлагается создать специальную группу экспертов, в состав которой предполагается включить представителей организаций, имеющих отношение к освоению космоса, министерства обороны, других ведомств, госдепартамента США и коммерческих фирм. Основными задачами этой группы, которая будет подчинена главкому ОКК или его заместителю, является анализ препятствий, имеющихся на начальном этапе организации партнерства, и выработка рекомендаций по их срочному устранению. Кроме того, эксперты должны будут определить те меры, к реализации которых можно приступить уже немедленно, и подготовить соответствующие предложения.

Полковник В. Дорофеев
«Зарубежное военное обозрение» №7 2001


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
2001-2015 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001