![]() | |||
|
войска и вооружениеАрмия· Танки · Бронемашины · Артиллерия · Стрелковое оружие Авиация · Самолеты · Вертолеты · Оружие Флот · Надводные корабли · Подводные лодки Космос Приборы и оборудование дополнительные материалыФотогалереяВойны и кризисы Психологические войны Армии стран мира Снаряжение Терроризм Экология ОМП Энциклопедия · Символика · Уставы Юмор |
Многоцелевой легкий бронированный тягач (МТ-ЛБ)Модернизация военной техники![]() Вот уже более 30 лет на вооружении наших войск находится незаменимый труженик - многоцелевой легкий бронированный тягач (МТ-ЛБ). Конструкторы Харьковского тракторного завода под руководством опытного ученого Анатолия Белоусова заложили в него большие возможности. Впоследствии на базе тягача были размещены 122-мм гаубица «Гвоздика», радиолокационная станция «Леопард» (CHAP -10), ракетный зенитный комплекс «Стрела-10В», транспортно-заряжающая машина системы РСЗО «Град-1». Всего более 80 образцов вооружения и специальной техники. По существу, в классе легких бронированных машин МТ-ЛБ - самая массовая в Вооруженных Силах. - Но при всех этих достоинствах был у тягача один серьезный недостаток, - говорит генерал-майор запаса академик Академии транспорта РФ заместитель генерального директора НАТИ Владимир Платонов, - на большой скорости тягачи плохо вписывались в повороты и, случалось, слетали с дороги на обочину. Чтобы этого не допустить, механики-водители МТ-ЛБ вынуждены были на крутых поворотах переходить на пониженную передачу, из-за чего замедлялось движение колонн техники. ![]() Специалисты из НАТИ, изучив причины «неповоротливости» тягача, предложили создать принципиально новую машину со значительно большими возможностями для размещения вооружения, установить трансмиссию с гидрообъемными поворотными механизмами, обеспечивающую плавность переключения передачи практически на любой скорости. Вскоре на извилистых трассах полигона НАТИ состоялись специальные сравнительные испытания нескольких типов машин - серийного харьковского МТ-ЛБ, опытного тягача из НАТИ, БМП-1, экспериментальной машины Челябинского тракторного завода, Тягач из московского тракторного института с новым механизмом поворота пришел к финишу значительно быстрее других машин. Модифицированная МТ-ЛБ получилась более скоростной, более мощной. На перспективной машине предполагалось даже монтировать 152-мм гаубицу и 125-мм противотанковую пушку. Требовалось совсем немного времени и средств для начала их серийного производства. Но с распадом единого государства все работы были свернуты. Дело в том, что производились эти тягачи на Украине на Харьковском тракторном заводе. Из-за финансовых проблем закупать машины у харьковчан мы не можем. В настоящее время на вооружении Российской армии оказалась масса устаревших, выработавших ресурс МТ-ЛБ. Словом, ситуация сложилась критическая. И вот тут на помощь пришли специалисты из НАТИ. Они предложили оригинальную идею - организовать на Муромском тепловозостроительном заводе капитальный ремонт и модернизацию всего парка МТ-ЛБ. Суть самой модернизации, автором которой является кандидат технических наук Владимир Кожевников, сводится главным образом к установке гидрообъемных механизмов поворота. Этот ученый и его коллеги на основании точных расчетов, результатов стендовых исследований пришли к выводу, что для максимального удешевления проекта войсковой модернизации в целом в трансмиссии следует заменить всего два агрегата - редуктор и амортизатор. Благодаря такой модернизации новый тягач вписывается практически в любой крутой поворот дороги. Улучшилась при этом и плавность хода машины. Если прежний МТ-ЛБ мог с трудом двигаться по танковым колеям и трассам, то модернизированному тягачу они не помеха. Александр БАБАКИН,
«Красная звезда», 12 августа 1995 г.
|
|
|
2001-2022 © Военное дело/Voennoe delo Открыт 18 марта 2001 |