Военное дело 
 главная  | каталог сайтов  | автору 

 
 
[ танки | бронемашины | артиллерия | стрелковое оружие ]
 

Модернизация французской 155-мм самоходной гаубицы GCT

На выставке в Сатори 28 лет назад была впервые представлена французская 155-мм самоходная гаубица (СГ) GCT (Grande Cadence de Tir) и произвела впечатление как современная и наиболее эффективная для того времени артиллерийская система. По сравнению с предыдущими образцами она отличалась максимальной дальностью стрельбы (23,5 км) осколочно-фугасным снарядом (ОФС), автоматизированным процессом заряжания и высокой мобильностью, соответствовавшей этому показателю поддерживаемых общевойсковых подразделений.

Командование сухопутных войск (СВ) Франции планировало закупить первую партию СГ GCT в 1976 году, но из-за ограничения финансирования изготовленная партия гаубиц в 1978-м была отправлена в Саудовскую Аравию. На вооружение артиллерийских подразделений СВ Франции эта система поступила только в 1983 году. Кроме того, ее закупили Кувейт и Ирак. Артиллерийская система признавалась военным руководством этих стран одним из лучших образцов боевой техники данного вида вплоть до середины 90-х годов. В этот период было принято решение о проведении работ по модернизации базовой модели гаубицы с целью продления срока ее службы еще на 20 лет.

С 1977 года французская фирма «Жиат» произвела 440 СГ GCT, из них 273 - для собственных СВ, 86 - для Ирака, 18 - для Кувейта и 63 - для Саудовской Аравии. Гаубицы хорошо себя зарекомендовали во время ирано-иракской войны (1980- 1988). Наиболее ярко преимущества французской системы были продемонстрированы в августе 1995 года в горных районах Боснии и Герцеговины. В то время орудийная батарея, на вооружении которой имелось восемь гаубиц, обеспечивала надежную огневую поддержку силам ООН, благодаря большой дальности, быстродействию и высокой эффективности огня.

Базовый образец СГ GCT (рис. 1), получивший наименование AUF1, состоит из 155-мм артиллерийской части, установленной на базу основного боевого танка (ОБТ) АМХ-30. Длина ствола гаубицы составляет 40 калибров (клб), включая длину нарезной части, объем каморы сгорания с клиновым затвором 19,51 л. Углы вертикального наведения от -5 до +66°.

Загрузка боеприпасов в СГ AUF1 осуществляется автоматически из магазина на 42 выстрела. Метательные заряды (МЗ) размещены в твердых сгораемых корпусах. Первые четыре выстрела выполняются за 25 с, а шесть - за 40 - 45 с в зависимости от дальности стрельбы. Диапазон дальностей стрельбы ОФС с донной выемкой ОЕ F1 и ОФС с донным газогенератором (ОФС ГГ) ОЕ F2/ LU111 составляют 3 230 - 23 500 и 4 200 - 30 000 м соответственно. Максимальная дальность достигается при выстреле седьмым зарядом, обеспечивающим начальную скорость 810 м/с.

Рис. 1. Общий вид 155-мм СГ GCT:
Общий вид 155-мм СГ GCT - вид спереди
а) вид спереди;
Общий вид 155-мм СГ GCT вид сзади
б) вид сзади
155-мм СГ GCT с открытыми люками башни, предназначенными для загрузки боеприпасов
Рис. 2. 155-мм СГ GCT с открытыми люками башни, предназначенными для загрузки боеприпасов

В 1988 году фирма «Жиат» приступила к производству нового варианта СГ GCT, получившего наименование AUF1 Т. Первая партия из 74 СГ поступила на вооружение СВ Франции. Модернизация системы предусматривает: замену вспомогательного бензинового двигателя мощностью 6,5 кВт газотурбинным «Микротурбо» мощностью 10,5 кВт; совершенствование системы автоматической загрузки боеприпасов с целью повышения надежности (рис. 2); установку механической гиро-платформы CITA 20 французской фирмы SAGEM для автономной навигации и определения азимута. В 1996 году последняя партия из 20 заказанных СГ этого варианта была поставлена в ВС Франции. Всего выпущено 179 AUF1 и 97 AUF1 Т.

В настоящее время необходимость модернизации артиллерийского парка связана с принятием руководством МО Франции «Совместного меморандума по баллистике» - JBMOU (Joint Ballistics Memorandum of Understanding [1]) для стран НАТО. Программа по поддержанию национальных артиллерийских систем на уровне мировых стандартов, о которой официально было объявлено в 1999 году, предполагает частичную и полную модернизацию 104 и 70 СГ GCT соответственно. 104 единицы гаубиц AUF1 необходимы для перевооружения трех 32-орудийных артиллерийских полков, учебного подразделения и боевого резерва, а 70 AUF1 Т - для двух таких полков. Остальные 99 СГ GCT останутся на хранении и могут при необходимости быть проданы за рубеж.

[1] Согласно требованиям этого меморандума подписавшие его страны будут переходить к использованию 155-мм орудий с новой баллистикой (длина ствола орудия 52 клб, объем зарядной каморы 23 л). Предыдущие нормы предусматривали ствол длиной 39 клб с зарядной каморой объемом 19 л. Кроме стволов длиной 39 и 52 клб, в последнее время получили широкое распространение стволы длиной 45 клб. В меморандуме утверждены также нормы для модульных метательных зарядов к 155-мм орудиям.

Генеральная дирекция по вооружениям Франции - DGA (Delegation Generale pour l'Armement) выдала фирме «Жиат» контракт в размере 325 млн французских марок (42 млн долларов) на разработку СГ AUF1 ТА и AUF2, в том числе и на производство десяти опытных образцов гаубицы первого типа. Обе версии должны иметь ходовую часть, аналогичную имеющейся у ОБТ АМХ-30В2, включая дизельный двигатель «Рено» МАК Е9 мощностью 750 л. с. (552 кВт) вместо существующего двигателя «Испано-Сюиза» HS110 (620 л. с. удельное соотношение мощности к массе 16,1 л. с/т) и трансмиссию ENC200 фирмы SESM. Они будут оснащены модернизированной бортовой автоматизированной системой управления огнем (АСУО) и автоматической системой наводки орудия, связанными с АСУО артиллерийскими подразделениями СВ Франции ATLAS (Automatisation du Tir et des Liaisons de FArtillerie Sol-sol). АСУО всех СГ будет осуществлять учет начальной скорости снарядов.

Для обеспечения навигации и целеуказания планируется использовать инерциальную платформу на базе гироскопа фирмы ВАе или фирмы SAGEM. Система навигации должна взаимодействовать с баллистическим вычислителем и баллистической станцией (БС), системой слежения за движением башни, принтером, системой связи и аппаратурой передачи данных.

В настоящее время командование СВ Франции планирует разместить одну баллистическую станцию на взвод из четырех орудий. При этом все орудия должны иметь метательные заряды одной партии. Гидравлические приводы наводки орудия по горизонтали и вертикали на СГ AUF1 ТА по-прежнему будут управляться вручную, в то время как на AUF2 предполагается разместить автоматическую систему наводки орудия с ручным дублированием.

Наиболее существенное отличие СГ AUF2 от предшествующих вариантов заключается в установке ствола длиной 52 клб и зарядной каморы объемом 23 л, что соответствует совместному меморандуму. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом (АРС) NR265 составляет 42 км. Согласно заявлению представителя фирмы «Жиат», люлька СГ AUF2 будет иметь наименьшие массогабаритные характеристики среди устройств данного класса.

В настоящее время при выстреле ОФС LU211 из ствола длиной 40 клб сила отката составляет 360 кН, а для АРС - 395 кН, допустимая длина отката 1 150 мм. С целью снижения силы отката и предотвращения превышения максимально допустимой длины отката разрабатывается новый дульный тормоз, эффективность которого, по заявлениям разработчиков, достигает 45 проц., в то время как у существующего она всего 30 проц. Другим важным элементом совершенствования СГ является снижение размеров деталей артиллерийской части, особенно клина затвора, дульного тормоза и противооткатных устройств. Новый, более легкий и компактный, поршневой клин затвора будет оснащен автоматической системой воспламенения порохового заряда и иметь единый привод для механизмов открывания и закрывания. Минимальные размеры, которые должны иметь компоненты артиллерийской части, будут окончательно утверждены в ходе испытаний различных вариантов противооткатных систем и измерения силы взаимодействия деталей (прочность, положение, инерция и т. д.), а также с учетом внутренней баллистики. В результате исследований различных вариантов конструкции дульного тормоза практически будет полностью исключена возможность бокового движения ствола во время выстрела.

Новым для артиллерийских систем является гидропневматическая система торможения отката. Принцип действия основан на гашении энергии отката путем передачи ее сжатому азоту, размещенному в емкости внутри противооткатных устройств. Данная энергия будет использоваться для приведения в действие клина затвора и механизма подачи снарядов. Ее значение зависит от угла возвышения ствола, что гарантирует безопасное заряжание и предотвращение излишнего давления на элементы выстрела.

Стандартный нехромированный ствол СГ AUF1 Т при системе метательных зарядов в жестких сгорающих картузах рассчитан на производство 4 000 выстрелов. В соответствии с меморандумом ствол для СГ AUF2 должен выдерживать 2 000 выстрелов на шестом заряде, состоящим из шести элементов комплекта модульных метательных зарядов (ММЗ) ТСМ (Top Charge Modules). Данный комплект ММЗ предназначен для формирования зарядов с третьего по шестой. Однако ожидается, что ствол СГ AUF2 базовой конструкции с полным тонким износостойким покрытием, который используется в СГ CAESAR, будет рассчитан на 2 000 выстрелов ОФС LU211 на пятом заряде и на 500 - 1 000 выстрелов на шестом.

Окончательно характеристика ствола будет определена после проведения под эгидой Генеральной дирекции по вооружениям Франции DGA программы по изучению износа канала ствола ADVITAR (Augmentation de la Duree dee Vie des Tubes d'Artillerie). Первоначально контракт по модернизации не предусматривал производство хромированного канала ствола, но в ходе выполнения программы ADVITAR по заказу фирмы «Жиат» фирмами-разработчиками было нанесено защитное покрытие в пяти стволах.

В отличие от американских и германских артиллерийские стволы французского производства имеют более толстое покрытие у каморы сгорания, чем у дульного тормоза. В ходе выполнения программы ADVITAR было произведено несколько сот выстрелов и, по словам представителей дирекции, достигнуты удовлетворительные результаты по снижению эрозии канала ствола. При испытаниях использовалась аппаратура измерения износа канала ствола, разработанная под эгидой дирекции DGA.

Запатентованная система измерения температуры стенок канала ствола была использована для определения параметров ствола для СГ AUF2. Датчики температуры были расположены на удалении 2 мм от внутренней стенки ствола. Данные от датчиков могут поступать в компьютер АСУО ATLAS на командном пункте батареи в реальном масштабе времени.

Максимальная скорострельность СГ AUF1T три выстрела за 15 с, практическая составляет шесть выстрелов за 50 с, скорострельность при продолжительной стрельбе 72 выстр./ч. На испытательных стрельбах экипаж одного орудия осуществил 108 выстрелов в течение часа. Для СГ AUF2 специалисты ожидают подобных параметров скорострельности, но возможно увеличить практическую скорострельность до 10 выстр./мин и реализовать практически одновременную доставку нескольких снарядов, выстреливаемых из одного орудия, в район цели. Предполагается, что за 14 с на дальности от 10 до 25 км будет доставляться 8 - 10 снарядов.

Автомат заряжания (A3), разработанный для СГ AUF2, предназначен для функционирования с ММЗ. Магазин разделен на две части. В левой части башни размещены 180 модулей МЗ, в правой - 42 снаряда. A3 состоит из магазина с ячейками, кронштейна, транспортера, наклонной плиты, вспомогательного поддона и толкателя.

В каждой ячейке хранится по шесть модулей ТСМ. Транспортер, скользящий по кронштейну, подхватывает модули из одной ячейки и доставляет их на наклонную плиту, с которой те скатываются на вспомогательный поддон. Далее рычаг толкателя по сигналам АСУО отбирает нужное число модулей, сначала они попадают на поддон толкателя, а затем подаются в камору сгорания, после чего и происходит выстрел. Оставшиеся на вспомогательном поддоне модули используются для следующего выстрела. Предлагаемый автомат заряжания формирует заряд, состоящий из модулей одного типа.

Предусматривается, что модули ВСМ (Bottom Charge Module) другой разновидности, предназначенные для создания первого и второго зарядов, будут доставляться в автомат заряжания вручную из отдельного магазина на 18 модулей. Данные заряды необходимы для учебных целей и стрельбы на короткие дистанции.

Модули обоих типов имеют одинаковые массу и размеры, но отличаются цветом и формой, что позволяет идентифицировать их в темноте. Модули ТСМ белого цвета и наполнены многосоставным порохом, а ВСМ зеленого - односоставным. Их сходство с американскими ММЗ MACS (Modular Artillery Charge System) состоит в конфигурации. Заряды можно использовать для стрельбы из 155-мм буксируемых и самоходных гаубиц таких, как PzH-2000 и AS-90.

По оценкам разработчиков, двум членам экипажа необходимо 20 мин для полной загрузки магазина с боеприпасами. Данные о количестве боеприпасов поступают в бортовой компьютер АСУО, как и во французском танке «Леклерк».

Броня башни гаубицы GCT обеспечивает защиту трех членов экипажа от осколков снарядов, боеприпасов стрелкового оружия по всем направлениям, а также от 12,7-мм боеприпасов в передней полусфере. Дополнительными средствами защиты являются пусковые установки для автоматического отстрела гранат с дымовыми завесами, которые размещены на передней стороне башни. Воздействию поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия препятствуют герметизация двери, фильтровентиляционные устройства и поддержание избыточного давления внутри башни и корпуса.

Для защиты в ближнем бою и от нападения с воздуха могут быть установлены 7,62-и 12,7-мм пулеметы. Угол вертикального наведения первого составляет от -20 до +45°, возимый боезапас - 2 050 выстрелов, включая 550 готовых, второго от -20 до +50° и 800 выстрелов соответственно.

Командование СВ Франции для СГ AUF2 в качестве шасси решило использовать ходовую часть танка АМХ-30 В2, но 19-т башня может быть размещена на шасси других ОБТ. В 70-е годы роль шасси для гаубиц GCT выполняла ходовая часть ОБТ «Леопард-1». Для СВ Индии рассматривается вариант установки башни GCT на шасси танка Т-72М1, выпускающегося в стране по российской лицензии, и индийского танка «Арджун», а для СВ Франции - СГ AUF2 на шасси французского танка «Леклерк». В этом случае дизельный двигатель V8X-1500 «Гипербар» мощностью 1 500 л. с. обеспечивал бы удельную мощность 33 л. с/т, которая может показаться излишней, но она, согласно доктрине СВ Франции, будет удовлетворять потребностям по мобильности для бронированных формирований. Это также позволило бы повысить возможность активной защиты от атак сверху, снизу, с флангов, что особенно актуально при миротворческих операциях.

Проекция СГ GCT (вид слева)

Завершить создание прототипов СГ AUF1 и ТА AUF2 планируется в июне 2002 года, стрельбы из СГ AUF2 - в декабре 2002-го, квалификационные испытания в 2003-м, начало производства первой партии в 2004-м. Производство СГ GCT для национальных СВ может быть завершено в 2008 году.

Модернизация артиллерийского самоходного парка СВ Франции, по оценке французских экспертов, позволит довести состоящие на вооружении артиллерийские системы до уровня, отвечающего современным требованиям и увеличить срок их службы на 20 лет.

Подполковник В. Русинов
«Зарубежное военное обозрение» №11 2001 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 

2001-2022 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001