Военное дело 
 главная  | каталог сайтов  | автору 

 

Модернизация истребителя МиГ-23

«Фазотрон» поможет МиГ-23 вновь расправить крылья

Истребитель МиГ-23 был создан в знаменитом конструкторском бюро А.И. Микояна и М.И. Гуревича в 1967 году и выпускался серийно с 1969 по 1984 год. Крыло изменяемой геометрии в сочетании с мощным двигателем значительно расширяло возможности машины в отношении базирования и осуществления перехвата маневренных высокоскоростных целей. Самолет состоял на вооружении ВВС и ПВО Советского Союза. Экспортировался в 25 стран мира, среди которых кроме стран - участниц Варшавского договора следует упомянуть Алжир, Анголу, Индию, Сирию, АРЕ, Ирак, КНДР и Вьетнам. Во многих странах эти самолеты принимали активное и успешное участие в боевых действиях.

Первая серийная модификация МиГ-23С была укомплектована РЛС «Сапфир-21» и системой вооружения, заимствованной от МиГ-21. По сути это был переходный вариант, который широкого распространения в строевых частях не получил.

В 1972 году начались летные испытания модификации МиГ-23М. Установленная на ней первая в СССР многофункциональная импульсно-доплеровская БРЛС «Сапфир-23Д-Ш» существенно улучшила боевые возможности истребителя за счет возможности выделения целей на фоне земли в режиме СДЦ (селекции движущихся целей). В составе вооружения МиГ-23М имелись УР Р-23Р с полуактивными головками самонаведения для ведения боя на средней дистанции без визуального контакта с противником. С 1976 года в войска стала поступать модификация МиГ-23МЛ, отличавшаяся БРЛС «Сапфир-23МЛ» с улучшенными характеристиками, более мощным двигателем Р-29-300 и обновленным составом вооружения. В дальнейшем МиГ-23МЛ были модернизированы в вариант МиГ-23 МЛД.

Хотя для своего времени МиГ-23 был передовой машиной, прекрасно решающей установленные для фронтовой авиации и авиации ПВО задачи, но из-за снижения радиолокационной и ИК- заметности истребителей четвертого поколения, отсутствия в составе БРЛС цифровой вычислительной машины и невозможности сопряжения «Сапфира-23» с новыми управляемыми ракетами, работающими в другом частотном диапазоне, самолет перестал соответствовать современным боевым задачам.

Возможность вдохнуть вторую жизнь в эту машину была весьма привлекательна, тем более что ресурс планера еще далеко не исчерпан. Повышение эффективности радиоэлектронных систем самолета и возможность применение нового высокоточного управляемого ракетного и бомбового вооружения после проведения рациональной модернизации вновь бы поставило самолет в один ряд с современными боевыми авиационными комплексами.

Основой такой модернизации должна стать замена бортовой радиолокационной станции «Сапфир-23» новыми БРЛС «Москит-23» или «Москит-21 К», разработанными и выпускаемыми ОАО «Фазотрон - НИИР».

АНПК имени А.И. Микояна и «Фазотрон» могут сегодня вновь превратить ветерана МиГ-23 в надежного бойца, способного не только вести воздушный бой, но и применять современное ракетное вооружение против защищенных наземных и морских целей. Не рассматривая вопросы модернизации планера, двигателя и общесамолетных систем, «Фазотрон - НИИР» готов предложить несколько вариантов обновления БРЭО истребителя МиГ-23. Заказчик, оценив свои финансовые ресурсы и определив необходимый и достаточный уровень модернизации исходя из стоящих перед ним задач, может выбрать любой из них. Разумеется, ему предстоит согласовать с АНПК «МИГ» перечень работ по доработке планера, а также по остальным аспектам, касающимся сферы авторского сопровождения.

Первый вариант модернизации МиГ-23-98-1 предусматривает замену БРЛС «Сапфир-23» или ее модификации на БРЛС «Москит-23», устанавливаемую в носовой части самолета на месте основного моноблока (антенна, приемник, передатчик основного и подсветного каналов БРЛС «Сапфир-23»).

В дополнение к основным режимам работы БРЛС «Сапфир-23» новая станция «Москит-23» располагает следующими возможностями.

В режиме «воздух - воздух»:

  • дальномерно-поисковый режим и сопровождение;
  • сопровождение на проходе восьми целей с одновременной атакой двух из них;
  • ближний бой.

В режиме «воздух - поверхность»:

  • картографирование при поиске наземной или морской цели методами:
    • реального луча;
    • доплеровского обострения луча;
    • синтезирования апертуры антенны;
  • обнаружение движущихся наземных (морских) целей;
  • измерение дальности до земли.

БРЛС «Москит-23» сопрягается с современными УР класса «воздух - воздух» типа Р-27Р(Т), РВВ-АЕ, Р-73 и позволяет использовать УР типа Р-23Т, Р-24Т. Сопрягается также с УР класса «воздух - поверхность» Х-31А, корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр, НРС, СПВ, что позволит прицельно сбрасывать обычные свободнопадающие бомбы.

Оснащение МиГ-23 новой многофункциональной БРЛС «Москит-23» повысит боевую эффективность самолета, во-первых, за счет удаления рубежа обнаружения воздушной цели до 90 км, а во-вторых, путем использования режима картографирования и применения противокорабельных УР Х-31А с активными ГСН с дальностью пуска по морским целям до 100 км, а также использования корректируемых авиабомб КАБ-500Кр.

Второй вариант модернизации МиГ-23-98-2 является как бы компромиссным, поскольку не требует демонтажа БРЛС «Сапфир-23» и соответственно перекомпоновки носовой части самолета, а предусматривает в составе штатной станции новую РЛС «Москит-21 К» в контейнерном варианте. Как и «Москит-23», эта РЛС сопрягается с перечисленным выше вооружением.

Применение «Москит-21 К» повышает боевую эффективность за счет увеличения дальности рубежа обнаружения воздушной цели типа «истребитель» до 50 км, применения режима картографирования, использования всего парка УР класса «воздух - воздух» типа РВВ-АЕ, Р-27Р/Т, Р-73Э, а также ПКР Х-31А, НУРС, корректируемых и свободнопадающих бомб. Третий вариант модернизации МиГ-23-98-3 предусматривает в существующем самолете использование современных ракет. Для этого необходима установка дополнительного канала радиокоррекции FRC в носовой части самолета, что потребует применения дополнительно к штатному вооружению современных УР РВВ-АЕ, Р-27Т и Р-73. Оснащение самолета УР РВВ-АЕ с активной ГСН в дополнение к штатным ракетам Р-23Р и Р-24Р увеличивает дальность рубежа пуска ракет во встречном бою до 50 км.

Для всех вариантов возможна установка аппаратуры радиоэлектронного противодействия - станции активных помех, автоматически взаимодействующей с бортовым радиолокатором, разработанным совместно с ГосНИРТИ.

Все рассмотренные варианты БРЛС разработаны ОАО «Фазотрон - НИ ИР» совместно с АНПК «МИГ» - конструкторским бюро, давшим жизнь МиГ-23 и более чем кого бы то ни было знающим свое детище. Две знаменитые фирмы квалифицированно помогут потенциальным заказчикам советом и делом. Ветеран воздушных боев 70 - 80-х годов будет способен наносить удары в небе XXI века.

Анатолий КАНАЩЕНКОВ,
Юрий ГУСЬКОВ,

Фото
Сергея Скрынникова,
Анатолия Сергеева

 
Вестник воздушного флота ?? ????

Читать дополнительно: Численный состав истребителей МиГ-23 в ВС стран мира на начало 2002 г



 
[ главная | назад | наверх ]
 
 

2001-2022 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001