![]() | |||
|
войска и вооружениеАрмия· Танки · Бронемашины · Артиллерия · Стрелковое оружие Авиация · Самолеты · Вертолеты · Оружие Флот · Надводные корабли · Подводные лодки Космос Приборы и оборудование дополнительные материалыФотогалереяВойны и кризисы Психологические войны Армии стран мира Снаряжение Терроризм Экология ОМП Энциклопедия · Символика · Уставы Юмор |
Военно-транспортный самолет C-17A «Глоубмастер» III (Макдоннелл-Дуглас)В прошлом десятилетии основной задачей военно-транспортной авиации США в случае возникновения крупномасштабного военного конфликта между НАТО и странами Варшавского договора считалась транспортировка войск через Атлантический океан для усиления американских вооруженных сил, находящихся в Западной Европе. В 1981 году в результате ряда исследований был определен минимально необходимый объем стратегических воздушных трансатлантических перевозок - примерно 96 млн. т. км в сут. Однако имевшийся в 1980-х годах в распоряжении ВВС США парк стратегических и оперативно-стратегических военно-транспортных самолетов Локхид С-5 и С-141, а также машин гражданского резерва военно-транспортной авиации CRAF, обеспечивал трансатлантические перевозки лишь в объеме 66,3 млн. т. км в сут. В этих условиях ВВС США приступили к реализации программы создания военно-транспортного самолета нового поколения С- Х, способного участвовать в наведении воздушных мостов и применяться для высадки крупных парашютных десантов в условиях полномасштабной войны в Западной Европе, когда основные аэродромы могут быть уничтожены или выведены из строя. ![]() Запрос предложений по этой программе был выдан ВВС в октябре 1980 года. В конкурсе проектов участвовали лидеры самолетостроения - «Боинг», «Локхид» и «Макдоннелл-Дуглас». 28 августа 1981 года было объявлено о выборе в качестве головного разработчика фирмы «Макдоннелл- Дуглас». Эскизное проектирование самолета С-Х началось в январе 1982 года, а 31 декабря того же года был подписан контракт стоимостью 3,4 млрд. дол. на полномасштабную разработку самолета, получившего военное обозначение С-17А, и постройку трех опытных машин (одну - для летных и две - для статических испытаний). Постройка первого самолета началась 2 ноября 1987 года, к летным испытаниям приступили лишь 15 сентября 1991 года. Сборка первого серийного самолета на авиационном заводе в городе Лонг-Бич завершилась 21 декабря 1990 года, а его первый полет состоялся 18 мая 1992-го. В феврале следующего года С-17А было присвоено название «Глоубмастер»III. Тем временем на авиабазе ВВС США шли летные испытания опытной машины: 11 апреля 1992 года была проведена первая дозаправка в воздухе, а в мае - зафиксирована максимальная скорость - 944 км/ч (М=0,875), достаточно высокая для широкофюзеляжного военно-транспортного самолета. 9 июля 1993 года прошло первое парашютное десантирование; максимальный груз, сброшенный с борта «Глоубмастера»III, составил 18 160 кг. В соответствии с первоначальными планами ВВС США до 2000 года ожидали получить 210 самолетов. Полная стоимость программы оценивалась в 37,1 млрд. дол. при цене одной машины в 125 млн. дол. (без учета НИОКР и других накладных расходов). В 1991 году объем заказа сократили до 120 единиц. Их закупки планируется завершить в 2003 финансовом году, а поставки - в 2004-м. ![]() Самолеты С-17А предполагается использовать прежде всего для переброски в Западную Европу легких пехотных дивизий (до 10 менее чем за две недели). Отличительной особенностью машины является возможность перевозки грузов не только к театрам военных действий, но и в пределах одного из них с посадкой на небольшие малоподготовленные аэродромы. «Глоубмастер»III сочетает в себе свойства созданных ранее стратегического военно-транспортного самолета С-5 (перевозка крупногабаритных грузов) и оперативно-тактического ВТС Локхид С-130 (способность эксплуатироваться с ВПП размерами 915х27 м). Применение С-17А позволяет разгрузить тыловые аэродромы, устраняет необходимость
перегрузки снаряжения в тактические самолеты и таким образом уменьшает в них потребность. В
конце 1980-х годов в ФРГ имелось лишь 47 аэродромов, пригодных для эксплуатации самолетов С-
141 и 18 - для С-5. В то же время С-17А может применяться со 132 германских аэродромов. К другим
важным особенностям этого самолета относятся: В инициативном порядке фирмой «Боинг», поглотившей в 1996 году фирму «Макдоннелл- Дуглас», ведутся работы над стратегическим вариантом ВТС С-17А, предназначенным для замены С- 5. Машина должна иметь фюзеляж, удлиненный (в зависимости от варианта) на 3,6 или на 12 м, а также увеличенную грузоподъемность. В случае принятия ВВС США решения о закупке этих машин они могут поступить на вооружение после 2006 года. Самолет С-17А выполнен по нормальной аэродинамической схеме с фюзеляжем большого диаметра, высоко расположенным крылом и Т-образным оперением. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов. Доля композиционных материалов составляет 10 - 15% (из них сделаны поверхности управления, концевые поверхности крыла, створки шасси зализы и обтекатели). Гарантируемый ресурс планера - 30 000 летных часов, из которых 10% должно приходиться на полеты на высоте 90 м. Механизация крыла включает предкрылки по всему размаху и двухщелевые закрылки с обдувом потоком газов от двигателей, занимающие около 2/3 размаха крыла. Закрылки могут устанавливаться в любом промежуточном положении для оптимизации режима полета. Фюзеляж - типа полумонокок со скошенной вверх хвостовой частью, снизу которой расположены два аэродинамических гребня. Грузовая кабина - с задней грузовой рампой, на которой в полете крепится груз массой до 18,1 т. Рампа – четырех секционная с гидравлическим приводом. Она устанавливается под различными углами наклона. Погрузочно-разгрузочное оборудование включает рельсовые направляющие и роликовый конвейер. В грузовой кабине можно разместить основной боевой танк М1 «Абрамс», боевые машины пехоты «Бредли», тяжелые грузовики массой до 45 т (по два в ряд), джипы (по три в ряд), самоходную гаубицу калибра 155 мм, до трех боевых вертолетов АН-64 «Апач», до 18 контейнеров 463L с грузом. Имеется 54 откидных несъемных сиденья для перевозки личного состава, дополнительные 48 планируется хранить внутри самолета. По бортам установлены стойки для 12 носилок. Нижняя часть фюзеляжа защищена противопульной броней. С-17А допускает беспосадочное десантирование грузов на платформах с предельно малых высот посредством вытяжных парашютов, а также выброс до 102 парашютистов. Типовая численность экипажа С-17А - три человека: командир, второй летчик, а также оператор погрузочно-разгрузочного оборудования. Еще есть места для двух наблюдателей. Шасси трехопорное, убирающееся, с гидравлическим приводом и возможностью аварийного выпуска под действием собственного веса. Оно рассчитано на посадку при скорости снижения 4,57 м/с и эксплуатацию с бетонированных и не бетонированных ВПП. Передняя опора - двухколесная, складывается вперед. Основные опоры – шести колесные, с двумя последовательно расположенными одноосными трехколесными тележками, убираются в обтекатели по бокам фюзеляжа. Система торможения позволяет остановить движущийся со скоростью 240 км/ч самолет массой 228 т на дистанции 490 м за 14с. Силовая установка С-17А включает четыре ТРДД F117-PW-100, смонтированных на пилонах под крылом. ВСУ «Гаррет» GTCP331 размещена в отсеке правой основной опоры шасси. Топливо содержится в баках суммарной емкостью 102 614 л. Имеется система дозаправки в полете. Система управления полетом - электродистанционная цифровая с четырехканальным резервированием и приводом органов управления (элеронов, рулей высоты и направления) от двух гидравлических систем. Кроме того, существует резервная система управления с механической проводкой к гидроприводам. Приборное оборудование включает два индикатора на лобовом стекле и четыре многофункциональных - на цветных ЭЛТ. В качестве резервных используются обычные электромеханические приборы. Возможно применение очков ночного видения. Самолет оснащен бортовой автономной системой генерирования нейтрального газа OBIG-GS, метеорологической РЛС Бендикс AN/APS-133(V), приемником навигационной спутниковой системы GPS. «Вестник воздушного флота» ?? ????
Подробнее: Военно-транспортные самолеты пятого поколения Оперативно-тактический самолет AMC FLA Тактический самолет C-130J «Геркулес»II Оперативно-тактический самолет Ан-70 Оперативно-тактический самолет Ту-330 |
|
|
2001-2022 © Военное дело/Voennoe delo Открыт 18 марта 2001 |