![]() | |||
|
войска и вооружениеАрмия· Танки · Бронемашины · Артиллерия · Стрелковое оружие Авиация · Самолеты · Вертолеты · Оружие Флот · Надводные корабли · Подводные лодки Космос Приборы и оборудование дополнительные материалыФотогалереяВойны и кризисы Психологические войны Армии стран мира Снаряжение Терроризм Экология ОМП Энциклопедия · Символика · Уставы Юмор |
Индо-Пакистанский конфликтК истории Кашмирского вопросаКашмирский вопрос возник после раздела колониальной Индии и образования в 1947 году независимых государств - Индийского Союза и Пакистана. Правителям княжеств согласно закону о независимости Индии от 3 июня 1947 года было предоставлено право присоединиться к одному из доминионов или остаться вассалами британской короны. Махараджа Кашмира не присоединился ни к одной из стран. Недовольство населения княжества (90 проц. мусульман) его деспотическим правлением привело к вооруженному восстанию. Обстановка в Кашмире осложнилась в октябре 1947 года в результате вторжения отрядов пуштунов из Пакистана. Махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи, заявив о готовности присоединиться к Индийскому Союзу. 26 октября 1947 года присоединение Кашмира к Индии было оформлено специальным соглашением, которое не признал Пакистан, что привело в итоге к вооруженному конфликту между двумя государствами (1947 - 1948). При посредничестве миротворческих сил ООН, установивших временную линию прекращения огня, боевые действия из-за Кашмира были завершены. Линия прекращения огня (по состоянию на 29 июля 1949 года) разделила княжество на территории, контролируемые Пакистаном (треть Кашмира на западе и северо-западе - так называемый Азад Кашмир (Свободный Кашмир) и контролируемую Индией большую (около 60 проц.) часть Кашмира, которая позднее стала штатом Индии Джамму и Кашмир с закрепленным в конституции страны особым статусом. В августе-сентябре 1965 года вспыхнул второй вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. В результате усилий Советского Союза и ряда других стран, а также согласованных действий государств в Совете Безопасности Пакистан и Индия согласились прекратить военные действия в ночь на 23 сентября 1965 года, восстановив линию прекращения огня в Джамму и Кашмире в том виде, в каком она существовала до 5 августа 1965-го, и отвести войска от границы. Кашмирский вопрос с конца 40-х годов стоял в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи ООН, неоднократно рассматривался на заседаниях Совета Безопасности. В принятых по инициативе Пакистана резолюциях СБ (от 13 августа 1948-го и 5 января 1949-го) зафиксированы положения о предоставлении кашмирскому народу права на самоопределение посредством проведения плебисцита. Индийская сторона при рассмотрении проблемы категорически выступала против этого, считая, что вопрос решен правителем бывшего княжества Джамму и Кашмир в пользу вхождения в состав Индии. 9-10 декабря 1955 года в рамках визита в Индию Джамму и Кашмир посетили председатель Совета министров СССР Н. А. Булганин и член Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущев. Это был первый визит советских руководителей высшего уровня в Кашмир. В поездке их сопровождала Индира Ганди. Советские руководители посетили Сринагар (административный центр штата), где провели переговоры с главой Кашмира Караном Сингхом, премьер-министром Кашмира Гулямом Мохаммедом Бахши. Выступая на приеме у премьер-министра Кашмира, Н. С. Хрущев заявил, что «Советский Союз всегда считал, что решение вопроса о государственном статусе Кашмира должно быть делом самого кашмирского народа, в соответствии с принципами демократизма и интересами укрепления дружественных отношений между народами этого района». При обсуждении кашмирского вопроса в Совете Безопасности ООН представители СССР, как правило, воздерживались от голосования. В январе 1957 года глава делегации СССР А. А. Соболев выступил с изложением позиции Советского Союза по кашмирскому вопросу. Он заявил, что «первоначально кашмирский вопрос был поставлен в СБ в качестве вопроса о защите населения Кашмира от враждебных действий некоторых племен с территории Пакистана. Позже, в результате действий некоторых держав, СБ сосредоточил свое внимание не на содействии разрешению вопроса путем непосредственного соглашения сторон, а на подготовке плебисцита при наличии наблюдения и вмешательства в это дело извне. В 1951 году кашмирский народ избрал учредительную ассамблею, которая в 1954-м подтвердила присоединение штата Джамму и Кашмир к Индии, а в 1956-м была принята конституция штата, закрепившая права его автономии в составе Индии. Таким образом, считает советская делегация, вопрос о Кашмире решен самим народом Кашмира, он рассматривает себя в качестве неотъемлемой части Республики Индии». 4 сентября 1965 года, в связи с разраставшимся вооруженным конфликтом между Индией и Пакистаном, правительство Советского Союза выразило готовность оказать этим странам посреднические услуги в решении конфликта. С 4 по 11 января 1999 года в Ташкенте состоялись переговоры Мохаммед Айюб Хана и премьер-министра Индии Лал Бахадур Шастри при участии председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. 10 января была подписана Ташкентская декларация, в соответствии с которой стороны согласились отвести свои войска в пределы границ, существовавших до начала войны, в ней также содержались обязательства не прибегать к силе и улаживать все споры мирными средствами. 12-16 июля 1966 года в Москве находилась с официальным визитом премьер-министр Индии Индира Ганди. В ходе визита она заявила о решимости ее правительства полностью осуществить Ташкентскую декларацию. Превращение кашмирского вопроса в проблему долговременного характера, неудачные попытки решать его при посредничестве ООН, события 1971 года (связанные с образованием Бангладеш), вновь приведшие к вооруженному противостоянию, в ходе которого в очередной раз была нарушена линия прекращения огня в Кашмире, способствовали созданию сторонами необходимости выработки новых подходов к урегулированию спорного вопроса с учетом реально сложившейся ситуации в Джамму и Кашмире. В январе 1993 года президент РФ Борис Ельцин в ходе визита в Индию, на встрече с представителями индийской общественности в центральном зале парламента республики, поддержал позицию Индии по Кашмиру, выступив против терроризма, в защиту единства и целостности республики. 7-10 июля 1997 года состоялся официальный визит в РФ министра иностранных дел Пакистана Гохара Айюб Хана. В ходе переговоров с министром иностранных дел РФ Евгением Примаковым пакистанская сторона обратилась к России с просьбой принять участие в урегулировании индийско-пакистанских противоречий вокруг Кашмира. 3-4 марта 1998 года в Пакистане с рабочим визитом находился заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин, который, в частности, выступил с предложением о посредничестве России в решении индийско-пакистанского конфликта вокруг Кашмира. 19-21 апреля 1999 года Москву с официальным визитом посетил премьер-министр Пакистана Наваз Шариф. По окончании переговоров премьер-министр РФ Евгений Примаков сообщил, что Н. Шариф обратился с просьбой к России активизировать свое участие в миротворческом процессе в Южноазиатском регионе. В ответ на просьбу Примаков заявил, что Россия готова принять участие в усилиях по стабилизации обстановки в Южной Азии и улучшению отношений между государствами в регионе. 26 июня 1999 года в Москву с официальным визитом прибыл спецпредставитель премьер-министра Пакистана по кашмирским делам Куршид Махмуд Касури, который доставил личное послание премьер-министра Наваза Шарифа российскому президенту Борису Ельцину с призывом к России выступить посредником в урегулировании вооруженного конфликта с Индией в Кашмире. 2-5 октября 2000 года состоялся государственный визит в Индию президента РФ Владимира Путина. Выступая в индийском парламенте, российский президент подтвердил, что кашмирскую проблему можно урегулировать только на базе компромиссов при безусловном уважении «линии контроля» и без вмешательства извне. 21 января 2002 года, находясь в Москве, спецпредставители Пакистана Наджамуддин Шейх и Асфандъяр Вали передали министру иностранных дел РФ Игорю Иванову личное послание главы пакистанского государства Первеза Мушар-рафа президенту России Владимиру Путину. В послании изложены позиции Исламабада в том, что касается снижения уровня противостояния с Индией, а также той помощи, которую может оказать в этом процессе Москва. «Этот конфликт -дело не только Пакистана и Индии, но и других стран. Россия как влиятельная региональная и мировая держава могла бы сыграть здесь конструктивную роль», - подчеркнул Н. Шейх. 25 мая 2002 года в Санкт-Петербурге президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия предпринимает шаги, чтобы не допустить дальнейшего распространения индийско-пакистанского конфликта. Он отметил, что «рассчитывает встретиться» с президентом Пакистана и премьер-министром Индии в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Алма-Ате. Таким образом, Россия вновь выступит в роли посредника, чтобы не допустить войны в Южной Азии. «Зарубежное военное обозрение» №6 2002 г.
|
|
|
2001-2022 © Военное дело/Voennoe delo Открыт 18 марта 2001 |