Военное дело 
 главная  | каталог сайтов  | автору 

 

Восстание тамилов на Шри-Ланке

Часть 2. Авиация

К началу конфликта ВВС Шри-Ланки находились в упадочном состоянии и фактически могли использовать только 7 вертолетов Bell 206 и несколько транспортных самолетов DC-3. Для выполнения боевых задач указанные вертолеты срочно вооружили 70-мм установками НУРС и 12,7-мм пулеметами. Кроме того, в 1984 закупили еще 2 вертолета того же типа и 2 Bell 212.

В целях содействия флоту в пресечении перевозок тамилов была сформирована 3-я морская разведывательная эскадрилья, оснащенная мобилизованными гражданскими самолетами (3 deHavilland Doves, 1 deHavilland Heron, 2 Riley Skyliner Heron), размещенная в Чина-Бэй (под Тринкомали). Данные самолеты могли подолгу патрулировать воздушное пространство над морем и наводить боевые катера на подозрительные плавсредства, однако отсутствие необходимого оборудования не позволяло им действовать ночью, когда Тигры осуществляли основную часть своих транспортных операций. Во второй половине 80-х эскадрилья пополнилась шестью Cessna 337 Super Skymasters.

Эскалация конфликта вынудила заняться приобретением самолетов, способных осуществлять непосредственную поддержку войск на поле боя. Выбор пал на Siai Marchetti SF-260 - легкий учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет. Первые 3 SF-260 поступили в 1985, причем в том же году два из них разбились. В следующем году ВВС пополнились 5 машинами данного типа, а в 1988 - еще тремя. В 1990-1991 в Мьянме (Бирме) было закуплено 12 бывших в употреблении SF-260. Могущие нести до 300 кг бомб (максимальным калибром 114-кг), 70-мм НУРС и пулеметы на подвесках, SF-260 пользовались большой популярностью на Шри-Ланке и являлись основным ударным самолетом до середины 90-х.

Значительно усилилась и вертолетная составляющая - для выполнения боевых и транспортных задач в 1985 году приобрели 9 Bell 212, вооруженных 12,7-мм пулеметами в бортовых проемах и двумя блоками НУРС или пулеметами на подвесках. Данные вертолеты зачастую использовались подразделениями спецназначения. Для перевозки командного состава и перевозки грузов закупили 4 Bell 412 (в 1985) и 3 Bell 212 (в 1986).

Учитывая особую важность снабжения осажденных повстанцами гарнизонов, транспортные возможности ВВС усилили тремя Avro HS748, двумя Y-8 и девятью Y-12. Последние оказались наиболее ценным приобретением и стали "рабочей лошадкой" войны, занимаясь не только переброской войск и грузов, но и разведкой над морем. Более того, Y-12 активно использовались в качестве импровизированных бомбардировщиков.

С октября 1987 по март 1990 боевую работу против тамилов вела индийская авиация. Как следствие практически полного отсутствия средств ПВО у повстанцев, индийские ВВС несмотря на 70000 вылетов не потеряли ни одного летательного аппарата.

Уже с 1987 года редко какая операция правительственных войск обходилась без воздушной поддержки: самолеты и вертолеты наносили удары по противнику, высаживали десанты, эвакуировали раненых, доставляли боеприпасы, горючее, продовольствие. Тигры в свою очередь предпринимали попытки усиления ПВО. 13 сентября 1990 во время вылета на поддержку осажденных в Форте Джафны войск был сбит SF-260, пилот которого стал первым ланкийским летчиком погибшим от вражеского огня в этом конфликте.

Летом 1992 во время операции "Balavegaya II" разбился Y-12, все 18 человек находившиеся на борту погибли. Предположительно причиной гибели импровизированного "бомбардировщика" стал взрыв собственной бомбы.

В 1991 на вооружение ланкийских ВВС поступили китайские реактивные истребители: 4 одноместных F-7BS, и "спарки" - 1 FT-7 и 2 FT-5. Эти машины оказались не лучшим выбором для решения имевшегося круга задач: слишком скоростные и не обладающие хорошим прицельным комплексом они не могли ни эффективно поддерживать наземные войска, ни бороться с катерами тамилов. Поэтому уже в 1992 в Аргентине закупили 4 штурмовика IA 58 Pukara. Однако и "аргентинцы" не оправдали возлагавшихся на них ожиданий, преимущественно из-за частых поломок и проблем с запчастями. Уже к концу 1997 оставшиеся "Пукары" стали на прикол, а через несколько лет были окончательно списаны.

Наконец, в 1995 на вооружение правительственных ВВС поступили первые 6 закупленных у Израиля "Кфиров". Данный реактивный истребитель-бомбардировщик очень хорошо показал себя на Шри-Ланке при нанесении ударов по формированиям Тигров на линии соприкосновения, их тыловым базам и кораблям, став таким образом достойным "преемником" SF-260, переведенных теперь из учебно-боевых в просто учебные.

Усиливалось и вертолетное крыло: в 1992 в России приобрели 12 Ми-17, еще 3 машины этого типа поставила Украина в 1996 году. Значительно большая грузоподьемность Ми-17 по сравнению с Bell 212 позволила возложить на него основную часть задач по снабжению войск на передовой, тогда как Bell 212 начали использовать в основном в интересах спецподразделений. Впрочем, и Ми-17 иногда привлекались к десантированию, например, во время боев за базу Муллайтиву в июле 1996 года.

Следующим логичным шагом в направлении повышения возможностей ВВС стало приобретение первого действительно боевого вертолета - в 1995-1996 из Украины прибыли 6 Ми-24, сразу же включившиеся в "работу". Среди их целей были не только сухопутные, но и морские - благодаря небольшой скорости и мощному вооружению "крокодил" стал серьезным противником катеров Тигров. Там же и тогда же закупили 7 Ан-32, составивших вместе с Y-12 основу транспортной авиации.

Не сидели сложа руки и тамилы. На "черном рынке" ими были закуплены ПЗРК "Стрела" (предположительно из запасов армии Камбоджи). 28 апреля 1995 вблизи авиабазы Палали (на полуострове Джафна) ракетой был сбит HS748, погибло 54 пассажира и члена экипажа. На следующий день там же тамилы уничтожили еще один HS748, погиб 51 человек.

14 июля при выполнении штурмовки тамилы сбили "Пукару".

13 сентября в районе Негомбо упал в море Ан-32 (75 погибших). По одной из версий, причиной катастрофы было заложенное на борту взрывное устройство. Такая же участь постигла 28 ноября Ан-32 в районе Палали (63 погибших).

18 ноября при подлете к Палали наземным огнем сбит Y-8, жертвами инцидента стали все 5 находившихся на борту лиц.

22 января 1996 года у северо-восточного побережья бесследно исчез Ми-17 с 39 военнослужащими на борту. Еще одна потеря пришлась на конец года: 7 декабря Bell 212, перевозивший ряд высших командиров с полуострова Джафна, по техническим причинам совершил вынужденную посадку на контролируемой Тиграми территории. В результате срочно организованной спасательной операции людей удалось вывезти, однако сам вертолет пришлось подорвать.

1997 год принес ланкийским ВВС много неприятностей. 20 января в районе Джафны пропал совершавший патрульный полет Y-12. На следующий день в районе Негомбо упал в море "Кфир".

21 февраля при взлете с аэродрома Ратмалана потерпел аварию Ан-32. Самолет упал в расположенной рядом болотистой местности, погибли 3 человека из 62 находившихся на борту. А ровно через два месяца, 21 апреля, там же произошло летной происшествие с еще одним Ан-32: в условиях плохой видимости самолет осуществил жесткую посадку, сломалось шасси, получили повреждения винты и фюзеляж. Хотя повреждения были серьезными (специалисты оценили стоимость восстановления в половину закупочной стоимости), однако никто из находившися в самолете не погиб.

6 марта во время атаки на авиабазу Чина-Бэй тамилы уничтожили на земле еще один Y-12. 16 марта во время тренировочного полета взорвалась "Пукара". 19 марта в районе полуострова Джафна пропал Ми-24 (вместе с находившимися на борту 8 военнослужащими).

10 ноября у северо-восточного побережья был сбит и упал в воду Ми-24, оба пилота погибли, но стрелки сумели спастись. 25 ноября разбился Bell 212. В довершение ко всему перечисленному, был потерян учебно-тренировочный SF-260.

Начина с 1997 года ланкийская армия активно начала использовать приобретенные в Израиле БПЛА. С их помощью удалось обнаружить ряд важных целей, например, сооруженную тамилами небольшую пробную ВПП или суда снабжения. Разумеется, интенсивное применение повлекло за собой и потери: за 1997-1999 разбилось не менее 6 БПЛА.

4 января 1998 года в районе Олумаду был поражен из РПГ только что приземлившийся Ми-17, доставлявший припасы для войск, задействованных в операции "Jayasikuruy".

26 июня в районе Анурадхапуры разбился Ми-24. Тамилы заявляли о своей причастности к инциденту, однако, учитывая что Анурадхапура находится в глубоком тылу правительственных войск на заселенной сингалами территории, более вероятной представляется обычная катастрофа.

В сентябре того же года произошел трагический инцидент с гражданским самолетом Ан-24, совершавшим рейс из Джафны в Коломбо. По всей видимости, он был принят за транспортник правительственных войск и сбит ракетой ПЗРК в районе острова Маннар, экипаж и пассажиры погибли.

В 1999 ланкийские ВВС приобрели 4 Bell 212 и 3 Ми-35. Отметим, что хотя первые "крокодилы" закупали на Украине за очень небольшую сумму, но постоянные проблемы с их поддержанием в работоспособном состоянии поспособствовали принятию решения в пользу поставок Ми-35 из России - хоть и дороже в 3 раза, но с обязательным техническим сопровождением "Роствертола".

Однако настоящий "бум" закупок авиатехники последовал в 2000 году. С одной стороны, он был вызван рядом тяжелых поражений понесенных правительственными войсками начиная с ноября 1999 года. С другой - успешно растущая экономика наконец-то позволила правительству Шри-Ланки приступить к реализации обширных планов технического переоснащения авиации, армии и флота. Из Израиля поступили 8 "Кфиров", с Украины 6 Миг-27 и 3 Ан-32, из Великобритании 2 С-130. С 2000 по 2004 год Россия поставила еще не менее 20 Ми-35, в результате чего количество ударных вертолетов возросло в 4 раза.

На смену "старичкам" SF-260W пришли закупленные в Китае учебно-тренировочные РТ-6 и К-8. Легкая транспортная авиация пополнилась несколькими Beech King Air 200. Один из Beech 200 поставлен в разведывательном варианте и оснащен оборудованием для перехвата и пеленгации радиопереговоров, а также инфракрасными сканерами. В то же время, планы по реанимации 3-й морской разведывательной эскадрильи, оставшейся к этому моменту без техники, не реализовались из-за нехватки средств.

Естественно, ланкийские ВВС не только пополнялись, но и несли потери. В декабре 1999 во время ожесточенных боев в районе Парантана был подбит и упал в лагуну Джафна Ми-24. Еще один Ми-24 был подбит недалеко от Чавакачерри 24 мая 2000 года, погибли оба стрелка, пилоты получили ранения, но сумели совершить вынужденную посадку. В октябре того же года во время атаки тамильских "камикадзе" на гавань Тринкомали группа прикрытия сбила ракетой очередной Ми-24. Половина экипажа выжила, а сам вертолет с телами погибших летчиков был поднят через несколько дней.

В разгар боев собственных сил для транспортных перевозок не хватало, поэтому правительство арендовало несколько самолетов. Один из них, Ан-26 с украинским экипажем, был сбит 30 марта 2000 в районе Вавунии ракетой ПЗРК. Экипаж и находившиеся на борту более 30 раненых погибли.

Вносили свою лепту в потери и летные происшествия, напрямую не связанные с боевыми действиями. Так, 24 июля возле Коломбо разбился F-7, а 15 сентября на восточном побережье потерпел катастрофу Ми-17, перевозивший нескольких высокопоставленных правительственных чиновников. В августе 2001 разбился Миг-27.

Большую известность приобрела атака тамилов на авиабазу Катанаике в июле 2001 года. Диверсионная группа, проникнув на аэродром, уничтожила два "Кфира", один Миг-27, два Ми-17 и три К-8. Поскольку военный аэродром Катанаике фактически составляет единый комплекс с международным аэропортом Коломбо, диверсанты не ограничились только военными летательными аппаратами, "добавив" к ним еще 4 сожженных аэробуса (2 А-330, 1 А-320 и 1 А-340) компании "Лион Эйр", находящейся в совместной собственности Шри-Ланки и ОАЭ.

В начале 2002 правительство и повстанцы заключили перемирие, однако уже после этого состав ВВС уменьшился на несколько самолетов вследствие авиапроисшествий: в августе 2002 разбился Y-8, в сентябре того же года "Кфир", а 9 июня 2004 очередной Миг-27.

В заключение скажем несколько слов о структуре и базировании ланкийской авиации на сегодняшний день. Имеется 5 основных авиабаз: Катанаике, Ратмалана (к югу от Коломбо), Вавуния, Анурадхапура и Миннерия (восточнее Анурадхапуры). Важное значение имеют также вспомогательные авиабазы в Палали, Чина-Бэй, Баттикалоа, Ампарай и Сигирии. В Катанаике базируются 5-я истребительная эскадрилья (Миг-27, F-7, FТ-7, FT-5), 10-я истребительная эскадрилья ("Кфиры"), 4-я вертолетная эскадрилья, задачей которой является перевозка VIP-персон (Bell 206 и Bell 412), а также 14-я учебная эскадрилья оснащенная К-8. В Ратмалане расположены 2-я тяжелая транспортная эскадрилья (Ан-32, С-130) и 8-я легкая транспортная эскадрилья (Y-12 и Beech 200). 7-я (Bell 206 и Bell 212) и 9-я (Ми-24 и Ми-35) эскадрильи базируются в Миннерии. 6-я вертолетная эскадрилья на Ми-17 и 11-е авиаподразделение, эксплуатирующее БПЛА, находятся в Вавунии. Наконец, в Анурадхапуре базируется 1-е учебное авиакрыло на РТ-6, Цессна-150 и SF260ТР.

Павел Нечай
Для сайта «Военное дело», март 2005 г.


 
[ главная | назад | наверх ]
 
 

2001-2022 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18 марта 2001